Причины преступности несовершеннолетних и семья как фактор человеческого воспитания
Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростков к личной жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни подростков, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Семья воспитывает их всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней.
Подростки во всем следуют семейным традициям, подражают родителям. Нравы родителей, манеры их общения, уровень духовности, моральные ориентации длительное время воспринимаются ими без критики (еще недоступной по возрасту) и становятся привычной нормой отношения к себе и окружающим.
Вот почему семейное неблагополучие является основной причиной, определяющей состояние и динамику преступного поведения несовершеннолетних.
С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности.
В 2010 году было отнято у неблагополучных родителей почти 65 тысяч детей (в 2007 году – 77,4 тысячи). Много детей воспитывается в учреждениях интернатного типа, они практически лишены возможности успешной социализации. Отсюда другая печальная статистика – почти 80 тысяч преступлений совершено несовершеннолетними, из них 28 тысяч – тяжких и особо тяжких [5].
Cемьи, созданные в дальнейшем несовершеннолетними преступниками из неполных семей, также не будут отличаться прочностью, поскольку такие подростки не получили положительный пример создания супружеских отношений, формирования благоприятной психологической обстановки в семье.
Расторжение брака в последствии приводит оставшегося с ребенком родителя к новым случайным связям интимного характера, к сожительству с многочисленными лицами либо к созданию новой супружеской семьи, где будущие подростки чувствуют себя не уютно, так как психологически им трудно наладить эмоциональные отношения с новыми лицами, входящими в семью. При появлении нового члена семьи у подростков часто возникает ревность. Они активно противодействуют попыткам их матерей или отцов создать семью заново, конфликтуют с родителем, проявляют агрессию и жестокость. Пытаясь в связи с этим выразить протест, подростки зачастую идут на нарушение норм морали, нравственности, а иногда и на совершение преступления. Поэтому не случайно, что 28,9% юношей-преступников и 40,9% девушек-преступниц были выходцами из семей, где их воспитанием занимались мать и отчим или отец и мачеха. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние и на других подростков, с которыми дружат их дети. В итоге происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих к данной семье.
Правильная социализация индивида предполагает усвоение им морально – правовых норм и правил поведения в обществе. Первостепенное значение в усвоении этих норм детьми и подростками принадлежит семье. Из всех возможных дефектов социализации личности наиболее опасны дефекты, формирующиеся в семье, так как они устойчивы и зачастую неизменны.
Отсутствие в современной семье факторов, которые обеспечивали бы воспитание детей в соответствии со сложившимся традиционным семейным укладом жизни (многодетность, постоянное присутствие матери и обеспечение ухода и контроля за ними, приобщение детей к общественному труду, совместное проживание родственников), привело к заметному снижению антикриминогенной функции семьи, что сказалось и на прочности самого института семьи [2 C.244].
Разделение институтов семьи и брака привело к свободным союзам проживания и к рождению «нежеланных» детей, что является субъективной предпосылкой отчуждения ребенка от семьи и порождает бродяжничество, социальное сиротство и, как следствие, преступность несовершеннолетних.
Воспитание подростков родителями, имеющими низкий уровень психолого-педагогических знаний, порождает особенности развития криминогенной направленности личности несовершеннолетнего. В таких семьях утеряны положительные эмоциональные и коллективные связи, что приводит к тому, что родители не обладают способностью нейтрализовать конфликтные ситуации, возникшие у подростков в других сферах общения. В результате у несовершеннолетних возникает желание найти сочувствие в других малых группах, дабы не чувствовать себя отчужденным. Снижение контроля со стороны родителей может быть причиной создания асоциальных групп несовершеннолетних.
Большинство родителей подростков, совершивших преступления, характеризуются педагогической несостоятельностью. Родителей в таких семьях нельзя упрекнуть в злостном уклонении от выполнения своих обязанностей, однако работа с ними необходима, так как в педагогическом бессилии родителей коренятся многие неудачи. Нельзя не сказать, что психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов. Причины патологического развития несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.
