Программа итогового междисциплинарного экзамена
по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профессионально-образовательный профиль «Психология и социальная педагогика»
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», утвержденного 22 марта 2010 г. № 200. В программе указаны и в краткой форме раскрыты разделы и темы, которые определяют содержание комплексных оценочных средств, используемых на государственном экзамене. Описание типовых комплексных оценочных средств дано в Приложении 5.
В Приложении 6 перечислены основные нормативные материалы, необходимые для построения ответа на государственном экзамене.
Программа содержит образец экзаменационного билета (Приложение 7), включающего одно комплексное оценочное средство, в структуре которого практическое задание, задание на рефлексию, теоретические вопросы к заданию.
Основное содержание программы итогового междисциплинарного экзамена
Психология. Понятия «мотив» и «мотивация». Особенности формирования мотивации школьников. Влияние мотивации на поведение и деятельность.
Эмоциональные проявления психики. Аффективная сфера человека. Роль эмоций и чувств в регуляции поведения и деятельности.
Задатки и способности. Понятие «креативность». Влияние творческого потенциала личности на поведение и деятельность. Одаренность, талант, гениальность. Особенности работы с детьми с признаками одаренности.
Ценностные ориентации и установки. Нравственное поведение: понятие, особенности регуляции.
Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Различные подходы к определению возрастной периодизации. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Психология ранней юности. Педагогическое сопровождение основных этапов психического развития человека.
Понятие группы. Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Фазы группового членства. Влияние групповых норм на личность. Конформность: влияние большинства. Конформность: влияние меньшинства. Референтные группы и личность. Социальная фасилитация. Социальное расслабление. Деиндивидуализация. Модели развития групп. Управление малой группой. Методы изучения процессов, протекающих в группе.
Понятие деятельности и совместной деятельности. Признаки совместной деятельности. Цель, мотивы, действия и результаты как структурные элементы совместной деятельности. Структурированность, согласованность и организованность совместной деятельности.
Методики диагностики личности, группы.
Основы деятельности школьного психолога.
Педагогика. Сущность педагогической деятельности. Структурные элементы педагогической деятельности. Ценностные основания педагогической деятельности.
Понятие «система образования». Характеристика системы образования по ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». Структура системы образования России. Стратегия развития системы образования России.
Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс.
Сущность и методы педагогического исследования.
Сущность и направления интеграционных процессов. Единое образовательное пространство. Роль международных организаций в интеграционных процессах в образовании. Болонский процесс.
Детство как социокультурная реальность. Современные проблемы детства. Факторы неблагополучия современного детства.
Национальное своеобразие воспитания. Интернационализация и национализация воспитания. Понятие и роль традиций в воспитании.
Воспитание культуры межнационального общения. Познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты культуры межнационального общения. Сущность глобального образования.
Сущность индивидуализации обучения и воспитания. Примеры индивидуализации обучения и воспитания.
Понятие «воспитательная система». Целесообразность создания воспитательных систем. Характеристика основных компонентов воспитательной системы. Этапы развитие воспитательных систем.
Коллектив как объект и субъект воспитания. Теории коллектива. Этапы развития коллектива. Методика формирования коллектива.
Коллективно-творческая деятельность. Методика КТД.
Социальное проектирование.
Классный руководитель как непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные. Этапы и формы работы классного руководителя с классом.
Дополнительное образование детей. Специфика дополнительного образования на базе школы: опора на содержание основного образования, воспитательная доминанта, тесная связь с внеурочной работой, психотерапевтическая направленность, эмоциональная насыщенность, расширение культурного пространства школы. Формы реализации дополнительного образования в общеобразовательных организациях.
Основы профориентологии. Цели и задачи профориентационной работы. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Психологическое сопротивление на стадии оптации, профильного образования, на стадии профессиональной адаптации, на стадии профессионализации, на этапе прекращении профессиональной деятельности. Пять типов профессий в соответствии с объектом труда; три класса профессий по признаку целей; четыре отдела профессий по признаку основных средств труда в рамках каждого класса; четыре группы профессий по условиям труда.
Планирование и организация профориентационной работы в школе. Принципы организации профконсультации и профотбора. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессиография. Психофизиологические основы способностей. Типы профессиональных планов и предпочтений. Условия эффективного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.
Педагогическая валеология.Понятие «здоровьесбережение». Здоровьесберегающие характеристики среды. Задачи, способы организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе, детском доме, приюте.
Интернатная педагогика.Социально-педагогическая работа в интернатных учреждениях. Понятие, задачи, основные направления социально-педагогической работы с воспитанниками интернатных учреждений. Создание социокультурной воспитательно-образовательной среды (пространства) и ее значение для развития, воспитания и социализации воспитанников интернатных учреждений.
