Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Успешность выполнения программы определяется регулярностью и систематичностью домашних занятий учащегося. Желательны ежедневные домашние занятия продолжительностью не менее двух часов в неделю.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Методы и приемы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических

приемов);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на гитаре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934,1938, 1983,1985.

2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.

3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.

4. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 - 1987.

5. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. X. Ортеги. М., 1979.

6. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. М.-Л., 1934.

7. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. Л., 1962.

8. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1984, 1988.

9. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М.- Л., 1947.

10. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.

11. Ю.Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М.,1972.

12. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1966.

13. Педагогический репертуар гитариста. Вып.З. / Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1969.

14. Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. /

Сост. П. Агафошин. Серия I - II. Альбомы 1 — 7. М., 1930,1931.

15. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. М.-Л., 1939.

16. Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. |М.-Л., 1939, 1962.

17. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина.М., 1933.

18. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Ред. А. Сеговии. ГИД, М., 2000.

19. Старинная музыка: Для шестиструнной гитары. Сост. И. Поликарпов. М.,1971.

20. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. Сост. Е. Ларичев. М., 1983.

21. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 1. Сост. П. Вещицкий. М., 1958.

22. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2. Сост. П. Вещицкий. М., 1959.

23. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы. Сост. П. Вещицкий. М., 1960.

24. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. Сост. Ц. Вамба. М., 1961.

25. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.

26. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1. Сост. Е. Ларичев. М., 1972.

27. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-З кл. детских музыкальных школ . Сост. Е. Ларичев. М., 1983,1985.

28. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ . Сост. Е. Ларичев. М., 1984, 1986.

29. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. П. Агафошин. М.- Л., 1950.

30. The Library of Guitar Classics. Сост. Джерри Уиллард, Лондон, 1998. 31. Бранд В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля. - М.: МК РСФСР, 1984. 32. Буэ Т. Школа для плектргитары. - Лейпциг, 1977.

33. Буэ Т. Ритмические и стилистические упражнения для электрогитары. - Лейпциг, 1970.

34. Гетц В. Упражнения для соло плектрной и концертной гитары. - Лейпциг, 1950.

35. Клим Ю. Ритмические и стилистические упражнения для гитары. - Лейпциг, 1970.

36. Чугунов Ю. Гармония в джазе. - М., 1980.

37. Бах И.-С. Концерт ля минор № 1 для скрипки. - Киев, 1975.

38. Бах И.-С. Концерт ре минор для двух скрипок. - М., 1984.

39. Вивальди А. Концерт для скрипки ля минор. - М., 1978.

40.Восемь сольных пьес для плектргитары / Сост. Буэ Т. - Лейпциг, 1974.

41. Гендель Г. Адажио и Аллегро (из сонаты для скрипки № 6 ми мажор). - М., 1952.

42. Дворжак А. Славянский танец № 2. Юмореска. Перелож. для скрипки и фортепиано. - М., 1966.

43. Классическая музыка в переложении для электрогитары и фортепиано / Сост. Бранд В. - М., 1982.

44. Моцарт В. Пьесы для скрипки и фортепиано. - М., 1971.

45. Бранд В. Гитара в классе, дома и на сцене. - М.: Академический печатный дом, 2006.

46. Хачатурян А. Вальс из музыки к драме "Маскарад". Перелож. для скрипки и фортепиано. - М., 1966.

47. Чайковский П. Избранные пьесы для скрипки. Старшие классы ДМШ. - М., 1961.

48. Чайковский П. Юный скрипач. - Киев, 1984.

49. Чугунов Ю. Двенадцать этюдов для саксофона и баса. - М., 1980.

50. Шопен Ф. - Крейслер Ф. Мазурка. Перелож. для домры в сопровожд. фортепиано. - М., 1962.

51. Jazz Elite – Мировые Стандарты / Ред. Брицин А. – С.: Музыкальное издательство Нота, 2003.

52. Э. Жак-Далькроз, Ритм – М.: Классика-XXI, 2010.

53. Арзуманов С.В. Секреты гитарного звука. – М.: Смолин К.О. 2003.

54. Бранд В. Гитаре – слово. – М., 2003.

55. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1984.

56. Уиллиамс М. Berklee Blues Guitar Songbook. Hal Leonard, HL 50449593.

57. Руус Д. Ганапес Дж. Jazzin’ the Blues. Hal Leonard, HL 00695608.

58. Рубин. Д. 12-Bar blues. Hal Leonard, HL 00695187.

59. Рубин Д. Birth of the groove. Hal Leonard. HL 00695036.

60. Персинджер Ш. Bebop Jazz Guitar. Hal Leonard. HL 00696424.

61. Шредл Дж. Hal Leonard Jazz Guitar Method. Hal Leonard. HL 00695359.

62. Маршалл В. Best Of Jazz Guitar. Hal Leonard. HL 00695586.

63. Вэйдлич Дж. Bebop Guitar. Hal Leonard. HL 00001196.

64. Мюллер М. Jazz for the Rock Guitarist. Hal Leonard. HL 00695856.

65. Марк Ж. Technique Exercises for Guitar. Hal Leonard. HL 00695913.

66. Манилов В., Молотков В. Техника джазового аккомпанемента для шестиструнной гитары. Киев: Музична Украина, 1984.

67. Манилов В., Дмитриевский В., Колесник С., Гитара от блюза до джаз-рока. – Киев: Музична Украина, 1984.

68. Pass J. Chord / solos. – New York: 1970.

69. Pass J. Guitar Style. – New York: 1970.

70. Cress B. The musical philosophy of Jim Hall. – 1984. Nov.

71. Бадьянов А., Диков. М. Хрестоматия джазовых соло для гитары. М.: Музыка, 1997.

72. Фомина Н.Б. Оценка качества образования. М., 2009.

73. Бурдыкина Н.М., Сенин И.И. Играем Вместе: пьесы для балалайки и домры в сопровождении фортепиано и дуэта домра - балалайка. М.: Аллегро, 2008.

74. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.

75. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Советский композитор, 1970.

76. Щеткин Ю. В помощь блюзмену. М.: Эмузин, 2006.

77. Бадьянов А. Джазовый гитарист 1. М.: Хобби-центр, 2008.

78. Бадьянов А. Джазовый гитарист 2. М.: Хобби-центр, 2008.

79. Киселев В. 150 Американских Джазовых Тем. М.: Музыка, 1994.

80. Щеткин Ю. Гитара в джазе. М.: Эмузин, 2001.

81. Стетина Т. Total Rock Guitar. М.: Смолин К.О., 2005.

82. Должанский А. Краткий курс гармонии. М.: Музыка, 1966.

83. Форд Р. Техника блюзового аккомпанемента. М.: Guitar College, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации