Организация экспериментальной работы

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа в МБОУ СОШ №11 г. Каменска-Шахтинского, в 7 «А» классе в количестве 24 человека. Для проведения эксперимента нами была разработана и проведена серия уроков на тему «Информационное моделирование», с использованием системы заданий (См. Приложение №3). Данную систему заданий целесообразно использовать для преподавания линии в 7-9 классах.

Использование данной системы заданий позволяет формировать на уроках информатики умение строить информационные модели, формирует умение видеть и описывать объекты и связи между ними, создает условия для глубокого анализа собственных знаний, способствует овладению школьниками универсальным инструментом учения и познания – моделированием. Систематизирует и обобщает знания детей, полученные на уроках информатики, и, как мы предполагаем, приведет, в конечном счете, к высоким результатам усваивания содержательно-методической линии «Моделирование и формализация».

Система заданий составлена в соответствии с тематическим и поурочным планированием учителя, а именно:

Тематическое планирование:……………………………………..

Организация экспериментальной работы - student2.ru

Поурочное планирование:……………………………………………….

Урок №1

Тема урока: Объект и его характеристики

Тип урока: введение и закрепление материала.

Краткая характеристика урока: На уроке проводится первичный контроль степени усвоения материала учащимися. Проведение данного урока подводит учащихся к изучению следующей темы

Урок №2

Тема урока: Система объектов как единое целое

Тип урока: введение и закрепление материала.

Краткая характеристика урока:Введение и рассмотрение систем, их свойств, элементов и их взаимосвязи, системного анализа, системного эффекта и процесса систематизации. Проведение первичного контроля ЗУН. Пропедевтика изучения темы «Модель объекта»

Урок №3

Тема урока: Понятие модели.

Тип урока: введение и закрепление материала.

Краткая характеристика урока: Введение понятий модели, моделирования. Использование моделирования как метода познания реального мира.

Урок №4

Тема урока: Виды моделей. Материальная и воображаемая модели

Тип урока: введение и закрепление материала.

Краткая характеристика урока: Ознакомление учащихся с классификацией моделей по способу представления (материальные, воображаемые, информационные). Подробное рассмотрение материальной и воображаемой моделей

Урок №5

Тема урока: Виды моделей. Информационная модель

Тип урока: введение и закрепление материала.

Краткая характеристика урока: Закрепление изученных видов моделей (материальная, воображаемая), изучение свойств информационных моделей реальных объектов.

Урок №6

Тема урока: Компьютерное моделирование

Тип урока: закрепление изученного материала.

Краткая характеристика урока: Выполнение практической работы «Моделирование объекта тремя способами – построение воображаемой, материальной и информационной моделей»

Урок №7

Тема урока: Объекты, их характеристики. Модели, виды моделей, моделирование

Тип урока: Урок заключительного повторения и контрольной проверки знаний, умений и навыков по рассматриваемой теме

В ней представлены индивидуальные и групповые задания, которые направлены на повышение мотивации учащихся к изучению темы «Моделирование и формализация» и систематизацию полученных знаний.

Описать методику использования конкретных заданий на конкретных уроках!!!!

По окончании изучения темы мы предложили учащимся ответить на вопросы теста (См. Приложение№4).

Результаты выполнения заданий тестовой работы представлены на рис.1 в виде гистограммы.

Организация экспериментальной работы - student2.ru

Организация экспериментальной работы - student2.ru

Рис.1. Результаты выполнения итогового теста.

Исходя из результатов, полученных на контрольной работе можно сделать вывод, что наибольшее затруднение у учеников вызвали вопросы номер пять, три и десять.

Оценки, полученные учащимися за выполнение данного теста представлены в таблице №1.

Таблица 1.

Результаты экспериментальной работы

Класс «5» % «4» % «3» % «2» % Средний балл Качество знаний
человека 3.95 0.75

Графическое изображение полученных результатов представлено ниже на рисунке 2.

Организация экспериментальной работы - student2.ru

Рис.2. Результаты экспериментальной работы

Представленная нами диаграмма результатов итоговой (тестовой) работы, показывает, что использование комплекса предложенных нами практических заданий способствовало лучшему усвоению учащимися учебного материала.

Таким образом, мы считаем, что результаты нашего исследования убедительно показывают, что использование комплекса практических заданий из различных предметных областей выступает эффективным средством развития и запоминания материала у учащихся, а также интуитивно-творческого мышления.

Проанализировав результат итоговой контрольной (тестовой) работы мы можем сделать вывод, что используемые нами приемы и методы на уроках информатики, дали положительные результаты и подтвердили нашу гипотезу, о том, что эффективность обучения возрастет, если учитель на уроках будет использовать систему практических заданий из различных предметных областей.

Освоение данного раздела позволило учащимся научиться осознанно и целенаправленно пользоваться моделированием как инструментом познаний реальной действительности, научиться описывать любой простой или системный объект, научиться системному анализу, научиться строить компьютерные модели. Все это является важнейшими элементами общеучебных знаний, умений и навыков.

