Педагогические цели развития мотивации учения
Впроцессе обучения, как известно, системообразующим фактором являются педагогические цели. Поэтому разработка содержания целевых функций процесса обучения является в определенном отношении исходным пунктом проектирования и осуществления обучения в целом и одним из оснований методики развития каждой сферы, в частности формирования мотивации.
6 Зак. 6106 81
Цель педагога - сознательное стремление, «осознанное решение изменить в лучшую сторону индивидуальность учащегося: его интеллектуальную, мотивационную и другие сферы. Цель предполагает результат, в данном случае - определенные изменения в мотивации, в отношении к учению. Поэтому цели должны быть максимально конкретными и диагностируемыми (должна существовать возможность проверки их достижения). При этом сами цели необходимо четко определить. Отсюда следует важность специального информирования преподавателей о целях и задачах обучения, воспитания и развития. Для этого нужна разработка целевой функции процесса обучения и составление номенклатуры педагогических целей. Это важно сделать для того, чтобы учитель, непосредственно осуществляющий обучение, знал те предельные возможности, которыми обладают процесс обучения в целом, процесс обучения конкретному предмету, части процесса, отдельные уроки.
Главное здесь - это именно целевая функция процесса, то есть ясное понимание целей, которые надо достичь. Психологами установлено, что сформировать какую-либо сферу, даже ее элемент, в течение урока невозможно. Развитие сфер требует длительного времени. Кроме того, формирование человека обусловлено взаимодействием со многими факторами, а не только с развивающими воздействиями одного педагога. Необходимо различать цели одного урока и его возможности и цели более крупных частей учебно-воспитательного процесса или процесса в целом. Поэтому мы выделяем цели урока, промежуточные цели внутри этапа работы и конечные цели процесса обучения в конкретной школе, планируемые на полугодие, год, весь срок обучения. В соответствии с названной группировкой целей можно предложить следующую номенклатуру общих и частных целей развития мотивационной сферы учащихся школы.
Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду: формирование стремления к профессионализму в работе, к качественному ее выполнению; воспитание стремления принести пользу себе и людям в соответствии со своими возможно-
стями; воспитание уважения к правам и интересам людей труда; формирование потребности в труде; ориентация учащихся в мире профессий; воспитание привычки своевременного выполнения любой нужной работы; воспитание интереса к выбранной профессии.
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, к учению: сформировать умение ставить цели учебной деятельности и стремление добиваться их; сформировать интеллектуальную и познавательную потребности, потребности в достижении и общении; воспитать ценностное отношение к знаниям как важным и необходимым каждому человеку; сформировать стремление к глубокому усвоению всего содержания обучения, мировоззренческих идей; развивать стремление давать явлениям самостоятельную критическую оценку; развивать познавательные интересы и другие мотивы учения; способствовать развитию духовных потребностей человека и др.
Цели воспитания мотивации достижения. Воспитание мотивов достижения: формирование потребности в достижении; формирование стремления к достижению учебных целей; формирование потребности ставить реально достижимые цели; формировать умения строить логические последовательности для достижения целей в учебной деятельности; развивать стремление самостоятельно достигать поставленные цели учения.
Цели воспитания мотивации аффилиации. Воспитание мотивов общения: формирование потребности в познавательном общении; развивать стремления к познавательному общению (доказывать, рассуждать, аргументировать свое мнение, убеждать); развивать стремление самостоятельно вступать в познавательное общение (делать выводы, классифицировать знания, задавать вопросы). Разработанная номенклатура эталонных целей формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации как неотъемлемых компонентов мотивации учения может служить учителю руководством для планирования работы на весь срок обучения, полугодие.
Эталонной целью является также реальное обеспечение гуманистического характера процесса взаимодействия учителя и учащихся. Эта эталонная цель получает конкретное выражение в таких промежуточных целях, как обеспечение положительного эмоционального состояния школьников, установление контакта и взаимопонимания между учителем и учащимися, повышение уровня мотивации учения, перевод школьников на более высокий уровень развития конфликтогенности.
Представим примерный перечень промежуточных целей воспитания конструктивной мотивации конфликта. Если большинство учащихся класса находится на низком уровне развития конфликтогенности, то ставится цель перевести их на более высокий уровень. Для перевода учащегося на более высокий уровень конфликтогенности в процессе формирования мотивации конфликта в педагогических целях необходимо предусмотреть целенаправленную воспитательную работу по совершенствованию в основных сферах индивидуальности признаков конструктивной мотивации конфликта. Так, в интеллектуальной сфере необходимо предусмотреть развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость; развитие познавательных умений сформулировать проблему (объект конфликта) для адекватной оценки природы конфликтной ситуации, развитие восприятия, внимания; развитие знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта; овладение саногенным мышлением и преодоление привычек патогенного мышления. В мотивацион-ной сфере - формирование вистемы нравственных общечеловеческих ценностей и нравственных мотивов поведения; формировать позитивное отношение к деловым конфликтам, неприятие эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; добиваться от учащихся стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Конкретизация общих (конечных) целей осуществляется в номенклатуре частных целей: добиться непроизвольного, а затем и произвольного внимания; сообщить информацию о предел
мете познавательной потребности (или других потребностей); ориентировать учащихся в предстоящей деятельности; раскрыть значимость (практическую, научную, социальную и др.) их деятельности; стимулировать выбор актуального мотива деятельности; формировать у учащихся умение определять цели деятельности и стимулировать стремление их ставить; поддерживать стремление к достижению поставленных целей; актуализировать необходимые мотивационные состояния (заинтересованность в выполнении задания; ответственное отношение к делу; осознание необходимости данной работы); стимулировать возбужденные состояния в большинстве ситуаций урока; подкреплять возбужденные ранее (на предыдущих уроках) мотивационные состояния; обеспечить учащихся обратной связью: создать условия для развития положительных мотивов за счет формирования общенаучных, общетрудовых и специальных знаний и навыков; гццказать значимость учебной деятельности для будущей профессии; раскрывать общественный смысл данной деятельности; развивать направленность мотивации на овладение не только знаниями, но и способами действий; развивать стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию у учащихся профессионально важных качеств и т.д.
С учетом особенностей учащихся перечисленные цели могут быть выстроены в определенную логику: одни цели могут довольно часто повторяться, другие - уже достигнуты, и нет необходимости их ставить. Разработка номенклатуры целей урока является одним из дидактических оснований выбора целей воспитания мотивации.