Основные принципы использования проектного обучения

Принцип коммуникативности

Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предпола­гая наличие определенных взаимоотношений между участниками про­екта.

Принцип ситуативной обусловленности

Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имити­рующей реальные ситуации.

Принцип проблемности

Данный принцип предусматривает выполнение проекта как ре­шение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности. В основе любого проекта лежит проблема, требующая оп­ределенных средств со для ее разработки и решения и имеющая опре­деленную практическую и теоретическую познавательную значимость.

Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться с трудностями при выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то в проектной методике эта проблема так остро не стоит. В процессе разработки про­екта собственная заинтересованность учащихся, их внутренние моти­вы, стремление проявить свои творческие способности заставляют активно искать необходимую информацию в смежных областях, самостоятельно мыслить, рассуждать над проблемой. Таким образом, открываются новые неожиданные ресурсы, которые учащиеся исполь­зуют в сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи в проектной работе способству­ет развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.

Принцип автономности

Проектная работа устраняет зависимость учащегося от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания когасетного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проект­ной методике является предоставление учащимся реальной автономии
и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Проектная методика предполагает таким образом следующее: учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи деятельности; отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками информации; планируют содержание деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата.

Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых и достаточных для самостоятельного решения проблемы. Е.С. Полат (2000. С. 5) выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

■ интеллектуальные — умение работать с информацией, с тек­стом (выделить главную мысль, вести поиск информации), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом;

■ творческие — умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а не­сколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения;

■ коммуникативные — умение вести дискуссию, слушать и слы­шать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, под­крепленную аргументами; умение находить компромисс с со­беседником; умение лаконично излагать свою мысль. В контексте автономного учения проектное обучение предпола­гает формирование также и умений осознавать собственные потребно­сти, выбирать адекватные способы и средства их реализации, оцени­вать результаты своего труда.

Анализируя важнейшую составляющую проектного обучения — автономность учащихся, необходимо сделать следующий вывод: в ходе проективной деятельности учащиеся овладевают целым рядом важней­ших умений: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходи­мые материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользовать­ся различными видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты; взаимодействовать с другими участниками процес­са; активно мыслить, добывать необходимые знания и умения и успеш­но использовать их в практической деятельности.

Наши рекомендации