История педагогики и образования. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Система антропологического знания в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» Представление о человеке как основа организации его воспитания и обучения. Логико-гносеологические и психолого-физиологические основы обучения. Теория обучения (принципы, содержание, методы обучения). Урок как форма организации обучения и требования к его проведению. Теория воспитания. Идея народности как отражение национального в педагогической науке. Модель народной школы.
Развитие педагогической науки и практики России в к.XIX-н.XX века.Теория и практика «свободного воспитания» (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий). Социально-педагогическая мысль и практика (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Д.И. Менделеев, В.Я. Стоюнин). Сельская школа С.А. Рачинского. Земская школа (Н.А. Корфа). Общественно-педагогическое движение «Эволюционная педагогика» (В.П. Вахтеров). Идея развития личности. Педагогический процесс как единство развития, образования, воспитания.
«Реформаторская педагогика» Западной Европы и США в к.XIX-н.XX века. Причины выделения «реформаторской педагогики» («нового воспитания»). Основные направления: «социальная педагогика» (П. Наторп, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер), «свободное воспитание» (Э. Кей, М. Монтессори), «экспериментальная педагогика» (В. Лай, Э. Мейман, А. Бине и др.), «педагогика личности» (Г. Шаррельман, Ф. Гансберг). Движение «новых школ». Значение «реформаторской педагогики» для последующего развития педагогической науки и практики.
Социальная педагогика. Становление социальной педагогики в России: I этап институционализация (н. XX в.–1921 гг.), «гуситский» этап (1921–1931 гг.), этап «возрождения» (60–80-е гг. XX века), современный этап (н.80-х гг. XX века – наше время). Три направления развития социальной педагогики в России на современном этапе как науки, как учебного предмета, как практики.
Практика социального воспитания в 20-е годы XX века. I опытная станция НКП РСФСР (1919–1932 гг.). С.Т. Шацкий. Три этапа деятельности 1919–1921 гг. – становление структуры станции; 1921–1928 гг. - школа как центр социального воспитания в среде;1928–1932 гг. взаимодействие школы с окружающей средой, с задачами социалистического строительства. Принципы социального воспитания: связь с жизнью, связь общественно-полезной работы с обучением, самоуправление, физическое, эстетическое воспитание.
Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Функции социальной педагогики (А.В. Мудрик): теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Интегративный характер социальной педагогики. Связь социальной педагогики с отраслями человекознания, обществоведения, другими отраслями педагогического знания. Структура социальной педагогики.
Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с обществом и самоизменения.
Мега-, макро-, мезо- и микрофакторы социализации.
Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации. Характеристика понятий «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность». Объективные факторы и субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология.
Социально-педагогическая деятельность. Социальный педагог как педагогическая профессия, его роль и функции (организационная, прогностическая, предупредительно-профильная, социально-терапевтическая, организационно-коммуникабельная, охранно-защитная). Профессиональный портрет. Сфера деятельности и специализации социального педагога.
Организация социального опыта как составляющая социального воспитания. Подходы к определению понятия «социальный опыт». Организация социального опыта в воспитательной организации: быт воспитательной организации (помещение воспитательной организации, режим, этикет, традиции, самообслуживание, одежда), жизнедеятельность воспитательной организации, организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации.
Индивидуальная помощь как составляющая социального воспитания. Группы возрастных задач и источники опасности для их эффективного решения. Характер индивидуальной помощи. Возрастной и индивидуальный подход в воспитании. Методики оказания социальным педагогом индивидуальной помощи школьникам.
Социально-педагогические технологии. Методика диагностики подростковых и юношеских групп. Учет социальным педагогом типа группы. Формальные и неформальные группы. Просоциальные, асоциальные, криминогенные группы. Классификация И.Ю. Сундиева (агрессивной, эпатажной, культурной, экономической, социальной, политической самодеятельности). Методика работы социального педагога с группами различной направленности. Методика организация групп взаимопомощи. Взаимодействие социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями. Технология организации групповой деятельности.
Дети, оставшиеся без попечения родителей: характеристика статуса. Традиционные формы определения детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание: опека и попечительство, усыновление, приемная семья, интернатные учреждения. Работа социального педагога по оформлению детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание. Нетрадиционные формы оформления детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание: патронатные семьи, деревни SOS и т.п.
