Этапы выполнения курсовой работы. Выбор темы исследования
Выбор темы исследования
Процесс учебно-исследовательской работы начинается с постановки проблемы на основе вскрытия противоречий между имеющимися на данный момент знаниями об объекте исследования и знаниями, необходимыми для практического решения задачи, востребованной обществом.
Постановка проблемы определяет выбор темы исследования, уточняет ее название и обеспечивает обоснование актуальности разработки.
Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается на заседании кафедры, и отвечает следующим требованиям:
– соответствие задачам подготовки специалистов;
– учет направлений и проблематики современных научных исследований, в том числе проводимых коллективом кафедры;
– учет разнообразия интересов студентов в области теории и практики социально-культурной деятельности.
После выбора и согласования с научным руководителем темы курсовой работы составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения основных этапов курсовой работы. План-график облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.
2. Составление плана
Следующим этапом является составление содержательного плана работы над курсовой – первичного видения автором варианта, который условно можно представить в виде стержня работы.
В первой главе обычно излагаются общетеоретические основы освещаемой проблемы объекта и предмета исследования, а также анализируются существующие практические пути решения освещаемой проблемы.
Во второй главе определяются пути решения проблемы с соответствующими обоснованиями.
Структурно каждая глава делится на параграфы. После определения структуры исследования, формулируются рабочие названия частей курсовой работы (глав и параграфов). При этом надо исходить из следующих основополагающих требований к рабочим названиям глав и параграфов:
– они не могут совпадать с темой курсового исследования;
– отражают суть их содержания, должны быть сформулированы кратко, точно и понятно в едином стиле изложения с использованием принятой для данного исследования терминологией;
– должны быть логически связанными друг с другом и отражать решение поставленных задач исследования.
3. Выявление, отбор и анализ научной информации
Этот этап можно обозначить как «информационный», поскольку включает в себя поиск источников с последующим их изучением.
Работа с научной информацией начинается с определения основных понятий по теме исследования, которые в науке разными авторами могут трактоваться неоднозначно, но студент должен прийти к единому определению понятия.
Автор составляет список работ, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей.
Список использованных источников обычно включает книги, учебники, учебные и учебно-методические пособия, журналы, статьи в сборниках научных и методических трудов, тезисы докладов на различного уровня конференциях, монографии, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др.
При анализе изучаемой проблемы наряду с печатными материалами могут привлекаться материалы рукописные. Это: диссертационные работы по теме исследования; авторефераты; отчеты о научно-исследовательских работах; материалы исторических и текущих архивов, в которых содержатся отчеты, протоколы заседаний, акты проверок, стенограммы выступлений, доклады и сообщения; текущая документация учебных учреждений (планы работ, отчетно-учетная документация, приказы и распоряжения руководителей; журналы контрольных проверок и т. д.).
Определение возможностей по поиску информации предоставляет Интернет, который рассматривается как дополнительный, т.к. через определенные поисковые системы имеется возможность найти книги, статьи и материалы, необходимые для исследования. При использовании какой-либо информации, размещенной в Интернете, в курсовой работе в ссылке на список использованных источников следует указывать название сайта, с которого взята информация.
Как показывает практика, проработка темы бывает неполной, если задействовано меньше 10 источников, а верхнюю границу можно определить в 35 и более источников.