Охарактеризуйте основные параметры качественной оценки умственных действий детей дошкольного возраста

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

- принятие задания;

- понимание условий задания;

- способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату деятельности.

28. Расскажите о методиках обследования восприятия у детей до­школьного возраста. Каковы критерии оценки развития восприятия?

29. Какие методики используются для проверки уровня развития продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста? Ка­ковы критерии оценки изобразительной деятельности?

30. Расскажите о диагностических методиках, предназначенных для обследования развития детей младшего дошкольного возраста.

31. Расскажите о диагностических методиках, предназначенных для обследования развития детей старшего дошкольного возраста.

32. Раскройте содержание понятия «готовность к школьному обучению».

33. Каковы цель и задачи консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?

Цель психологического консультирования – создание клиентом новых осознанных способов действия в проблемной ситуации. Консультант помогает клиенту по-новому взглянуть на проблему, уйти от привычный стереотипов реагирования и поведения. В его задачу не входят коррекция патологических симптомов. Основная задача консультанта помочь клиенту посмотреть на проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые обычно не осознаются и не контролируются.

Основные задачи консультирование семей, имеющих детей с отклонениями в развитии:

-помощь в выборе правильной тактики воспитания ребёнка

-помощь в обучении ребёнка тем или иным навыкам.

-информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка в связи с нарушениями развития

-помощь в адекватной оценке возможностей ребёнка

-обучение некоторым методикам коррекционной работы

-гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребёнка с отклонениями

-Помощь в решении личностных проблем, вызванный появлением ребёнка с отклонениями

-помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях

Раскройте содержание этапов консультирования ребенка и семьи.

Первый этап – начало процедуры. Установление контакта с клиентом, объяснение задач и возможностей консультирования, настройка на совместную работу. Консультант помогает клиенту почувствовать себя комфортно, снимает психологическое напряжение. Второй этап – сбор информации о контексте темы. Выделение проблемы консультирования. Правильное проведение этого этапа обуславливает эффективность помощи. Консультант задаёт вопросы, стремять проникнуть во внутренний мир клиента, понять особенности реагирования на жизненные ситуации. Хороший расспрос учит клиента активизировать свое мышление, прояснить свои мысли и чувство для него самого. По времени этот этап может продолжаться очень долго. Для консультанта очень важно выбрать правильную линию поведения. Нельзя быть чрезмерно активным, это может напугать клиента, но и чрезмерная пассивность вызывают значительное напряжение, ощущение опасности. Третий этап – обсуждение желаемого результата, или формирование образа желаемого будущего. Этап состоит в том, чтобы узнать чего хочет клиент. Четвёртый этап – коррекционное воздействие, выработка альтернативных решений достижения желаемого будущего. Консультант и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. На этой стадии даются более или менее развёрнутые рекомендации. На этом этапе идёт работа по переструктурированию восприятие ситуации. Консультант помогает клиенту сдвинуться с мёртвой точки, развить версионное мышление, избавиться от стереотипов. Пятый этап – завершающая стадия. На этой стадии определяется, какие конкретные практические шаги предпримет клиент, но нужно быть готовым к тому, что он ничего не предпримет. Подводится итог встречи, выделяются ключевые моменты процесса консультирования, резюмируется проделанная работа, определяются дальнейшие перспективы.

35. Какие психолого-педагогические формы работы с родителями используются в практике консультирования?

36. Каково содержание консультативной деятельности специалиста в условиях стационара?

Наши рекомендации