Психопрофилактика и ее основные принципы. Объекты профилактической деятельности социального педагога. Уровни профилактики. Психолого-педагогические условия профилактической деятельности. Требования к профилактическим программам. Характеристика целевых установок и этапов реализации программы профилактики девиантного поведения З.Н. Григорьевой, В.Н. Келасьева: диагностика, интенсивное обучение, патронаж, сопровождение.
Индивидуальная профилактика. Общественная профилактика. Профилактика как изменение сознания.
Основы системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: ведущие понятия, задачи системы профилактики, субъекты профилактической деятельности (органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дели т.п.). Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Регламентация деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с положениями ФЗ РФ от 14 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних».
Коррекция как направление деятельности социального педагога. Этапы коррекционного процесса: сбор анамнеза (различные диагностические методы) как истории ситуации клиента, его отношения к ней; постановка диагноза и прогноза; планирование коррекционных мероприятий, составление психокоррекционной программы; осуществление мероприятий (с внесением необходимых изменений, возникающих в процессе осуществления психокоррекции); оценка результативности психокоррекционных мероприятий; профилактика рецидивов данной проблемы. Индивидуальная, групповая и семейная коррекция. Социально-психологический тренинг как метод коррекции.
Методика диагностики микросреды. Карта-характеристика микрорайона. Методика организации социально-педагогического комплекса. Реабилитация воспитательной предметно-пространственной среды: адаптация, дифференциация, интеграция, генерирование, декомпенсация.
Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
Технология патронажа и надзора. Технология уличной работы.
Специальная педагогика и психология. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Специфика обучения, воспитания, социализации в данных типах учреждений. Специфика адаптации детей с отклонениями в развитии к условиям обучения и воспитания в системе образования.
Система учреждений для детей с нарушениями в развитии. Специализированные интернатные учреждения. Центр социальной помощи семье и детям. Центры реабилитации. Центры медико-психолого-педагогической помощи и сопровождения.
Сущность адаптации и дезадаптации. Виды дезадаптации. Причины дезадаптации. Закономерности психического развития детей и подростков и возможные деформации, определяющие дезадаптацию и девиацию. Особенности темперамента и характера «трудных подростков»: недостатки характера; ленивые дети; дети и подростки с пассивным поведением; неорганизованные школьники; ненастойчивые школьники; эгоистичные школьники; недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети. «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера.
Сущность аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.
Сущность девиантного поведения. Я.И. Глинский. Виды норм и особенности отклоняющегося от данных норм поведения. Варианты отклоняющегося поведения по В.В. Ковалеву. Девиантное поведение как аномия. Социальная природа девиации. Особенности девиации у несовершеннолетних. Девиантные несовершеннолетние как дети «группы риска». «Трудные» школьники из неформальных групп общения.
Психология и педагогика семьи и семейного воспитания. Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка в семье. Воспитание в семьях разных типов, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Два стиля родительского воспитания по А. Болдуину: демократический и контролирующий. Д. Боумрид и его типология детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей: авторитетные, авторитарные и снисходительные родители. Четыре параметра изменения родительского поведения: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми, эмоциональная поддержка. Три типа неправильного воспитания по В.И. Гарбузову. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение), воспитание по типу В (гиперсоциализируещее), воспитание по типу С (эгоцентрическое).
Причины возникновения детоцентризма.
Классификация особенностей формирования личности детей и стили семейного воспитания А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллера: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами.
Причины и последствия развода и распада семьи. Воспитание ребенка в неполной семье.
Работа социального педагога с семьей. Этапы и фазы семейного консультирования. Этапы работы консультанта, характерные для любой модели консультирования семьи. Установление контакта, сбор информации, определение целей консультирования, психологический контракт, выработка альтернативных решений, обобщение.
Основные положения Семейного кодекса. Права родителей. Правовые основы семейного воспитания.
Социология. Понятие «социальный статус» и «социальная роль». Влияние социального статуса и социальных ролей личности на поведение и межличностное общение. Родитель как социальная роль. Ученик как социальная роль. Конфликт социальных ролей личности и пути его преодоления. Понятие «общественное мнение». Общественное мнение как социальный институт. Влияние общественного мнения на формирование индивидуального сознания, мировоззрения и поведения личности. Роль общественного мнения в формировании гражданского общества. Механизмы формирования общественного мнения. Методики и технологии формирования общественного мнения. Сущность социологического исследования. Структура социологического исследования. Методы социологического исследования. Социометрия.
Основы социальной работы. Сущность, принципы, виды социального обслуживания. Учреждения социального обслуживания для детей и молодежи: Центр социальной помощи семье и детям, социальный приют, реабилитационные центры и т.п. Социальное обеспечение. Организационно-правовые формы социального обеспечения: пенсии, пособия, льготы, компенсации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1