Карточка руководителя практики от учреждения
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ
ДНЕВНИК
МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА
СТУДЕНТА Константиновой Анжелики Геннадьевны
Специальность: Русский язык и Литература
Группа Б-1081
Руководитель практики: Балабан О. Л.
Руководитель практики от учреждения: Чеснова Л.А., заведующая филиалом музея «Литературная жизнь Урала ХIX века»
Методист практики: Балабан О.Л.
Место прохождения практики: МУК « Объединенный музей писателей Урала», г. Екатеринбург
Сургут – 2013
Цели и задачи практики
Цели практики: интеграция составляющих теоретической подготовки по истории литературы, культурологии и отечественной истории в опыт профессиональной деятельности, приобретение практических навыков использования музейной деятельности в образовательных учреждениях.
Задачи практики:
• познакомиться со спецификой музея как социокультурного института во всем многообразии его функций;
• изучить принципы построения экспозиций и фондов литературных музеев;
• приобрести практические навыками создания музейной экспозиции литературного профиля, подготовки и проведения тематической экскурсии, ведения научно-просветительной работы в музее.
Реализация целей и задач практики предполагает усвоение способов научной организации и комплектования фондов музеев, методов отбора музейных предметов, их атрибуции, способов консервации, обеспечивающих полную сохранность предметов материальной культуры. Студенты знакомятся с основными принципами и методами построения музейных экспозиций, с особенностями каталогизации и информационного обеспечения музеев, с практикой работы музеев страны. В процессе прохождения практики студенты приобретают навыки работы с музейными предметами и коллекциями, учетной документацией, а также навыки подготовки и проведения экскурсий. В программу могут быть внесены дополнения и изменения в зависимости от профиля культурного учреждения или специфики региона, в котором студенты проходят практику.
По завершении прохождения музейно-ознакомительной учебной практики студент должен
знать:
- ключевые понятия: музей, музейный фонд, музейный экспонат, музейная экспозиция, научно-справочный аппарат музея и др.;
- основные законодательные и нормативные документы, регулирующие музейное дело в РФ;
- историю становления и развития музейного дела в регионе
уметь:
- адаптироваться в профессиональной среде, используя коммуникативно-личностные и толерантные качества.
- использовать понятийный аппарат и нормативную базу в практической деятельности в музее (научная работа музеев, фондовая работа, экспозиционная деятельность);
- использовать возможности музеев в преподавании русского языка и литературы, а также во внеучебной работе;
- использовать фонды музеев в своей учебной и научной деятельности (разработка и реализация музейно-педагогических проектов, подготовка научных публикаций);
- работать с архивными документами, составлять описи фондов музея, выписки, анализировать их содержание.
Справка о музее
- Профиль музея и название музея.
Объединённый музей писателей Урала. Литературный музей широкого профиля. Музей, на базе которого была проведена пробная экскурсия – литературный дом-музей Ф. М. Решетникова.
- ФИО создателя музея, его краткая биография с указанием дат жизни.
Идея о сохранении дома №6 по улице Пролетарская была высказана И. А. Дергачёвым. Его инициатива стала толчком к созданию в этом доме мемориального музея.
- Дата создания музея с указанием документа, по которому она определяется.
Свердловский объединённый музей писателей Урала был создан на базе нескольких литературно-мемориальных музеев в 1980 году на основании приказа №122 Свердловского Областного Управления культуры от 01.04.80 г. В Муниципальное учреждение культуры Объединённый музей писателей Урала переименован на основании Приказа №306 от 05.02.93 г. Администрации г. Екатеринбурга. На основании решения горисполкома от 9.02.83 г. Дом по ул. Пролетарская 6 был передан на баланс музея, отселены жильцы, разработана проектная документация.
- Цели и обстоятельства создания музея.
