Схема определения стиля педагогического общения

Авторитарный Демократический Либеральный
  1. Разделение функций между воспитателем и детьми
Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Такой характер отношений Ш.А. Амонашвили назвал императивным обучением: учитель объясняет, рассказывает, требует, проверяет и оценивает. Дети обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что не самостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарность тенденций к гиперопеке. Оптимальное разделение функций между собой и детьми. Оптимальное – это значит учитывающие особенности возраста детей. Уходит от руководства детским коллективом. Для него характерны безынициативность, недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций. В связи с этим пускает дела на самотек. Переоценивает возможности детей.
  1. Соотношение требовательности и уважения к личности ребенка
 
Недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Живет по принципу: «Доверяй, но проверяй», а это лишает доверие его сути, т.е. превращает в недоверие. Максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Выполнение своих требований не проверяет. Если воспитатель узнает, что его требования не выполнены, то на выполнении больше не настаивает, т.е. требовательности у него явно недостает.
  1. Соотношение прямых и обратных связей с детьми
 
Такой воспитатель ориентированна доминирование, «дирижирование», командование во всех ситуациях педагогического учения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало значит. Явно преобладает формальный подход к обучению, воспитанию.     Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности. Находится полностью во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда удается. В связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях.
4. Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей  
При организации работы в группе не учитывает и не изучает отношения между детьми. Для него отношения симпатии-антипатии между детьми, не имеют ни какого значения. Вследствие этого нередко непроизвольно усиливает отношения напряженности, неприязни между отдельными детьми. При организации работы учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Учитывает взаимоотношения в группе. В обсуждении проблем, кто с кем хочет сидеть, работать, часто уходит далеко от сути дела.
5. Отношения к своим ошибкам  
Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара: «Извините, я был не прав» почти невероятно. В любом случае он пытается спустить дело на тормозах, замаскировать допущенные им ошибки. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. Не боится признавать свои ошибки, не придаёт этому особого значения. Но допускает их очень часто, и авторитет его в глазах детей и коллег быстро падает.
6. Количество и качество воспитательных действий  
Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии: «Иванов, не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?», «Иванов, не вертись!», «Иванов, положи руки на место!» Количество воспитательных воздействий меньше и они разнообразнее. Количество воспитательных воздействий ситуативного. Разнообразию значения не придает.
7. Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий  
Дисциплинирующее воздействие преобладают над организующими. Организующие воздействия преобладают над дисциплинирующими. Организующим воздействием значения не придает, количество дисциплинирующих воздействий ситуативно (в зависимости от настроения).
Соотношение позитивных и негативных оценок
Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываний преобладает замечание, порицание. Причем «нынешним» детям, как правило приписывается большая леность, непослушность, беспомощность и бездарность, чем «прежним». Положительные оценки преобладают над отрицательными. Относится к личности ребенка как самостоятельной ценности. Ситуативен в оценочных высказываниях в адрес детей. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом настроении -негативные оценки.
8. Наличие или отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия  
Не испытывает склонности к использованию косвенных средств воздействия на детей. Считает более правильным прямое и публичное указание ребенку на его ошибки, просчеты, недостатки в поведении. Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка. Полагает более плодотворным разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Не обращает внимания на необходимость использования косвенных замечаний и порицаний.
9. Характер педагогических установок  
Характерны жесткие педагогические установки: « любимчики», гордость группы, способные – с одной стороны, не любимые, «тупые», «бездарные» - с другой, и безликая масса, «серость» - с третьей стороны. Динамические педагогические установки. Непоследователен в своих установках, они ситуативны и зависят от его настроения. Мнение о себе такого воспитателя дети чаще всего не ценят.

Наши рекомендации