Обществознание — практика жизни в социуме

1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.

2. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных
правил, ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.

3. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.

Применительно к третьему и четвер­тому вариантам специального образова­тельного стандарта нецензового уровня, где все более выраженным является ин­дивидуальный подход к определению содержания образовательной програм­мы, обязательным является активный поиск избирательных способностей и даже избирательной одаренности ребен­ка. Опора на выявленные избиратель­ные способности при формировании со­держания индивидуальной программы образования является условием про­движения ребенка в социальном раз­витии и, возможно, последующей про­фессионализации в доступных для него пределах.

2.5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Самым общим результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства. Развитие самого «про­блемного» ребенка в контексте культур­ных ценностей открывает ему возмож­ность осмысления собственного суще­ствования, задает ориентиры для реали­зации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и го­товность, взять на себя посильную от­ветственность за близких, занять актив­ную жизненную позицию в сообществе. Получая таким образом осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для него зна­ниями, умениями и навыками, достига­ет максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает не­обходимые формы социального поведе­ния, оказывается способным реализо­вать их в условиях семьи и гражданско­го общества.

Результаты освоения основной об­разовательной программы предлага­ется оценивать по завершении каждой из ступеней школьного образования, учитывая, что у ребенка с ОВЗ может быть свой — индивидуальный — темп освоения содержания образования, и его стандартизация в относительно ко­ротких временных промежутках объ­ективно невозможна. В данном случае речь идет о требованиях к результатам начального школьного обучения во всех четырех вариантах стандарта для каж­дой категории детей с ОВЗ.

Предлагается описать ожидаемые результаты освоения ребенком выде­ленных образовательных областей исходя из представленных в них со­держательных линий, в которых уже заложены оба компонента — «акаде­мический» и «жизненной компетен­ции». При этом описание ожидаемых результатов должно включать их це­лостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образова­ния:

• что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;

• что из полученных знаний и уме­ний он может и должен применять на практике;

• насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Характеристика ожидаемых резуль­татов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Неце­лесообразно рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни об­щей динамики развития ребенка с ОВЗ, ни качества его образования. В част­ности, у части детей могут быть вполне закономерные и ожидаемые затрудне­ния в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматри­ваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования. Г Х)бщий подход к оценке знаний и умений . ребенка по академическому компоненту предлагается в целом со­хранить в его традиционном виде при­менительно ко всем вариантам стан­дарта. Вместе с тем учет особых обра­зовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальной и подробной шкалы оце­нок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребенка, в достижении ориентиров, заданных стандартом, и максимально точной оценки соотноше­ния между ожидаемым и полученным результатом, что является принципи­альным для построения и корректиров­ки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навы­ков в выбранной области образования.

«Академические» достижения ребен­ка отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из кото­рых в будущем он сможет выбрать по­требные ему для социального развития и личной реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей це­лостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.

Для оценки другой составляющей — результатов развития жизненной ком­петенции ребенка — предлагается ис­пользовать метод экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников об­разовательного процесса, тесно контак­тирующих с ребенком, включая членов его семьи.

Задачей экспертной группы являет­ся выработка согласованной оценки до­стижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка, результа­ты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем чле­нам группы условных единиц. Количе­ственная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой ана­лиза могут быть обобщены в индивиду­альном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным об­разовательным областям и заданным линиям.

Образование ребенка с ОВЗ на на­чальной ступени может считаться ка­чественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребенка по обоим направлениям — «академическо­му» и жизненной компетенции. Соот­ношение продвижения ребенка по этим двум направлениям является определя­ющим для оценки качества образования в первом, втором и третьем вариантах специального стандарта. В четвертом варианте, где компонент жизненной компетенции становится доминирую­щим, продвижение ребенка в этом на­правлении становится основным иско­мым результатом образования.

2.6. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

В единстве с концепцией общего стан­дарта и с целью сохранения единого обра­зовательного пространства страны требо­вания к условиям получения образова­ния детьми с ограниченными возможно­стями здоровья представляют собой инте­гральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответ­ствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем данная систе­ма требований должна включать в себя специфические компоненты в со­ответствии с особыми образователь­ными потребностями детей с ОВЗ и каждой категории в отдельности.

При отсутствии Закона о специаль­ном образовании РФ на первый план выходит правовое обеспечение процес­са выбора семьей ребенка с ОВЗ вари­анта специального федерального стан­дарта образования, его реализации и, при необходимости, перехода на другой вариант. В соответствии с этим необхо­дима разработка правового механиз­ма адекватного и ответственного выбора варианта специального стан­дарта для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фикси­рующего согласованный выбор и разде­ление ответственности; всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Кадровое обеспечение — характерис­тика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осущест­вляющих медико-психологическое сопро­вождение ребенка с ОВЗ в системе школь­ного образования. Следует подчеркнуть необходимость описания квалификации и специальной подготовки специалистов в общей педагогике и психологии, вовлечен­ных в процесс образования ребенка с ОВЗ (все варианты стандарта). Равно как необ­ходимо описать и особенности квалифи­кации и специальной подготовки социаль­ных работников, вовлеченных в процесс образования детей, чьи родители выберут четвертый вариант стандарта.

Финансово-экономическое обеспе­чение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финанси­рования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с кон­ституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотре­но подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, ва­рианта стандарта, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается применительно к каж­дому варианту специального стандарта с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ.

Материально-техническое обе­спечение — общие характеристики инфраструктуры общего и специаль­ного образования, включая параметры информационно-образовательной сре­ды. Материально-техническое обеспече­ние школьного образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в | структуре материально-технического обе­спечения должна быть отражена специ­фика требований:

• к организации пространства, в ко­тором обучается ребенок с ОВЗ;

• к организация временного режима обучения;

• к организации рабочего места ре­бенка с ОВЗ;

• к техническим средствам обеспе­чения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);

• к техническим средствам обуче­ния для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компью­терные инструменты обучения, ориен­тированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

• к специальным учебникам, рабо­чим тетрадям и дидактическим мате­риалам, отвечающим особым образова­тельным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стан­дарта образования.

Требования к материально-техничес­кому обеспечению должны быть ориен­тированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в нор­ме, необходимостью индивидуализа­ции процесса образования детей с ОВЗ. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к органи­зационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуали­зированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.

Информационное обеспечение включает необходимую норматив­ную правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

[1]Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее выявление и ком­плексная помощь детям, внедрение в практи­ку научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ.

Наши рекомендации