Основные принципы использования проектного обучения
Принцип коммуникативности
Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая наличие определенных взаимоотношений между участниками проекта.
Принцип ситуативной обусловленности
Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
Принцип проблемности
Данный принцип предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности. В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных средств со для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость.
Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться с трудностями при выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то в проектной методике эта проблема так остро не стоит. В процессе разработки проекта собственная заинтересованность учащихся, их внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности заставляют активно искать необходимую информацию в смежных областях, самостоятельно мыслить, рассуждать над проблемой. Таким образом, открываются новые неожиданные ресурсы, которые учащиеся используют в сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи в проектной работе способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.
Принцип автономности
Проектная работа устраняет зависимость учащегося от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания когасетного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике является предоставление учащимся реальной автономии
и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Проектная методика предполагает таким образом следующее: учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи деятельности; отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками информации; планируют содержание деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата.
Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых и достаточных для самостоятельного решения проблемы. Е.С. Полат (2000. С. 5) выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
■ интеллектуальные — умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом;
■ творческие — умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения;
■ коммуникативные — умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. В контексте автономного учения проектное обучение предполагает формирование также и умений осознавать собственные потребности, выбирать адекватные способы и средства их реализации, оценивать результаты своего труда.
Анализируя важнейшую составляющую проектного обучения — автономность учащихся, необходимо сделать следующий вывод: в ходе проективной деятельности учащиеся овладевают целым рядом важнейших умений: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользоваться различными видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты; взаимодействовать с другими участниками процесса; активно мыслить, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности.