Методические рекомендации для студентов
1. Познакомьтесь с функциями педагога дошкольного образования.
2. В беседе с воспитателем попытайтесь установить «доверительно-деловой контакт».
3. Вам необходимо расположить к себе детей и попытаться сделать общение с ними личностно-ориентированным.
4. Придумайте увлекательное дело, чтобы заинтересовать дошкольников.
5. Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, сделайте хронометраж его деятельности. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:
6. Проанализируйте, как и в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.
7. Дайте заключение, какая из функций реализуется воспитателем наиболее успешно.
Время | Режимный процесс | Деятельность воспитателя | Деятельность помощника воспитателя | Деятельность детей |
Задание 5.
Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя.
Ц е л ь : стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.
Методические рекомендации для студентов
- Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а)содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
- Обратите внимание на внешний вид воспитателя и всех сотрудников детского сада.
- Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их в проведении режимных вопросов с детьми различных возрастных групп.
Т е м а 3
Воспитатель в системе педагогического взаимодействия
Задание 6.
Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».
Ц е л ь : определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.
Методические рекомендации для студентов
- Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:
- содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку;
- частота обращений;
- эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;
- доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.
2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:
- Хотел бы ты перейти в другой детский сад?
- Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?
- Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?
- Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю Е.А.Панько условно распределила по группам, знакомство с ними поможет вам проанализировать ответы детей.
ДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ — МОТИВИРОВКИ ОТНОШЕНИЯ
К ВОСПИТАТЕЛЮ
Мотивы не осознаются.Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.
Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших — подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.
Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).
Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).
Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.
Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.
Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.
Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.
Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:
Имя ребенка | 1-й вопрос | 2-й Вопрос | 3-й Вопрос | 4-й Вопрос | Мотив |
Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.
3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).
- Что делает воспитатель?
- А воспитатель играет с вами?
- Почему не играет, не может или не умеет?
- Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?
- А хотел бы ты быть воспитателем?
4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.
Задание 7.