Примерный перечень вопросов и заданий для проведения устного и письменного опроса по вопросам лекционных и практических занятий
Примеры теоретических вопросов
Тема 1. Педагогика в системе наук
1. Общее понятие и научное определение педагогики
1.1. Какова природа (этимология) термина «педагогика»? Прокомментируйте, на какие стороны понятия «педагогика» указывает его этимология.
1.2. Сравните узкое и широкое понимание термина «педагогика», что общего, а что отличает эти подходы?
2. Объект и предмет педагогики
2.1. Как соотносятся между собой объект и предмет педагогической науки? На каком научном основании вы делаете умозаключение?
3. Основные категории, и источники педагогики
3.1. Назовите триаду основных категорий педагогики. Какое место им отводится в перечне категорий педагогики, с чем это связано?
3.2. Назовите источники педагогики. Кратко охарактеризуйте каждый из них, определите основное названых источников для развития педагогической науки.
4. Функции и задачи П
4.1. Охарактеризуйте взаимосвязь функций и задач педагогики, продемонстрируйте на конкретных примерах.
4.2. Охарактеризуйте взаимосвязь функций, задач и целей педагогики, постройте модель (схему), которая бы отображала их взаимосвязь.
5. Основные вопросы П.
5.1. Назовите основные вопросы педагогики. Изобразите схематично их взаимосвязь, прокомментируйте.
5.2. Назовите основные вопросы педагогики. Изобразите схематично их взаимосвязь, как вы думаете, может ли меняться размещение компонентов на схеме, с чем это связано? Докажите, что ваше изображение отображает современные тенденции развития образования.
5.3. Как взаимосвязаны основные вопросы педагогики и основные категории? Существуют ли между ними причинно-следственные связи? Изобразите схематично их взаимосвязь, прокомментируйте.
Примеры практико-ориентированных вопросов и заданий
Тема 2. Педагогическая методология
1.1. Спрогнозируйте возможности применения метода изучения литературы по предмету в конкретном педагогическом исследовании: составляющие и предполагаемые результаты. (Например, при исследовании становления гуманистической парадигмы образования или методика развития ученического коллектива).
1.2. Назовите эмпирические методы педагогического исследования. Спрогнозируйте возможности применения некоторых из них в конкретном педагогическом исследовании: цель, условия, предполагаемые результаты. (Например, при исследовании особенностей развития детей разного пола или формировании культуры учебного труда шестилетних детей).
1.3. Назовите теоретические методы педагогического исследования. Спрогнозируйте возможности применения некоторых из них в конкретном педагогическом исследовании: цель, условия, предполагаемые результаты. (Например, при исследовании невербальных средств коммуникации на уроке или развития творческого мышления шестилетних).
Примерный вариант тестовых заданий
3.2.1 Раздел 1-2. Тестовые задания– компьютерное тестирование(тест 40 вопросов из 200)
Образец варианта
1 Анкетирование как метод исследования дает возможность:
1) исследование эффективных методов обучения
2) исследование эффективных методов воспитания
3) сбора дополнительной информации
4) сбора информации, определяющей состояние исследуемой проблемы
5) определить индивидуальные способности учащихся
2 Методологические основы педагогики:
1) эволюционные знания
2) материалистическая философия
3) материалистическое учение о формировании и развитии личности
4) учение о личности и коллективе
5) идеалистическая философия
3 Ведущий фактор формирования личности:
1) институты воспитания
2) наследственность
3) семья
4) среда
5) воспитание
4 Знание учителем психологии ребенка дает возможность:
1) овладеть умениями
2) планировать деятельность ребенка
3) развивать наблюдательность
4) развивать способности и интерес к учению
5) определять интеллект, возможности личности ребенка
5 Факторы развития личности
1) методы обучения и воспитания
2) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание
3) интерес к учебе, уровень достижений
4) статусное положение личности в коллективе
5) уровень знаний по учебным дисциплинам
6 Главной движущей силой воспитания являются
1) противоречие индивидуального морального сознания
2) противоречие общественного развития
3) противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями
4) расхождение ценностных ориентаций
5) противоречие между умственным и физическим трудом
7 Метод исследования общественного мнения:
1) рейтинг
2) анкетирование
3) наблюдение
4) тестирование
5) эксперимент
8 Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением речи:
1) логопедия
2) сурдопедагогика
3) тифлопедагогика
4) дефектология
5) олигофренопедагогика
9 Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с отклонениями в умственном развитии:
1) олигофренопедагогика
2) логопедия
3) дефектология
4) сурдопедагогика
5) тифлопедагогика
10 Естественный эксперимент характеризуется условиями:
1) естественными
2) искусственными
3) социальными
4) природными
5) семейными
11 Основные категории педагогики:
1) формы обучения, средства обучения
2) самообразование, самовоспитание
3) воспитание, образование, обучение
4) урок, обучение, развитие
5) принципы обучения, компоненты педагогического процесса
12 Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит
1) в подростковом возрасте
2) в пожилом возрасте
3) в юношеском возрасте
4) в зрелом возрасте
5) в младенческом возрасте
13 Самообразование - это:
1) процесс и результат целенаправленной познавательной деятельности человека
2) саморазвитие личностных качеств
3) самосовершенствование с помощью массово-информационной среды
4) целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся
5) учебный процесс под руководством педагога
14 Методология педагогической науки - это
1) теория воспитания личности в коллективе
2) используемые учителем методы обучения
3) учение о принципах построения теории в научном исследовании
4) взаимодействие учащихся в процессе дискуссии
5) способы оценки знаний учащихся
15 Факторами социализации являются
1) система методов педагогической диагностики
2) формирование общественного мнения
3) типовые учебные программы
4) обстоятельства, условия, побуждающие человека к деятельности
5) профориентационная работа учителя
16 Научный опыт, учитывающий конкретные условия обучения и воспитания - это:
1) обобщение опыта
2) тестирование
3) экспертиза
4) наблюдение
5) эксперимент
17 Движущие силы процесса воспитания
1) познавательные интересы личности
2) процесс накопления количественных изменений
3) сложившиеся формы взаимоотношений
4) противоречия, возникающие в развитии личности
5) требования родителей, предъявляемые к детям
18 Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушениями зрения:
1) тифлопедагогика
2) логопедия
3) дефектология
4) сурдопедагогика
5) олигофренопедагогика
19 Автор труда “Великая дидактика”
1) В.А.Сухомлинский
2) Я.А.Коменский
3) А.С.Макаренко
4) А. Дистверг
5) К.Д.Ушинский
20 Педагогика-это наука о
1) психологических особенностях личности
2) способах научного познания
3) подготовке учителя к работе в школе
4) воспитании человека в современном обществе
5) физиологических закономерностях развития личности
21 Педагогика тесно связана с:
1) философией, астрономией, медициной
2) математикой, географией, психологией
3) философией, психологией, физиологией
4) физической культурой, рисованием, трудом
5) филологией, физикой, социологией
22 Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха:
1) олигофренопедагогика
2) тифлопедагогика
3) логопедия
4) сурдопедагогика
5) дефектология
23 Основные требования к педагогу:
1) устойчивость, наблюдательность
2) педагогическое мастерство и педагогический такт
3) идейность, терпеливость
4) сила воли, педагогическая техника
5) терпеливость, внимательность
24 Причины, при которых воспитание не является ведущим фактором развития личности:
1) влияние наследственности
2) психологический климат в семье
3) недостатки в содержании и организации воспитательного процесса
4) собственная активность личности
5) влияние среды
25 Лабораторный эксперимент:
1) семейный
2) социальный
3) специально-организованный
4) естественный
5) природный
26 Организованное взаимодействие воспитанника с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним - это
1) формирующая деятельность
2) общественная деятельность
3) воспитательная деятельность
4) обучающая деятельность
5) игровая деятельность
27 Понятие “образование” определил:
1) Луначарскийа.В.
2) Ушинский К.Д.
3) Маркс К.
4) Песталоцци И.Г.
5) Коменский Я.А.
