Семинарское занятие 11. Организация инновационной и экспериментальной работы в ДОО
Содержание практических занятий
Курс
Семинарское занятие 6. Организаторская деятельность заведующего в системе управления дошкольным учреждением.
Вопросы для обсуждения:
1. Организационно-управленческая деятельность руководителя ДОО .
2. Циклограмма деятельности руководителя ДОО.
3. Технология организации совещаний и заседаний.
Рекомендуемая литература
1. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. - Издательство: Академия, 2009. - 309 с.
3. Основы управления образовательным учреждением/Автор Поздняк Л.В..- М: А.П., 1996.
4. Поздняк Л.В.,Н.Н.Лященко. Управление дошкольным образованием. – М., Академия,1999.
5. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие /А.Н. Троян, 2005. -160 с.
6. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. - Издательство: Академя, 2011. - 395 с.
4.
Семинарское занятие 7. Основы выработки и реализации управленческих решений
Вопросы для обсуждения:
1. Управленческое решение как программа действий. Функции управленческих решений.
2. Текущие и перспективные решения.
3. Основные формы управленческих решений: приказ, распоряжение, рекомендации, указания и т. д.
4. Этапы выработки решений.
Список рекомендуемой литературы
1. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
2. Основы управления образовательным учреждением/Автор Поздняк Л.В..- М: А.П., 1996.
3. Поздняк Л.В.,Н.Н. Лященко. Управление дошкольным образованием. – М., Академия,1999.
4. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие /А.Н. Троян, 2005. -160 с.
5. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. - Издательство: Академя, 2011. - 395 с.
Семинарское занятие 8. Регулятивно-коррекционная функция управления ДОО.
Вопросы для обсуждения:
1. Создание педагогического мониторинга как средства управления ДОО.
2. Изучение результатов педагогической диагностики, их использование в корректировке целостного педагогического процесса.
3. Использование социально-психологического аудита в управлении ДОО.
4. Использование результатов диагностики при принятии управленческих решений (н-р, при аттестации педагогических кадров, при внедрении инновационных технологий и т.п.).
Список рекомендуемой литературы
1. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
2. Основы управления образовательным учреждением/Автор Поздняк Л.В..- М: А.П., 1996.
3. Поздняк Л.В.,Н.Н.Лященко. Управление дошкольным образованием. – М., Академия,1999.
4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. - Издательство: Академя, 2011. - 395 с.
Семинарское занятие 9. Управление методической работой в ДОО
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «методическая работа» и ее роль в повышении профессиональной компетентности педагога ДОО. Современные требования к организации методической работы в ДОО.
2. Традиционные формы и методы организации методической работы.
3. Нетрадиционные формы методической работы.
4. Выявление, обобщение и внедрение передового опыта в ДОО.
5. Методическая работа с молодыми педагогами.
6. Функции и содержание управленческой деятельности старшего воспитателя.
Список литературы
1. Белая К.Ю.Руководство ДОО: Контрольно-диагностическая функция.-М., 2004.
2.Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
3. Богославец Л. Г., Майер А. А.. Управление качеством дошкольного образования.-М., 2010
4. Делопроизводство в дошкольных образовательных учреждениях: приказы, циклограммы/Сост. В.С.Басюк.-М.: ОО Национальный книжный центр, 2011..- 120 с.
5. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. - Издательство: Академия, 2009. - 309 с.
6.Контроль функционирования и развития ДОО: Методические рекомендации/авт-составитель:М.В.Корепанова, И.А.Липчанская.-М., 2004.-
Семинарское занятие 10. Педагогический совет - коллегиальная форма управления.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика назначения педагогического совета в ДОО.
2. Организация педсоветов в ДОО.
3. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм организации педагогических советов.
4. Педагогический совет как форма повышения квалификации педагогических кадров.
Список литературы
1. Езопова С.А.Менеджмент в дошкольном образовании.-М., 2009.
2. Денякина Л.М. Мотивация сотрудников// Справочник руководителя дошкольного учреждения.-№ 1 2008.- С.23-27
3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Управлеческий анализ в ДОО// Управление дошкольным образовательным учреждением.-№ 6, 2006.-С10-20.
4. Основы управления образовательным учреждением/Автор Поздняк Л.В..- М: А.П., 1996.
5. Поздняк Л.В.,Н.Н.Лященко. Управление дошкольным образованием. – М., Академия,1999.
6.Третьяков П.И. , Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам.-М., 2001.
7. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. - Издательство: Академя, 2011. - 395 с.
Семинарское занятие 11. Организация инновационной и экспериментальной работы в ДОО
Вопросы для обсуждения:
- Особенности организации инновационной работы в ДОО: цели, задачи, механизмы реализации.
2. Отличительные особенности экспериментальной работы в ДОО.
3.Создание развивающей среды для проведения ОЭР.
4.Комплексное обеспечение реализации экспериментальных и инновационных проектов в ДОО.
Литература:
1. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании – М., 2006.
2. Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном учреждении : методические рекомендации / Л. М. Денякина. — М., 1997.
3. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании : учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.
4. Непершина, О. В. Современные подходы к инспектированию дошкольных образовательных учреждений : учебно-методическое пособие / О. В. Непершина. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2004. — 48 с.
5. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 2-е изд., стереотип. / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 432 с.
6. Рудакова И.А. Основы управления педагогическими системами. – ростов-на-Дону, 2005.
7. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. - Издательство: Академя, 2011. - 395 с.
Семинарское занятие 12. (семинар-дискуссия) 3. «Каким должен быть современный руководитель ДОО?»
Вопросы для обсуждения:
1. Стили управления коллективом ДОО и обоснование их выбора.
1. Как грамотно осуществить выбор методов управления.
2. Как современный руководитель должен профилактировать конфликты в коллективе?
3. Имидж руководителя и организация: нужно ли о нем заботиться?
Задание для самостоятельной работы студентов.
Составить профессиональный портрет современного руководителя ДОО. Каждую позицию характеристики обосновать.
Литература
1. Поташник М.М., Моисеев А. К. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997.
2. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.
3. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
4. Омаров A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления. М., 1987.