ТЕМА 5. Уровень требований
К квалификации выпускаемого вузовского специалиста
ÿ Уровень требований к квалификации выпускаемого вузовского специалиста должен быть на уровне высокопрофессиональных нормативов.
ÿ В дипломной работе должны быть представлены 3 процесса: моделирование, эксперимент, практическая реализация.
v ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1.
СОСТАВИТЬ КРАТКУЮ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ
ПО ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ (ВКР).
1. ТИТУЛ – оформить в цвете, с фоном. Название темы диплома. Научный руководитель (назначенный кафедрой). Научный консультант (если есть). Дата выполнения проекта.
2.Актуальность.Всегда рассматривается в связке «государственная политика в области культуры, образования – потребности российского общества на современном этапе (например, информационные технологии, национально-культурные корни, развитие регионального дизайна) – модернизация в российском образовании (в том числе, в дизайн-образовании)».
3.Цель– должна быть связана с темой.Тема – назывная формулировка, а цель - отражает формат конкретной деятельности. Например: создать технологическую платформу для дисциплины УМК, адаптировать художественно-графический компонент, создать информационно-образовательный ресурс для дизайнеров.
4.Объект исследования- пространство профессиональной деятельности.Например:образовательное пространство/профильная подготовка дизайнеров.
5.Предмет исследования– процесс внедрения инновационного компонента или метода для усовершенствования настоящей ситуации. Например: освоение и адаптация инновационного метода; разработка единой дидактико-технологической платформы образовательной методики по дисциплине УМК; разработка мультимедийного проекта для дисциплины УМК.
6.Требование 1 к выполнению дипломной работы.Логико-описательная часть. Описаниехудожественных, информационно-технологических, компьютерных компонентов, которые Вы использовали в своей работе. Возможно, применили новый метод, новый способ, сформулировали и реализовали синтез-модель. В каждом параграфе текст имеет свою логику, обязательно вывод.
7.Требование 2 к выполнению дипломной работы.Описание технологической составляющей проекта.
8. Заключение:использовать вступительное слово из введения как совершившийся факт Вашей работы, обязательно совокупность выводов по каждому параграфу использовать как результат объема проделанной работы.
9. Литература,правильное оформление.
10. Приложение. Слабо выглядит дипломная работа, если иллюстрации не соответствуют содержанию параграфов, а представлен набор фотографий.
11. Презентация. Когда работа полностью готова, разрабатывается презентация. В содержание презентации вводятся законченные формулировки, графические схемы, тезисы, иллюстрации из авторского эксперимента.
ТЕМА 6. Методологический комплекс
В учебно-исследовательском секторе
Творческой кафедры
Методологический комплекс
творческой кафедры воспринимается
как целостная педагогическая система.
Еще 10 лет назад достаточно было представить членам комиссии УМК с программами и тематикой лекционных и практических занятий, требования к выполнению заданий, вопросы к семинару, список основной и дополнительной литературы.
Сегодня эксперты проверяют наличие авторских методик и технологий, определяющих не только содержательную, но и информационно-технологическую подготовленность ППС (профессорско-преподавательского состава) кафедры. Важными показателями являются наличие:
Ä концептуально-экспериментальной программы научно-исследовательской деятельности (НИД) с участием педагогов, студентов, магистров, аспирантов;
Ä программы позиционирования результатов экспериментальной лаборатории, уникальности и ценности концептуальных разработок в границах НИД.
Риск.Сегодня эксперты проверяют также наличие БРТ - балльно-рейтинговой технологии, которая является механизмом фиксации интеллектуальных и творческих достижений студентов, мониторингом успеваемости, Многие педагоги не воспринимают значимость БРТ, объясняя это противостояние негативом расплывчатой оценки знаний. Однако следует отметить, что оценка педагога – это субъективный показатель в полифонии течений, субкультур, комбинаторики гуманитарного и технического знания, в котором происходит формирование специалиста. Опыт работы со студентами показывает, что более щадящим психолого-педагогическим форматом по отношению к педагогу и студенту в период сессии будет именно балльно-рейтинговая шкала. БРТ практически создаёт барьер для возникновения дискомфорта между педагогом и студентом.
1. Методы исследования.
2. Методы конструирования новых знаний.
3. Программа популяризации инновационных достижений НИД (конференции, сборники научных статей, участие в конкурсных мероприятиях городского и общероссийского масштаба).
