Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день

В новом учебном году необходимо обеспечить новые подходы в организации шестого школьного дня, предусмотрев в этот день обязательное проведение с учащимися различных спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организацию профориентационной работы и трудового воспитания, а также работу в социуме и с родителями, опираясь на рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день», размещенные на сайте Министерства образования http://edu.gov.by. в разделе Информационно-аналитические и методические материалы управления социальной, воспитательной и идеологической работы.

В полной мере должен быть выработан механизм межведомственного взаимодействия в организации шестого школьного дня на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска. Необходимо разработать и утвердить на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска координационные межведомственные планы работы в шестой школьный день со всеми заинтересованными (отделами культуры, спорта, органами здравоохранения, МВД, МЧС, общественными организациями и др.).

Необходимо организовать в сельских районах на базе учреждений общего среднего или дополнительного образования детей и молодежи (при наличии соответствующей базы) зональные центры по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ и при необходимости обеспечить обязательный подвоз обучающихся.

Требует совершенствования физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, в части обеспечения массового охвата учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями и максимальной загрузки спортивных залов и стадионов.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа должна стать приоритетным направлением работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день. Руководителям учреждений образования и органов управления образованием необходимо обеспечить действенный контроль за организацией шестого школьного дня с обязательным акцентом на его физкультурно-оздоровительную направленность. К началу нового учебного года учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» будут разработаны и размещены на сайте Министерства образования http://edu.gov.by методические рекомендации по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего среднего образования (Приложение 3 к инструктивно-методическому письму).

Необходимо создать в каждом учреждении образования школьные команды по игровым и другим видам спорта, группы поддержки с организацией их регулярных тренировок и региональных соревнований (в первую очередь, в шестой школьный день).

Следует обеспечить в шестой школьный день обязательную работу специалистов СППС по заранее составленному графику, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Необходимо обеспечить их полную занятость в выходные дни с учетом интересов и способностей. Суббота – благоприятный день для проведения различных воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы с родителями.

Родительская общественность должна быть максимально вовлечена в организацию шестого школьного дня. Следует более широко привлекать родителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Необходимо организовать работу учреждений дополнительного образования детей и молодежи в шестой школьный день в тесном взаимодействии с учреждениями общего среднего образования, обеспечив работу объединений по интересам в шестой школьный день не менее 80%. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2015/2016 учебном году» размещены на сайте Министерства образования http://edu.gov.by (Приложение 5 к данному инструктивно-методическому письму).

Следует обеспечить функционирование компьютерных классов и спортивной базы учреждений образования, а также школьных библиотек в шестой школьный день с максимальным охватом обучающихся. Необходимо расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образования в шестой школьный день, в том числе на платной основе.

Министерство образования рекомендует утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день (примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – 4 часа).

В 2015 году на базе НДЦ «Зубренок» запланировано проведение республиканского конкурса на лучший проект по организации шестого школьного дня. Необходимо принять действенные меры по подготовке к республиканскому этапу конкурса проектов воспитательной деятельности в шестой школьный день, сделав особый акцент на их спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную направленность, здоровый образ жизни. Условия проведения конкурса размещены в Приложении 6 к инструктивно-методическому письму.

Заключение

Социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях общего среднего образования требует постоянного внимания, поиска и реализации новых подходов к ее организации, дальнейшей оптимизации документооборота. Необходимо совершенствовать региональные модели воспитания, неуклонно повышать эффективность работы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностного отношения к труду, профессиональной деятельности, как можно шире использовать информационно-коммуникационные технологии, повышать профессиональную компетентность педагогических кадров.

Примечание: приложения к инструктивно-методическому письму будут размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь и опубликованы в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

[1] Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на 42-ом съезде Белорусского республиканского союза молодежи 20 января 2015 года

[2] Размещен в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году».Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 15, 2011г.

[3] Перечень информационно-образовательных ресурсов, рекомендуемых для использования в воспитательной работе: приложение 3 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18; Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе: приложение 7 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18.

[4] Материалы предназначены в помощь педагогам по подготовке волонтеров-инструкторов - подростков, юношей и девушек (14 - 18 лет) к волонтерской работе по формированию здорового образа жизни и безопасного ответственного поведения среди сверстников в соответствии с подходом «Равный обучает равного». Названные и другие материалы по организации работы в этом направлении размещены на сайте Академии последипломного образования http://www.academy.edu.by/component/content/article/45/732-19122013.html, http://www.academy.edu.by/component/content/article/45/445-2012-07-20-11-37-47.html

Наши рекомендации