Отечественными и зарубежными криминологами давно доказано, что преступность, в том числе несовершеннолетних, часто связана с бедностью, обнищанием населения. Как справедливо указывает Ю.М. Антонян, «нельзя забывать, что бедное общество бедно и духовно, что является одной из главных причин нынешнего высокого уровня безнравственности и преступности. Особенно неблагополучно социально-экономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которой почти наглухо закрыт доступ к модным и престижным вещам, обладающим в их глазах огромной притягательной силой. Это может толкать их на совершение погромов, краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий» [3. C.141-144].
Как отмечают А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев, семья, которая едва сводит концы с концами, каждодневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а порой и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом социализации. Она становится либо постоянно и сильно действующим источником негативных влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, в сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса [3. C.256].
Семьи, в которых родители постоянно занимаются воспитанием детей, не застрахованы от потери положительных эмоциональных связей с детьми. В случае снижения воспитательного потенциала семьи необходимо компенсировать недостаток внимания системой общественного воспитания (учебно-воспитательных и досуговых внешкольных учреждений), которая должна дать детям возможность нормального межличностного общения, положительные контакты в сферах их жизнедеятельности и предупредить совершение ими правонарушений.
Несмотря на действующие в настоящее время документы, направленные на защиту семьи: Семейный кодекс РФ, федеральные законы «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и полное участие органов местного самоуправления, кардинального улучшения в обществе по укреплению семьи как социального института и гаранта безопасности несовершеннолетних, пока не дает высоких результатов.
Необходима немедленная реализация программ по социальной защите и поддержки семей. Требуется принятие кардинальных мер по укреплению института семьи, внедрению здорового образа жизни. Это предполагает введение нравственной цензуры, ограничение на развод при наличии детей в возрасте до 10 лет, борьбу с пьянством и наркоманией, введение запретов на рекламу пива и других слабоалкогольных напитков и т.д.
Кроме этого необходимо развить направление правового просвещения и воспитания несовершеннолетних и их родителей, что представляется возможным через проведение юристами, сотрудниками правоохранительных органов специальных занятий и вне учебных программ. Следует наладить работу психолого-педагогических служб как в общеобразовательных учреждениях по проведению общей и индивидуальной работы с родителями, так и выездных семинаров на предприятия в рамках взаимодействия с работодателями по обучению и применению основ практической психологии.
В профилактике преступлений большое значение имеет социальный контроль, осуществляющийся семьей, родственниками, старшими по возрасту. Такой контроль является не только дополнительным резервом в борьбе с правонарушениями, но и относится к наиболее гуманным средствам профилактической деятельности, поскольку в его основе лежит метод убеждения и общественного мнения. Доведение правовой информации, традиций и культуры семьи до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии, в эмоционально привлекательных формах. Знание родителями особенностей психологии различных возрастных групп несовершеннолетних будет способствовать налаживанию микроклимата в семье. Именно родители, тонко чувствующие индивидуальные особенности своего ребенка смогут закрепить полученную информацию в личности несовершеннолетнего.
По нашему мнению именно воспитание в семье является основным фактором предупреждения преступности несовершеннолетних.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Криминология: учебник для вузов. Издание второе переработанное и дополненное / под общ. Ред.В.Д. Малкова. – М. Норма, 2005. – 284 с.
2. Прозументов, Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: дис. …докт. юр. наук / Л.М. Прозументов; Томский государственный университет. – Томск, 2001.- 318с.
3. Алексеев, А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт проблемы: Монография / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев – М., 2001. – 374 с.
4. Антонян, Ю.М. Причины преступного поведения. - М., 1992. – 263 с.
5. Захарченко Анна. Причина кроется в семье. – 13.03.2012. – http://www.miloserdie.ru. (Для подготовки этой статьи были использованы статистические данные Минздрава, Минобра, Росстата, МВД и данные, полученные из регионов).
6. Под редакцией А. А. Реана. Семья: Психология, педагогика, социальная работа – М.:АСТ, 2010. – 576 с.