ТЕМА 7. Методы как инструмент исследования
Существует система методов для разного уровня исследовательской работы. В педагогике, как и в дизайн-образовании, разработаны специальные методы, которые используются для профильной подготовки кадров разной квалификации. Студент, представивший проект на публичную защиту, должен подтвердить, что знаком с системой методов и может грамотно использовать в процессе выполнения проекта.
1. Общетеоретические методы: системный анализ литературы, сравнительный анализ, синтез и обобщение результатов комплексного (системный +сравнительный) анализа, выводы по результатам обобщения. Именно выводы убеждают, что существует слабо разработанное пространство, которое требует улучшения. Поэтому Ваше предложение вызовет интерес.
2. Специальные методыразработаны для каждого профиля профессиональной деятельности. Уточнить специальные методы можно в специальной литературе. Например, по дизайну. Метод комбинаторики – общеизвестный базовый. Но существуют методы, которые позволяют сформировать новый взгляд, новый подход к конкретной области деятельности.
3. Метод проектов в педагогике -это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
М.П. возник во 2-ой половине 19 века в сельскохозяйственных школах США, и был затем перенесен в общеобразовательную школу. В основе М.п. - концепция прагматистской педагогики, провозгласившей обучение «посредством делания» (М.Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах У.Х. Килпатрика, Э.Коллингса (США).
В 20-е годы М.п. стал частично применяться в практике отечественных школ, сначала опытных, а затем массовых. Сторонники М.п. (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина) провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе трудовой деятельности. Были разработаны комплексно-проектные программы, где доминировала работа по выполнению заданий-проектов. Например: «Поможем ликвидировать неграмотность».
М.П. был осужден в Постановлении ЦК ВКПб в 1931 году. В дальнейшем в практике отечественной школы не применялся.
(Источник: Педагогический энциклопедический словарь: ПЭС. Главный редактор Б.М. Бим-Бад. М.: Научное издательство «БРЭ». 2009. С. 140-141).
Методы исследования.Использованы теоретические, эмпирические и специальные методы. Анализ и синтез результатов, выводы, определение явлений и факторов, классификация, дедукция (от общего к конкретизации), сравнение использованы для формирования понятийного аппарата. Теоретические методы использовались в процессе системного, сравнительного, комплексного анализа.
Эмпирические методы использованы в процессе контент-анализа информационных потоков, включенного наблюдения, опросно-диагностических процедур; экспертизы представленных работ, обобщения показателей мониторинга опытного эксперимента.
Специальные педагогические методы были использованы для конструирования учебного процесса. Алгоритм группирования методов выстраивался адекватно этапам дидактического процесса.
На этапе проведения эксперимента были адаптированы инновационные методы, определяющие преимущество подготовки студентов на основе национально-культурного компонента: дивергентной систематизации графической константы в массиве культурного наследия; разработки и корректировки дидактического модуля; моделирования проблемно-тематических заданий; консультирования в процессе выполнения лабораторных работ и практических заданий студентами ЭГ.
Инновационные методы
1. прагматико-семиотический –анализ артефактовбытовой культурыс кодами художественного декорирования;
2. дивергентно-семиотический – анализ графического наследия в структуре изобразительного искусства
3. импрессивный –визуально читаемая выразительность
4. метафорический – способ переноса явлений на объекты дизайна
5. метод искусствоведческого анализа– описательная доминанта: время и место (атрибуция) изготовления предмета, имя мастера, традиционная школа; название орнамента;
6. метод этноискусствоведческого анализа помогает формализоватьструктурно-информационную доминанту.
Деятельность в границах этноискусствоведческого анализа:
ÿ определение графического наследия территории;
ÿ выявить наличие и особенности традиционных школ;
ÿ выявить материал – сырьё, как один из визуальных индикаторов стиля в региональном дизайне;
ÿ выявить цветовые комбинаторики, как один из визуальных индикаторов стилеобразования в региональном дизайне;
ÿ структурировать орнаментальное искусство как один из источников стилеобразования в дизайне.
Тема для обсуждения на семинаре
Провести сравнительный анализ двух формирующих педагогических методик, направленных на профессиональную подготовку дизайнеров:
1) методика с творческой доминантой;
2) методика нового интерактивного формата.
ПРАКТИКУМ
1. Назвать методы,которые использовались в процессе обучения, в подготовке курсовых проектов. Например, детализации, графическая доминанта в эскизе, и пр.
2. Назвать метод,который Вы хотите предложить как инновационный в своей ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ. Объяснить, в чем заключается его инновационность.