Цель Объединённого музея писателей Урала – сохранять и пропагандировать художественно-литературное наследие писателей Урала, помогать осмыслить и оценить прошлое ради настоящего и будущего, способствовать духовному развитию общества и служить ему, вносить радость в жизнь людей. Задачи: вести собирательскую, научно-исследовательскую просветительную работу, используя как современные, так и традиционные методы, делать музей интереснее, создавать и внедрять новые музейные продукты и виды деятельности, увеличивать привлекательность для туристов. Первым был создан музей Д. Н. Мамина-Сибиряка (1940 г.). Объединение музеев состоялось в 1980 г.
- Структура музея.
- Состав фондов музея.
- Характеристика постоянной экспозиции (площадь, развернутая тематическая структура).
- Характеристика выставок (периодичность, тематика, цели).
- Формы деятельности музея (просветительная, экскурсионная, культурно-образовательная, научно-исследовательская, рекламная, учетно-хранительская, учебно-воспитательная и другие).
- Награды, которые имеет музей. Сотрудничество музея с другими школьными, а также государственными, общественными и частными музеями.
Музей активно сотрудничает со школами ,предлагая ряд тематических мероприятий, среди которых –экскурсии ,лекций, литературно-музейные вечера, литературные праздники ,игры ,уроки. Помимо со школой , музей налаживает творческие связи с коллекционерами города и крупными музеями страны. В частности ,в музее «Литературная жизнь Урала 19 века» представлена экспозиция ,предметы которой предоставлены музеем МХАТа .Объединение музеев имеет целый ряд наград:
1993 год-правительство Свердловской области наградил Дипломом Лауреата премии имении О.Е. Клера директора Объединенного музея писателей Урала Л.А. Худякову ,заместителя директора по науке И. И. Степанову и заведующую Ю. Кирносову за создание Дома –музея Ф. М. Решетникова
2003год-Специальный приз в конкурсе Управление культуры Администрации города Екатеринбурга «Лучший музейный проект» «Новогодние и Рождественские праздники в традициях старых российских особняков»
2004 год - Гран-при в конкурсе Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга «Лучший музейный проект» «Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире».
2006 год- Специальный приз конкурса управления культур администрации г. Екатеринбурга «Лучший музейный проект года» за совместный творческий проект с Екатеринбургским Бюро международного туризма «Спутник» -туристический маршрут «В гости к дедушке Бажову» музею «Литературная жизнь Урала 20века»
2007 год- Премия им. О . Е. Клера в номинации «экспозиционная работа» за новую постоянную экспозицию мемориального Дома-музея Д.Н. Мамин-Сибиряк
2008 год- Премия им. О. Е . Клера в номинации «образовательные программы» культурно-развивающему центру «Призма» при Объединенном музее писателей Урала. Гран –при в конкурсе за заслуги в области туризма в номинации « Екатеринбург музейный» за совместный творческий проект «Из мира кукол в мир музея» музею «Литературная жизнь Урала 19 века» . Газета «Литературный квартал» во Всероссийском конкурсе музейных проектов «Евразия» победила в номинации «СМИ года» .
Карточка руководителя практики от учреждения
1.ФИО_______
Дата рожденичя______________________________________________________________
(число, месяц, год)
Образование__________________________________________________________________
(специальность, учебное заведение закончил, когда)
Стаж работы ______________ ____________________________
(общий) работа в музее
Звания__________________________________
Награды________________________________
2. Наименование музея, в котором руководитель трудится в настоящее время __________________________
Общественные поручения (должность)_______________
Опись экспозиции
Место нахождения | Наименование предмета | Результат сверки |
Конюшня Правая стена | Рисунки «ПОЧТОВЫЙ ТАРАНТАС», «ПОЧТОВАЯ КАРЕТА», «ПОЧТОВЫЙ БРИК» | подлинник |
Скребок ,подковы разных размеров, металлические путы ,колокольчик -ботало | подлинник | |
Коса длинные- литовка, коса короткая – горбуша, грабли. | подлинник | |
Стена прямо | Предметы упряжки: хомуты, уздечка , дуга. | подлинник |
Левая стена | Повозка –бричка | подлинник |
В углу комнаты | Весы для взвешивания овса | подлинник |
Середина зала | Большая бочка- долбленка | подлинник |
Середина зала | Экспонат «Лошадь Сеня» |
Конспект экскурсии
ФИО экскурсовода:Константинова Анжелика Геннадьевна
Тема: «Почтовое подворье 19 века. Конюшня»
Цель: дать представление о жизни и деятельности кузнецов, проиллюстрировать страницы «Очерков обозной жизни», отражающий быть 19 века, предметами быта постоялого двора того период: воспитать внутреннюю потребность в постоянном посещении музеев.
