Уровни сформированности стиля педагогического общения
Одной из важных предпосылок успешного формирования стиля общения является выявление уровня его сформированности. Сущность уровней определяется по признаку цели и по признаку существования (каждый последующий уровень зарождается, имеет основу в предыдущем). Поэтому при переходе формируемого качества на более высокий уровень свойства предшествующего уровня не исчезают, а преобразуются.
Оценка уровня сформированности индивидуального стиля общения возможна лишь при применении комплекса диагностических методов, дающих богатую информацию о всех его структурных компонентах. Здесь наиболее эффективными являются метод самооценки и экспертной оценки.
Самооценка, во-первых, является одним из источников информации о состоянии сформированности профессионально значимых умений, во-вторых, средством побуждения к их совершенствованию.
Важнейшими динамическими характеристиками самооценки являются ее уровень и адекватность. Уровень самооценки определяется уровнем достижений личности и степенью сформированности у нее тех или иных качеств, способностей, возможностей, которые она для себя определяет; иными словами, это та ступень, на которую ставит себя сам человек. Самооценка может быть низкой, средней, высокой. Адекватность самооценки представляет собой одну из главных характеристик личности и определяется соответствием различных оценочных суждений личности о себе ее реальным качествам.
Сопоставление этих двух оценок позволяет выявлять достоверность полученных с помощью самооценки результатов, а также определять уровень рефлексивных способностей студентов.
Под методом экспертных оценок в социальной и педагогической литературе подразумевается комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Экспертная оценка есть экспертное суждение, выраженное в количественной форме или как оценочное (лучше, хуже и т. д.).
Оценка уровня сформированности индивидуального стиля общения может проводиться на основе экспертных суждений преподавателей кафедры педагогики, работающих со студентами, преподавателей специальных кафедр, классных руководителей классов, в которых студенты проходили педагогическую практику, учителей-предметников, в отдельных случаях может использоваться взаимная оценка студентов.
К экспертам предъявляются следующие требования: а) однозначное понимание целей и задач; б) компетентность, распространяющаяся как на объект исследования (индивидуальный стиль общения), так и на методологию экспертного решения исследуемой задачи (определение уровня сформированности индивидуального стиля общения); в) объективность, то есть способность учитывать необходимую для правильного решения исследуемой задачи информацию и давать мотивированное суждение; г) заинтересованность в результатах экспертизы; д) деловитость, то есть собранность, умение работать с коллегами.
Основные признаки уровней сформированности у студентов индивидуального стиля педагогического общения отражены в таблице.
Уровни сформированности
1. Высокий
— в основе педагогических действий лежат мотивы, свидетельствующие о действительной педагогической направленности;
— педагогические действия профессионально осознаны, имеет место психологическая готовность в выполнении педагогических действий;
— профессиональное взаимодействие выполняется с использованием педагогических знаний, на основе анализа ситуации, имеет место методическая компетентность;
— педагогическое общение соответствует цели, определяется, в основном, с учетом особенностей объекта воспитания и условий действия;
— имеют место элементы своеобразия и новаторства;
— коммуникативное взаимодействие выполняется достаточно точно, без затруднений, используя профессиональный опыт;
— педагогические действия достаточно своевременны, соответствуют изменяющимся ситуациям воспитательной практики.
2. Средний
— в основе педагогических действий лежат мотивы, характеризующиеся частичной направленностью;
— педагогические действия профессионально слабо осознаны, имеет место низкий уровень психологической готовности к выполнению педагогических действий;
— профессиональное взаимодействие выполняется без должного использования научных знаний и анализа ситуации, проявляется недостаточная научная компетентность;
— педагогическое общение не всегда соответствует цели, так как имеют место ошибки в ее выборе, вытекающие из неглубокой диагностики объекта действия и условий действия;
— педагогические действия почти лишены своеобразия, преобладают их стереотипные формы;
— коммуникативное взаимодействие выполняется с затруднениями, медленно, обнаруживается небольшой профессиональный опыт;
— проявляется несоответствие педагогических действий в изменяющихся педагогических ситуациях.
3. Низкий
— в основе педагогических действий лежат мотивы, характеризующиеся частичной направленностью;
— педагогические действия профессионально слабо осознаны, имеет место низкий уровень психологической готовности к выполнению педагогических действий;
— профессиональное взаимодействие выполняется без должного использования научных знаний и анализа ситуации, проявляется недостаточная научная компетентность;
— педагогическое общение не всегда соответствует цели, так как имеют место ошибки в ее выборе, вытекающие из неглубокой диагностики объекта действия и условий действия;
— педагогические действия почти лишены своеобразия, преобладают их стереотипные формы;
— коммуникативное взаимодействие выполняется с затруднениями, медленно, обнаруживается не большой профессиональный опыт;
— проявляется несоответствие педагогических действий в изменяющихся педагогических ситуациях.
4. Неудовлетворительный
— мотивация педагогических действий и сами действия профессионально не осознаны;
— отсутствует психологическая готовность к выполнению педагогических действий;
— коммуникативное взаимодействие выполняется непрофессионально;
— педагогические действия относительно цели определяются неправильно;
— педагогическое общение примитивно и шаблонно;
— при взаимодействии имеются существенные затруднения и грубые ошибки;
— педагогические действия полностью не соответствуют ситуации общения.
Уровень сформированности индивидуального стиля общения меняется в течение обучения в вузе. Важнейшими факторами этих изменений являются: общее интеллектуальное развитие, особенности профессионального воспитания, развитость профессионального воображения, наличие специальных знаний и умений, установка на творческое отношение к труду, высокий уровень профессионального самоопределения, успешность педагогического опыта и др.
Контрольные вопросы и задания для самоподготовки студентов
1. Что понимается под «индивидуальным стилем педагогического общения»?
2. Какие существуют классификации стилей педагогического общения?
3. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие различные стили общения учителя.
4. Из каких основных структурных компонентов складывается индивидуальный стиль педагогического общения?
5. Охарактеризуйте основные этапы процесса формирования индивидуального стиля педагогического общения.
6. Перечислите основные критерии сформированности индивидуального стиля педагогического общения.
7. Назовите уровни сформированности индивидуального стиля педагогического общения.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М.Андреева. — М., 1980. — 415 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. труды / А. А.Бодалев. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
3. Бодалев А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А.Бодалев // Педагогика. — 1990. — №12. — С. 65—71.
4. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М.Бородкин, Н. М.Коряк. — Новосибирск: Наука, 1983.
5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П.Буева. — М.: Просвещение, 1978. — 111 с.
6. Грехнев В. А. Культура педагогического общения / В. А.Грехнев. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
7. Добрович А. В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей / А. В.Добрович. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
8. Ерастов Н. П. Психология общения / Н. П.Ерастов. — Ярославль, 1979. — 96 с.
9. Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений / М. С.Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 37 с.
10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А.Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.
11. Коломинский Я. Л. Психология общения / Я. Л.Коломинский. — М.: Знание, 1974. — 96 с.
12. Коротаев А. А. Исследование стиля педагогического общения / А. А.Коротаев, Т. С.Тамбовцева // Вопросы психологии. — 1990. — №2. — С. 126—130.
13. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование / В. Н.Куницына. — Л., 1985. — 20 с.
14. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии / К. М.Левитан. — М.: Наука, 1994. — 192 с.
15. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А.Леонтьев. — М.: Знание, 1979. — 46 с.
16. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред.: В. Н.Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 665 с.
17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И.Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
18. Максимова Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности / Р. А.Максимова. — Л., 1981. — 24 с.
19. Марисова Л. И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л. И.Марисова. — Берлин, 1978. — 69 с.
20. Петровский А. В. Психологические контакты, взаимопонимание / А. В.Петровский // Воспитание школьников. — 1997. — № 6. — С. 16—20.
21. Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — 344 с.