ТЕМА СЕМИНАРА «АВТОРСКИЙ МЕТОД И МЕТОДИКА»
ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ: консультация в аудитории FTF
1. Методы бывают простые и сложные=комплексные.
2. Методы делятся на: аналитические, формирующие, контрольные.
3. Аналитические: общетеоретический системный, комплексный (теоретический и прикладной в виде мониторинга эксперимента), сравнительно-сопоставительный.
4. Формирующие специальные методы анализа в каждой профессии. Например, в декоративно-прикладном творчестве, в проектной культуре дизайна, в моделировании одежды.
5. Контрольные:зачет, самостоятельная работа, тест, устное сообщение, презентация инфо-таксона по теме проекта.
Уточним возможности модернизации образовательного сервиса в границах одной методики:
· технология «face-to-face» (FTF)– это ваши встречи со студентами на занятиях с лекциями, тренинги, семинары «опросным методом»; контрольный зачет или экзамен;
· дистанционные образовательные технологии (ДОТ)– это необходимое условие для заочной формы обучения;
· технология интегрированного обучения (ТИО)– это смешанные формы обучения, которые необходимы для очно-заочной формы обучения, когда студенты бывают на занятиях 1-2 раза в неделю и выполняют часть заданий по системе «он-лайн» в контакте с педагогом.
· технология e-Learning– раздвигает границы возможностей оперативного делового общения педагога со студентами. Это интеллектуально-образовательная среда, которую можно создать под руководством педагога. Например, проведение интерактивных форм семинаров, когда участвуют все студенты.
Формула № 1. «КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИКУ»
1.Универсальная методика.Основа - дидактический модуль (ДМ). Содержание ДМ должно включать 4 этапа деятельности и иерархию методов.
2.Что такое «иерархия»?- строгое соподчинение методов друг другу. Иерархия обеспечит устойчивый навык достижения дефицитных знаний, формирование квалификационной компетенции в виде создания достоверных тематических инфо-таксонов.
3.Передвижение методов.Передвигать выверенную иерархию или игнорировать какой-либо метод нельзя, нарушится логика восприятия и запоминания алгоритма профессиональной деятельности эксперта, консультанта, графического дизайнера по созданию поисковой системы наследия. Все методы взаимосвязаны.
4.Дидактический модуль (ДМ)представляет собой динамическую структурированную конвейер-платформу из 4-х этапов деятельности студентов под руководством педагога. Этапы: 1-познавательный, 2-репродуктивный, 3-творчески-репродуктивный, 4-продуктивный (творческий, но адресован на конкретную область деятельности).
5.Инновация, интегрированная в структуру ДМ:например,методика освоения национально-культурного компонента в российских творческих вузах прогнозирует появление специалистов в области графического дизайна, дизайна костюма, дизайна среды, проявляющих не только интерес к НКК (познавательный), но и активное стремление получить навык изготовления предметов (репродуктивный), чтобы в перспективе разработать авторский вариант изделия (творчески-репродуктивный), используя полученные знания и навыки, алгоритм изготовления предмета в этой области. Продуктивный этап предполагает проектное предложение по усовершенствованию освоенного алгоритма с помощью новой технологии производства или нового символического, образного изделия, повышающего коммерческую конкурентоспособность самого производственного предприятия.
6.Высокий показатель инновациии адресная привязка к производству на продуктивном этапе позволяет сделать вывод о высокопрофессиональной подготовке выпускника кафедры дизайна. Сформированная под руководством педагога компетентность, включающая личностную мотивацию к самопрезентации и потребность в самовыражении, помогает сделать карьеру и руководить процессом в учебно-производственном кластере.
7.Учебно-производственный кластер– это комбинированная форма занятий, совмещаемая с работой в экспериментальных мастерских; по договору в мастерских производственного объединения.
8.Потребность «навык мастерства».Сегодня необходимо учитывать потребность в мастерах не только декоративно-прикладного творчества, но в дизайнерах, создающих новые образы и смыслы на основе наследия. Под наследием понимается не только объем работ, альбомов, но и навык изготовления изделий. Дизайн использует наследие, являясь его преемником. При этом артефакты наследия и арт-объекты дизайна практически не совпадают по визуальным индикаторам, хотя имеют общий источник образов, кодов наследия.
Каждая технология предполагает разработку информационных квантов– капсул дозированного знания, необходимого для изготовления конкурентоспособного дизайн-продукта, отражающего направление развития конкретной индустрии, получившей развитие в инфраструктуре региона.
Специалист-дизайнер, прошедший квалификационную подготовку в границах методики освоения национально-культурного компонента (НКК), владеет комбинированным навыком. Он может:
Ä организовать процесс обучения в региональном кластере;
Ä организовать алгоритм деятельности в научной дизайн-лаборатории;
Ä организовать технологический процесс изготовления изделий в экспериментальной студии дизайна;
Ä организовать экспертизу представленных результатов деятельности;
Ä разработать контрольно-измерительные визуальные индикаторы проверки качества выполненной работы в границах каждого метода.
Понятийный словарь
«Комбинаторика методов анализа»
Ä Искусствоведческий анализ– позволяет увидеть художественно-образный, орнаментальный, цветовой семиотический компонент авторского проекта.
Ä структурно-семиотический анализ- позволяет увидеть и определить наличие метафорической образности спроектированного объекта дизайна.
Ä Этноискусствоведческий анализ- позволяет выявить графические и этно-художественные коды наследия конкретной территории для последующей адаптации к проектной деятельности в дизайне.
Ä Дивергентно-семиотический анализграфического наследия в массиве наследия многонациональной территории.
Ä Камеральный анализ- проверка представленного отчёта по практике или пояснительной записки по проекту. Он проводится до визуального просмотра самого проекта.
v ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ1
подготовка к письменному тестированию
1. Познакомиться с комплексом компетенций.
2. Уточнить смысловые параметры группирования компетенций.
3. Выделить комплекс компетенций, который ВАЖЕН ДЛЯ Вашей будущей деятельности.
4. Выделить комплекс компетенций, который призван обеспечить новый уровень исследовательской подготовленности СПЕЦИАЛИСТА.
НАВИГАТОР «ПОДГОТОВКА ВВЕДЕНИЯ ВКР»
(ВКР - выпускная квалификационная работа)
ЭТАП 1
Актуальность –уточните, в какойотрасли будет полезным Ваше инновационное предложение: политика-экономика-культура-наука-образование-профессиональная подготовка дизайнеров; подготовка дизайнеров-графиков; разработка методики по дисциплине; алгоритм конструирования технологии или др.
Определить научно-образовательное пространство, для которого будет важно Ваше инновационное предложение. Например, в области дизайн-образования, проектирования средового пространства, разработки интерактивной образовательной методики, искусствоведческого анализа и систематизации нового знания, важного для культурно-языковой технологии российского дизайна.
Как найти и сформулировать проблему?Выявить и сформулировать проблему-значит найти позитив и негатив деятельности, которая Вам понятна с профессиональной и социально-ценностной позиции. Возможно, ваше внимание сосредоточено на негативе несбалансированного взаимодействия между культурой и образованием, наукой и дизайном, истоками стилей и технологией интерпретации в дизайне, культурно-языковой технологией дизайна и методикой исследовательской деятельности студентов-дизайнеров. Выберите свое пространство для исследования, где Вы определите проблему Вашего исследования!
Цель ВКР (выпускной квалификационной работы) - разрешение выявленной проблемы: поиск механизма межотраслевого взаимодействия, гарантирующего позитивный результат художественно-проектной деятельности.
Объект- информационно-образовательное пространство подготовки дизайнеров на специальности «графический дизайн» или «Дизайн среды»
Предмет- процесс разработки проекта с применением инновационного метода (сформулировать свой метод).
Гипотеза:это Ваше предположение, что если вводится авторский инновационный метод, то совершенствуется сам объект. Например, совершенствуется внешний вид (архитектоника) или художественная образность.
Как проверить выдвинутую гипотезу?Проверить можно с помощью предложенных Вами инновационного метода или визуальных индикаторов, определяющих стиль авторского дизайн-объекта.
Задачи проектного исследования:
1) Провести системный анализ литературы; обобщить и сделать выводы о состоянии объекта; сформулировать рабочую проблему.
2) Провести сравнительный анализ объектов дизайна для подтверждения существующей проблемы и уточнить формулировку проблемы.
3) Разработать графическую схему воздействия Вашей инновации на проектный облик объекта дизайна. Сформулировать Вашу инновацию.
4) Подтвердить Ваше гипотетическое предположение с помощью эскизов, рабочего планшета, макета.
5) Подготовить выступление к презентации ВКР (выпускной квалификационной работы) с обоснованием авторской новизны в виде проектного решения.
ЭТАП 2. СОДЕРЖАНИЕ ВКР.