Методические рекомендации для студентов

1. Познакомьтесь с функциями педагога дошкольного образования.

2. В беседе с воспитателем попытайтесь установить «доверительно-деловой контакт».

3. Вам необходимо расположить к себе детей и попытаться сделать общение с ними личностно-ориентированным.

4. Придумайте увлекательное дело, чтобы заинтересовать дошкольников.

5. Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, сделайте хронометраж его деятельности. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:

6. Проанализируйте, как и в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.

7. Дайте заключение, какая из функций реализуется воспитателем наиболее успешно.

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
         

Задание 5.

Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя.

Ц е л ь : стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.

Методические рекомендации для студентов

  1. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а)содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
  2. Обратите внимание на внешний вид воспитателя и всех сотрудников детского сада.
  3. Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их в проведении режимных вопросов с детьми различных возрастных групп.

Т е м а 3

Воспитатель в системе педагогического взаимодействия

Задание 6.

Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».

Ц е л ь : определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.

Методические рекомендации для студентов

  1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:

- содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку;

- частота обращений;

- эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

- доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

- Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

- Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

- Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?

- Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю Е.А.Панько условно распределила по группам, знакомство с ними поможет вам проанализировать ответы детей.

ДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ — МОТИВИРОВКИ ОТНОШЕНИЯ

К ВОСПИТАТЕЛЮ

Мотивы не осознаются.Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.

Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших — подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.

Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).

Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.

Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.

Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:

Имя ребенка 1-й вопрос 2-й Вопрос 3-й Вопрос 4-й Вопрос Мотив
           

Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).

- Что делает воспитатель?

- А воспитатель играет с вами?

- Почему не играет, не может или не умеет?

- Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

- А хотел бы ты быть воспитателем?

4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.

Задание 7.

Наши рекомендации