Выводы по главе III

Таким образом, в главе 3 «Методические рекомендации по формированию заданий при организации деятельности учащихся при изучении темы «Моделирование и формализация»» мы сформулировали требования к заданиям для среднего школьного возраста, представили систему заданий по теме «Моделирование и формализация» и показали апробацию системы заданий в 7 классе.

Основным требованием к выбору заданий является учет возрастных психолого-физиологических особенностей учащихся. Остальные требования к заданиям являются второстепенными и зависят от выбора самого задания. Работая со школьниками, были сформулированы три основных принципа организации учебной деятельности: принцип доступности; принцип поуровневости; принцип временного развития, которыми мы руководствовались при составлении системы заданий.

Нами был спланирован и проведен эксперимент в 7 классе. Проведенный эксперимент подтвердил истинность гипотезы о том, что эффективность обучения при изучении темы «Моделирование и формализация»возрастёт, если учитель будет использовать систему практических заданий с использованием задач из различных предметных областей.

Освоение данного раздела позволило учащимся научиться осознанно и целенаправленно пользоваться моделированием как инструментом познаний реальной действительности, научиться описывать любой простой или системный объект, научиться системному анализу, научиться строить компьютерные модели. Все это является важнейшими элементами учебных знаний, умений и навыков.

Заключение

Одним из основополагающих педагогических принципов является учет возрастных особенностей младших школьников. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Именно возрастные особенности помогают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, сделать правильный выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Рассмотренные формы организации учебной деятельности способствуют активизации мышления и поддержки интереса к обучению. В свою очередь учителем определяется наиболее оптимальное сочетание этих форм для решения учебно-воспитательных задач на уроке. Так же выбор вариантов этого сочетания зависит от учебного предмета, содержания разделов и тем, от возраста и возрастных особенностей учащихся, от специфики класса и учебных возможностей учеников. Все вышеперечисленные формы организации учебной деятельности и формы организации занятий необходимо учитывать при составлении уроков информатики.

Не стоит забывать и про требования к заданиям для младшего школьного возраста. Основным требованием к выбору заданий является учет возрастных психолого-физиологических особенностей учащихся. Остальные требования к заданиям являются второстепенными и зависят от выбора самого задания, будь то творческое задание, задания на классификацию, сравнение или другие. Все задания делятся на несколько типов, каждому из которых применим некий набор требований. Приведем некоторые из них: открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); соответствие условия выбранным методам творчества; возможность разных способов решения; учет актуального уровня развития и другие.

Работая с младшими школьниками, были сформулированы три основных принципа организации учебной деятельности: принцип доступности; принцип поуровневости; принцип временного развития. Именно эти три принципа легли в основу при составлении системы заданий для младших школьников.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

· проведен анализ научно-методической и учебно-дидактической литературы;

· сформулированы принципы отбора заданий по теме «Моделирование и формализация» для младших школьников;

· подготовлена система заданий по теме;

· показана значимость изучения темы «Моделирование и формализация» в начальной школе;

· организована практическая деятельность школьников среднего звена при изучении темы «Моделирование и формализация» для повышения мотивации учащихся к изучению данной линии.

Таким образом, в ходе проведения эксперимента были получены результаты, которые подтвердили гипотезу.

Поэтому мы предполагаем использование данной системы заданий и в дальнейшей работе при изучении линии «Моделирование и формализация».

Литература

1. Классификация понятий "объект", "модель", "моделирование".

http://otherreferats.allbest.ru/emodel/00009701_0.html

2. Теория эксперимента, модель, теория. http://v-nalimov.ru/books/138/569/

3. Классификация моделей и инструменты моделирования.

http://otherreferats.allbest.ru/emodel/00109619_0.html

4. Основные этапы информационного моделирования.

http://www.bestreferat.ru/referat-111104.html

5. Информатика в играх и задачах. 3 класс / А. В. Горячев, А. С. Лесневский –

изд.: Баласс, 2009. – 66 c.

6. Моделирование и формализация. http://www.nikitine.ru/publ/1-1-0-148

7. Информатика для младших школьников “Роботландия”.

http://fmi.asf.ru/Library/Book/MamaevTroshkin/Pr4.4.html

8. Методика обучения информационному моделированию в основной школе.

/ А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова - изд.: Бином, 2004.

9. Информатика. 11 класс / А. Т. Гейн. – изд.: Просвещение, 2009.

10. Информатика. 7-9 класс / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева, Я. Н.

Зайдельман - изд.: Дрофа 2002.

11. Программа по информатике и ИКТ. 5-11 класс / Н. В. Макарова – изд.:

Питер, 2010 - 182с.

12. Информатика. Задачник-практикум. 7 класс / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. –

изд.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 280с

13. Информатика и информационные технологии.10 - 11класс / И. Г. Семакин,

Н. Д. Угринович - изд.: Бином, 2004. – 394стр.

14. Непрерывный курс информатики. / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина – изд.:

Бином, 2008. – 143 стр.

15. Информатика. Государственный образовательный стандарт (Информатика и ИКТ) http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html

16. Методика преподавания информатики. / М. П. Лапчик - изд.: Академия,

2001. – 624стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Наши рекомендации