28 Обучение - это:
1) совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание
2) деятельность человека с определенной целью
3) процесс управления под руководством учителя
4) влияние внешних и внутренних факторов на процесс формирования личности
5) формирование личностных качеств
29 Задачи общей педагогики:
1) анализ опыта зарубежной педагогики
2) изучение истории развития педагогической теории
3) исследование закономерностей процесса познания
4) обучение и воспитание подрастающего поколения
5) исследование проблем миграции народа
30 Научно-исследовательские методы, наиболее часто применяемые в педагогическом процессе:
1) педагогическое наблюдение
2) тестирование
3) эксперимент
4) анкетирование
5) интервью
31 Система педагогических наук включает
1) принципы обучения и воспитания
2) результаты социологических исследований
3) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых
4) систему методов педагогического исследования
5) межнаучные коммуникации философии и психологии
32 Личность - это совокупность:
1) моральных, профессиональных качеств
2) индивидуальных и социальных качеств
3) социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность
4) нравственных, морфологических качеств
5) личностных и индивидуальных качеств
33 Понятие «личность»:
1) совокупность качеств, характеризующих общественную сущность человека
2) развитие индивида
3) человек как «индивид»
4) человек, который владеет мышлением и способностями
5) отличие одного человека от другого
34 Раздел педагогики, рассматривающий возрастные и индивидуальные особенности детей, формирование и развитие личности:
1) теория обучения
2) общие основы педагогики
3) школоведение
4) теория воспитания
5) дефектология
35 Развитие личности - это:
1) процесс совершенствования личности под влиянием внешних и внутренних факторов
2) умственное и физическое совершенствование
3) процесс перехода из одного состояния в другое
4) психическое развитие
5) процесс количественных изменений в организме
36 Основоположник педагогической науки:
1) А.С.Макаренико
2) В.А.Сухомлинский
3) М. Монтессори
4) К.Д.Ушинский
5) Я.А.Коменский
37 Необходимость передачи социального опыта возникла
1) в ходе разработки содержания образования
2) одновременно с появлением общества
3) с появлением технических средств обучения
4) в результате создания классно-урочной системы
5) с развитием педагогики как науки
38 План - это:
1) основные задачи школы и формы работы;
2) виды деятельности и формы работы;
3) заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ;
4) анализ учебно-воспитательной работы и виды деятельности.
5) анализ учебно-воспитательной работы;
39 Требование личностного подхода
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
2) участие воспитанников в совместном обсуждении программ воспитания
3) координация усилий школы, семьи и общественности
4) отказ от централизованного школьного воспитания
5) полная свобода действий воспитанников
40 Качества, передающиеся от родителей к детям:
1) социальный опыт
2) черты характера, способности
3) способы мышления
4) цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент
5) способность к определенному типу деятельности
3.2.2 Раздел 3. Тестовые задания – компьютерное тестирование(тест 25 вопросов из 200)
Образец варианта
1 Основными приемами самовоспитания является
1) само приказ , критика, замечания
2) убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы, самочувствие
3) состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха
4) самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение
5) ситуации доверия, контроля, саморегуляция
2 Субъективные факторы воспитания
1) влияние средств массовой информации
2) влияние климата и природных факторов
3) влияние семейных отношений
4) уровень развития науки и техники
5) особенности проявления наследственности
3 Основные элементы гражданственности:
1) нравственная и правовая культура
2) аксиологическая культура
3) этическая и эстетическая культура
4) педагогическая культура
5) политическая культура
4 Нравственность человека - это
1) самоконтроль, эмоциональность, прочность знаний, сознательность
2) культура межнациональных отношений, добросовестное отношение к труду, сознательная дисциплина и культура поведения
3) отношение к людям , коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение
4) совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением норм, правил и требований, выработанных в обществе
5) моральная сознательность, моральная совесть, моральное благородство
5 Воспитание - это
1) внутренне необходимое самопроизвольное ее изменение определяемое внутренними противоречиями
2) ведущая сила информационно-операционного развития человека
3) важнейшая форма под воздействием различных факторов
4) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности
5) становление личности под воздействием различных факторов
6 Управление коллективом, осуществляемое его членами через выборные органы самостоятельно, называется
1) менеджментом
2) коллективизмом
3) выборностью
4) соборностью
5) самоуправлением
7 Поощрение - это метод:
1) организации коллективной деятельности ребенка
2) коллективного требования к ребенку
3) стимулирования поведения
4) общественного требования к ребенку
5) стимулирование ребенка
8 Гуманистическая педагогика
1) навязывает сложившиеся установки
2) принимает воспитанника таким, какой он есть
3) руководствуется запросами практики
4) стремится изменить воспитанника
5) исходит из приоритетности знаний педагога
9 Основными направлениями семейного воспитания являются
1) физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное
2) общественное, умственное воспитание в труде
3) политическое, половое, воспитание культуры поведения
4) воспитание сознательной дисциплины, физическое воспитание и всестороннее развитие личности
5) экономическое, экологическое, профессиональное
10 Цель воспитания - это
1) подготовка к выбору профессии
2) конечный результат формирования личности
3) уровень цивилизации общества
4) показатель успеваемости учащихся
5) форма обучения учащихся
11 Семья - это
1) брак двух людей
2) малая группа, основанная на кровном родстве, члены которой связаны между собой
3) социально-педагогическая группа людей, предназначенная для удовлетворения потребностей
4) начальная, структурная единица общества, закладывающая основы личности
5) образование, в котором человек целиком проявляется во всех отношениях
12 Важным признаком результативности процесса воспитания является
1) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний
2) понимание сущности процесса воспитания воспитателями
3) совершенствование знаний в практической деятельности
4) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения
5) формирование умений и навыков общения
13 Знание учителем психологии ребенка дает возможность:
Выберите один из 6 вариантов ответа:
1) развивать способности и интерес к учению
2) определять интеллект, возможности личности ребенка
3) развивать наблюдательность
4) методы обучения
5) овладеть умениями
6) планировать деятельность ребенка
14 Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает
1) борьбу с вредными привычками, ленью, разгильдяйством
2) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде
3) слаженность действий воспитателей и родителей
4) усвоение содержания образования
5) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания
15 Основные требования к педагогу:
1) сила воли, педагогическая техника
2) педагогическое мастерство и педагогический такт
3) устойчивость, наблюдательность
4) терпеливость, внимательность
5) идейность, терпеливость
16 Знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, технические средства, культурные ценности, коллектив и социальная группа, мир жизнедеятельности воспитанника - это
1) технология воспитания
2) средства воспитания
3) формы воспитания
4) методические приемы
5) методы воспитания
17 Средства всестороннего развития личности - это
1) способ усвоения знаний, умений и навыков
2) составные части метода обучения
3) техническое оборудование
4) материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся
5) часть приема обучения
18 Соревнование - это:
1) Метод организации и стимулирования коллективной деятельности
2) общественные требования к ребенку
3) коллективные требования к ребенку
4) Средство стимулирования поведения ребенка
5) метод коррекции поведения ребенка
19 Воспитание - это:
1) привитие соответствующих норм и правил поведения
2) процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности
3) развитие творческих сил и способностей человека
4) воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении
5) передача знаний, умений, навыков
20 Основные части воспитания
1) закономерности, принципы, методы, приемы, формы
2) умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое
3) духовное совершенствование, энциклопедичность знаний, трудовая зрелость, политехнический кругозор
4) умственное развитие, политехническое образование, духовная зрелость
5) трудовая подготовка, нравственная чистота, интеллектуальное богатство профориентация
21 Требованиями принципа общественного характера воспитания являются
1) воспитание гражданина
2) внедрение в сознание людей господствующей в обществе идеологии;
3) приоритет государственных интересов и превалирование их над всеми другими в процессе формирования личности
4) резкое смещение целей воспитания в область личных интересов граждан
5) оптимальное соответствие государственных, общественных и личных потребностей в воспитательном процессе
22 Приемы воспитания - это
1) критерии оптимизации
2) воспитывающие ситуации
3) форма организации воспитания
4) средство воспитания
5) часть общего метода
23 Сущность закона параллельного действия А.С. Макаренко:
1) в целенаправленной совместной деятельности школьников
2) в воздействии на учащихся не непосредственно, а опосредовано, через первичный коллектив
3) в наличие традиций в коллективе
4) в действии на ученический коллектив его лидеров;
5) в действии на ученический коллектив со стороны классного руководителя и семьи
24 Процесс - это:
1) система
2) движение
3) цель
4) сфера
5) результат
25 Критерием эффективности воспитания являются
1) формирование эстетического вкуса
2) уровень профессиональной подготовки
3) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия
4) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями
5) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников
Примерный вариант аудиторной контрольной работы.
Образец варианта
Задание 1. Выберите один правильный ответ – 50 тестовых заданий
1) | 6) | 11) | 16) | 21) | 26) | 31) | 36) | 41) | 46) |
2) | 7) | 12) | 17) | 22) | 27) | 32) | 37) | 42) | 47) |
3) | 8) | 13) | 18) | 23) | 28) | 33) | 38) | 43) | 48) |
4) | 9) | 14) | 19) | 24) | 29) | 34) | 39) | 44) | 49) |
5) | 10) | 15) | 20) | 25) | 30) | 35) | 40) | 45) | 50) |
Задание 2. Назовите 5 основных терминов или понятий, существенных для раскрытия темы «Целостный педагогический процесс как педагогическая категория», дайте определения терминов, раскройте понятия.
Задание 3. Дайте развернутый ответ на вопрос «Логика и структура воспитательного процессаколлектив».