О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала

Сегодня одной из главных задач обучения и воспитания является воспитание достойного гражданина. В формировании личности, воспитании этических норм подрастающего поколения в течение ряда веков народ руководствовался неписанными нормами, правилами, обычаями и традициями, сконцентрированными в устном народном творчестве. Такие человеческие качества, как героизм, самоотверженность, мужество и храбрость, цельность характера обусловливались и формировались спецификой народной жизни. Эти нравственные регуляторы имели огромное воспитательное значение, ибо они вобрали в себя и сохранили общечеловеческие нормы морали. Народ был основным носителем и хранителем этих ценностей.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время особо актуальной является возрождение у детей национального самосознания, воспитание у них любви к родному краю и гордости за него.

Известный психолог Л.М.Аболин считает, что основным условием усвоения человеком общественно выработанных духовно-нравственных особенностей является его включенность в «живую» событийную деятельность. Автор доказывает,что духовно - нравственное развитие должно представлять собой непосредственную включенность личности в целостную «живую» деятельность, задающую единство рациональной, пристрастной и духовно-нравственной регуляции. Он предполагает существование двух путей формирования и развития духовной (нравственной личности): становления индивида как культурно - исторического субъекта событийной деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед своим будущим, которое зависит от его действия в настоящем; непосредственного общения с духовно- нравственной личностью, являющейся мерилом собственного поведения, этических оценок и суждения индивида.

Данный путь реализуется в преподавании учебных предметов путем отбора содержания и способов подачи учащимся учебного материала, отбора и построения соответствующей структуры воспитательных учебных программ.

Важным средством формирования этнокультуроведческой компетенции школьников является краеведческий материал. Краеведение не только учит школьников знать, любить родные места, но и побуждает интересоваться историей, литературой края, оно становится прекрасной школой воспитания гражданственности. Я думаю, что не может жить человек полноправной жизнью, не опираясь на исторический и культурный опыт предшествующих поколений.

Восстановить правду, ликвидировать «белые пятна» истории, вернуть доброе имя нашим соотечественникам, которые были несправедливо забыты или оклеветаны - тоже задача краеведения. Ведь воспитание историей - это прежде всего воспитание правдой.

Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали.

Интерес к прошлому своего народа, его традициям естественен у каждого человека в зрелом возрасте. Но когда ребенок уже с малых лет знакомится с духовным наследием своего народа, изучает историю, культуру родного края, он и сам растет духовно богатым, и мы должны ему в этом помочь.

Военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовка подрастающего поколения к военной службе в современных условиях - это сложная, многоплановая работа, требующая систематической и целенаправленной деятельности государственных органов, общественных организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Основной целью школы является сохранение и популяризация славных военно–исторических традиций башкирского народа, народов Башкортостана, организация и участие в республиканских праздничных мероприятиях; изучение и сохранение памяти о героях, содействие формированию у молодежи высокого патриотического сознания; внести посильный вклад в дело сохранения и изучения исторического, культурного наследия народов Республики Башкортостан; пропаганда и популяризация героического прошлого, традиций и увековечивание славных исторических героев башкирского народа; воспитание у подрастающего поколения и граждан республики уважения и любви к своему народу, краю, его историческому прошлому.

Многовековая история формирования башкирского народа неразрывно связана с воинской службой, защитой вотчинных земель от нашествий соседствующих народов. Воинская служба воспринималась башкирами не как принудительное мероприятие, а как естественное условие жизни. Принятие активного участия в защите своей земли, семьи, аула, общины, рода и всего края считалось благородным делом. Эти чувства у башкир воспитывались с раннего детства. Быть башкиром – это означало быть яугиром.

Юные джигиты осваивали все приемы национальной борьбы, учились владеть холодным оружием. Вершиной же ратного мастерства считалась стрельба тяжелыми стрелами из большого боевого лука. С малых лет лук был непременным спутником башкирских мальчиков. «Башкирцы, подобно предкам своим, имеют большую склонность к воинским упражнениям. Они все вообще искусно ездят верхом, большие мастера управлять пикой, стрелять из ружей и особенно из луков».

Умение вести активную оборону и стремительное наступление, способность преодолевать различные преграды переходило от поколения к поколению, от отца к сыну.

Преддверие празднования 200–летия с начала Отечественной войны 1812 – 1814 годов. В качестве примера можно показать подрастающему поколению самые яркие эпизоды той войны. Наши доблестные предки имели к происходившим два века тому назад событиям самое непосредственное отношение.

В 1812 году, когда началась Отечественная война, башкирский народ проявил массовый подъем, принимал самое активное участие, об этом писали свои книги известные историки П.Е.Матвиевский, А.Н. Усманов и А.З. Асфандияров. На помощь русской армии были отправлены 28 конных пятисотенных полков. Многие башкиры добровольно шли в ряды действующей армии. Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки.

Башкиры – жители Южного Урала, опытные и выносливые всадники, привыкшие ездить не только по степи, но и по горам и лесам, оказались весьма подходящей силой для пополнения партизанских отрядов, действующих в то время на всех путях, ведущих к Москве. Бесстрашными и находчивыми партизанами проявили себя конники Башкирии в отрядах прославленных героев Отечественной войны Давыдова, Сеславина, Ефремова, Кудашева.

Выросшие в суровых условиях башкирские воины быстро осваивали уроки войны. Вслед за отступающей наполеоновской армией с донскими казаками атамана Платова в составе отряда полковника Кудашева по улицам разрушенной Москвы прошли воины 1 – го Башкирского полка, настигая отступающих французов.

Башкирские воины участвовали и в заграничных походах русских войск в 1813 -1814 годах: принимали участие в осаде и штурме Данцига, в сражениях под Берлином, Дрезденом, Лейпцигом, в изгнании французов из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне. Башкирские конники в Европе оставили интересную память о себе.

Закаленные в боях, башкирские воины, вооруженные луками и стрелами, отважно сражались с сильным, хорошо вооруженным врагом. За их примитивный на первый взгляд, оружие, французы, вынужденные признать в башкирских воинах достойного противника, называли их «северными амурами».

«Северные амуры» были храбрыми в бою, но миролюбивыми с местными жителями, милосердными и веротерпимыми к представителям других конфессий.

Известно, что в Веймаре, в доме Гете, есть башкирский лук и стрелы, подаренные неизвестным сотником автору «Фауста». Но неизвестно когда, при каких обстоятельствах и кем это было сделано.

Еще одна башкирская стрела хранится в Германии в Хайдекбургской крепости. Эта стрела была пущена в купол церкви, по разрешению священнослужителя, который не верил, что деревянная стрела вонзится в склепанный из медных листов купол…Но стрела легко вспорхнула, вонзилась в купол на середине. Стрела находилась над храмом пока не сгнила, когда же она упала, ее заменили на стальную, а сломленную поместили в крепость. 13 марта 1980 года в газете «Вечерний Берлин» была напечатана фотография этой стрелы в кровле храма с подписью: «Это стрела не амуров, а воевавших против Наполеона башкирских казаков».

Сознание своего вклада в разгром сильного врага возбуждало чувство гордости у башкирского народа, и оно нашло яркое выражение в его творчестве. Создавались песни, баиты, легенды и предания, которые проникнуты бодрыми, жизнеутверждающими мотивами, чувствами ненависти к врагу и гордости за выполнение своего долга перед Родиной, идеями дружбы и братства между народами. Тема Великой Отечественной войны 1812 года много и ярко освещается в таких школьных дисциплинах, как русская литература, история, культура и история Башкортостана с 5 по 11 класс. Благодаря творчеству выдающихся ученых, поэтов и писателей учащиеся хорошо осведомлены о ратных подвигах своих предков в той священной войне. Сегодня можно с уверенностью сказать, что современная школа успешно справляется с поставленной перед собой задачей – беречь молодежь от социальной апатии, бездуховности. Дети с большим желанием участвуют в мероприятиях, посвященных военно – историческим датам, на примере которых формируют свои высокие духовные качества, учатся преодолевать жизненные трудности, борются со злом и несправедливостью, готовятся стать достойными гражданами и патриотами своей Родины.

Достижения прошлого, насущные потребности современности и задачи будущего находятся в непрерывном взаимодействии, т.к. в идеях и проблемах, с которыми мы соглашаемся и которые преодолеваем, живут идеи и труды вчерашнего дня. В современном мире происходит своеобразная интернаци-онализация культур. Все это приводит к взаимопроникновению культур. Речь идет о формировании морали добрососедства, доброжелательности, учета взаимных интересов, бескомпромиссного признания нрава каждого человека на свободу равноправия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. УФА,1964.С.57-58.

2. Башкирия в русской литературе.1том. башкирское книжное издательство.1989.Уфа. С.322-326.

3. Матвиевский П.Е.Оренбургский край в Отечественной войне 1812года. Исторические очерки. Оренбург.1962.С.150.

4. Шаяхметов И. Воспитание воина – патриота в башкирской народной педагогике. Журнал «Ватандаш».2010. №8. С.61-70.

5. Булатова З.А. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики. Монография.2011.Уфа. ИРО РБ.

Хакимов Р. Северные Амуры.- Уфа, 1967.

Е.В.Яковлева учитель истории, МОУ СОШ №1 с. Ермолаево

(Куюргазинский район РБ)

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ,

Наши рекомендации