Тип экскурсии : образовательная :
Здравствуйте , меня зовут Анжелика.
Сегодня мы окунемся в почтовое подворье 19 века , а именно ознакомимся с экспозицией конюшни.
При каждой почтовой станции должна была быть конюшня и кузница. В стене сохранились фрагменты оригинальной кладки из так называемого бутова камня.
Справа от входа в конюшню висит изображения повозок для перевозки почты, скребок, которым вычищали гряз из-под копыт перед подковкой ,подковы разных размеров ,металлические путы и колокольчик –ботало.
Деревянная лестница ведет в сеновал. Для заготовки сена использовались косы ,грабли и вилы. Длинная коса называется литовка, а короткая- горбуша-получила свое название из-за формы .
На следующей стене находятся предметы упряжки: хомуты ,уздечка, дуга. Колечко под дугой называется зга, оно использовалось для того ,чтобы вешать на него колокольчик .
Повозка на колесах у стены-бричка.
Далее в экспозиции находятся специальные весы для взвешивания овса. Каждой лошади полагалась определенная порция овса в день. В больших бочках-долбленках держали сено и воду. Долблёнки изготавливались из ствола дерева, которое сначала выжигались , а затем выдалбливались.
В 1998 году совместно с архитектурой академией (УралГАХА) и ассоциацией «Кузнецы Урала» была открыта кузнеца с настоящим горном и наковальнями .В кузнице проходят мастер –классы по кузнечному ремеслу .На сеновале конюшни представлена выставка кованых изделий «Кузнец-всем ремеслам отец».
Анализ экскурсии (самоанализ)
Схема анализа экскурсии
Проведенная мной экскурсия была основана на разнохарактерном материале: историко-литературном и этнографическом ,что во многом определило её методические и содержательные особнности.
Тема: «Путешествие в почтовое подворье 19 века. Конюшня»
Ф.И.О. экскурсовода: Константинова Анжелика Геннадьевна
Цели и задачи: экскурсии дать представление о жизни и деятельности кузнецов, проиллюстрировать страницы «Очерков обозной жизни», отражающий быть 19 века, предметами быта постоялого двора того период: воспитать внутреннюю потребность в постоянном посещении музеев
Тип экскурсии: образовательная;
Форма:литературно-художественная с элементами истории, литературы и этнографии
Структура: введение, основная часть, заключение
Продолжительность экскурсии:10 минут
В ходе экскурсии, был реализован замысел экскурсии, что позволило достичь поставленных задач. Представление и характер музейных предметов сопровождавшийся рассказом экскурсовода ,что способствовало формированию емкого представления о конюшни.
Структура экскурсии была подчинена не порядку расположения предметов в коннице , а логике описания действий ,таким образом
Описание хода практики
Дата | № | Задания | Место работы | Подпись руководителя/замечания |
09.06 | ||||
Дата | № | Задания | Место работы | Подпись руководителя/замечания |
Дата | № | Задания | Место работы | Подпись руководителя/замечания |
Отчет по практике
В соответствии с учебным планом музейная практика проводилась в течение двух недель с по с отрывом от учебных занятий на базе ______________________________________________.
наименование музея
Руководитель практики:
Реализация целей и задач практики:
Задание:
Результаты практики: