СРС 3. Социально-психологические проблемы производственного коллектива.

СРС 1. Личность как объект психолого-педагогического анализа.

Задание 1. Составьте психологическую характеристику личности студенческого возраста (выбор возрастного периода произвольный), где опишите индивидуально-психологические особенности развития личности, эмоционально-волевые особенности, развитие познавательных процессов и т.д.

Задание 2. Вам как будущему руководителю придется работать с людьми различных видов темперамента. Для закрепления знаний заполните таблицу не имеет достаточных оснований для увольнения. к подчине"Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им виды темперамента".

Тип высшей нервной деятельности Особенности нервных процессов по Особенности динамики поведения Вид темперамента
силе равновесию подвижности
          Холерик
          Сангвиник
          Флегматик
          Меланхолик

Задание 3. Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Вы как будущий руководитель должны уметь разбираться в людях:

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Особенности индивида Особенности личности
   

Старательность

низкая адаптация к темноте

общительность

хорошая координация обеих рук

медленная скорость узнавания

большая эмоциональная возбудимость

трудолюбие

аккуратность

малая моторная ригидность

высокая сенсорная чувствительность

добросовестность

робость

высокая скорость двигательных реакций

высокая скорость усвоения навыка

скромность

правдивость

пластичность

упрямство

реактивность

малая чувствительность к общественной оценке

подвижность

быстрый темп деятельности.

Задание 4. Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: особенности темперамента, направленность личности, нравственный мотив.

А. Студент Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал по своей специальности. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. Он целеустремлен и неутомим, но интересы его односторонни.

Б. Воробьев вдохновил летчика с ампутированными ногами Алексея Мересьева на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию.

В. Студентка Асель А. – веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девушка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и качественно.

Рекомендуемая литература:

Осн.: 7 [262-325], 4 [335-511], 8 [511-641]

Доп.: 12 [66-88], 11 [195-301]

СРС 2. Психологические особенности инженерной деятельности.

Задание 1. Дайте характеристику специфики операторской деятельности.

Задание 2. Рассмотрите психологические характеристики человека-оператора и операторской деятельности.

Задание 3. Проанализируйте связку человек-оператор в системе «человек-машина-среда».

При выполнении данных заданий обратитесь к трактовке Ломова Б.Ф. по основным аспектам инженерной деятельности, а также к определению основных положений операторской деятельности.

Рекомендуемая литература:

Осн.: 7 [387-465], 4 [145-165], 8 [435-511], 6 [93-126]

Доп.: 7 [187-246], 5 [15-33], 10 [45-66]

СРС 3. Социально-психологические проблемы производственного коллектива.

Задание 1. Завершите мини исследование. Изучите сущность, цели, методику проведения, механизмы интерпретации социометрической методики. Составьте социограмму по одной из предлагаемых матриц, сделайте выводы из полученных результатов.

Задание 2. Ниже приведены примеры разнообразной деятельности человека в различных группах (условной, реальной, большой, малой, в коллективе). Как будущий руководитель коллектива определите:

1. К какой социальной группе относится каждый пример?

2. По каким признакам это устанавливается?

А. На одном из заводов бригада решила работать по одному наряду, а зарплату делить по разрядам. Постепенно складывались и входили в жизнь новые традиции: ежемесячно из зарплаты выделялся фонд на культурные нужды (театр, музей, поездки за город и т.д.). Члены бригады отказались от труда уборщиц и перешли к самообслуживанию рабочих мест и помещения.

Б. Когда несколько пассажиров, не знающих друг друга до сего дня, встретились в купе поезда, началась обычная дорожная жизнь… Как всегда, нашелся человек, который взял на себя функции лидера. Он стал инициатором какого – то развлечения. Другой взял на себя роль рассказчика анекдотов, третий (он грустил) стал объектом осуждения четвертого, а этот четвертый молчаливо порицался кем – то за шумливость.

В. Преподаватель Р. так подвел итоги своего первого года работы:

"Со студенческой группой я работал год. Кое-что мне удалось уже сделать. В группе был создан приличный актив, куда входили отличники и хорошо успевающие студенты, были и отстающие студенты".

Задание 3. Проанализируйте предложенные ситуации. Заполните таблицы 1-3.

Ситуация 1

Руководителю отдела вышестоящее начальство в целях сокращения сотрудников предписывает провести реорганизацию отдела таким образом, что распадается технологическая цепочка процесса, а результат реорганизации скажется очень не скоро. Руководитель стоит перед выбором: либо сохранить за собой "кресло" и развалить работу отдела, либо вступить в конфликт с вышестоящим начальством и отстоять принципиально важное решение.

Как бы вы поступили на его месте?

Обоснуйте свой выбор. Определите тип конфликта.

Ситуация 2

Студент постоянно опаздывает на лекции, чем вызывает раздражение преподавателя. После многочисленных предупреждений преподаватель ставит условие: "Если вы опоздаете в следующий раз, я откажусь принимать у вас экзамен и не пущу в аудиторию".

Студент снова опаздывает. Он останавливается перед дверью в нерешительности.

Как ему следует поступить?

Спрогнозируйте несколько вариантов поведения студента и преподавателя.

Ситуация 3

Рассмотрим ряд конфликтов в деловых отношениях (руководитель – подчиненный).

Представьте себе гипотетический коллектив, в который вы попадаете в качестве руководителя или сотрудника. Выбор роли за вами.

Молодой руководитель (Р) приходит в коллектив с рутинным образом работы, разболтанной дисциплиной и сотрудниками, которые халатно относятся к работе. В его коллективе 5 человек. Назовем из А, В, С, D, K.

1. Руководитель дает задание сотруднику А; А объясняет, что задание в такой короткий срок он выполнить не сможет. Р настаивает. Тогда А вступает в спор и утверждает, что с заданием лучше справиться В или С.

Найдите выход из конфликтной ситуации.

2. Подчиненный В, узнав, что ему собираются передать задание А, возмущается, ссылаясь на перезагрузку в работе и на то, что он получает слишком много заданий от других "разных" руководителей.

Естественная реакция непосредственного начальника Р – недовольство. Инцидент налицо. Как выйти из конфликтной ситуации руководителю и подчиненному В, который явно в "пылу спора" создал нежелательную для себя конфликтную ситуацию?

3. Р в порядке общей проверки интересуется работой сотрудника С и выясняет, что С еще не приступал к заданию и явно не успевает выполнить его в сроки, поставленные первоначально. Р обвиняет С в том, что он умышленно затягивает работу; С просит часть задания передать Д.

Как должен поступить Р, чтобы добиться результата в работе и не дать ситуации разрастись в коллективный конфликт?

4. При сдаче отчетов о проделанной работе оказывается, что Д сделал меньше всех и не справился с заданием. Р требует объяснения. В ответ Д говорит, что задание очень сложное, часть предложенной работы не входит в его компетенцию и отказывается от данного ему ранее поручения.

Проанализируйте ситуацию.

5. Сотрудник К считает, что руководитель излишние придирчив к его работе, при этом он отказывается он задания, ссылаясь на плохое самочувствие.

Как должен поступить руководитель?

6. Руководитель считает, что сотрудник К не соответствует своему должностному разряду, демонстрирует личную неприязнь к подчиненному и рекомендует ему уволиться (поискать другое место работы), но не имеет достаточных оснований для увольнения. Сотрудник считает притеснения несправедливыми, о чем заявляет руководителю. Проанализируйте конфликтную ситуацию с различных позиций.

Спрогнозируйте развитие ситуации и пути выхода из конфликта.

Таблица 1

Причины возникновения конфликта Сит.1 Сит.2 Сит. 3
п.1 п.2 ….
1. Отсутствие взаимопонимания          
2. Неправильные манеры поведения          
3. Нарушение норм делового этикета          
4. Необъективная оценка руководителем результатов труда          
5. Необъективная оценка личностных качеств сотрудников          

Таблица 2

Структура конфликта Сит.1 Сит.2 Сит. 3
п.1 п.2 ….
1. Участники          
2. Проблема (объект конфликта). Истинная причина разногласий          
3. Есть ли конфликтная ситуация          
4. Инцидент, непосредственно провоцирующий конфликт          

Таблица 3

Стратегия поведения в конфликтной ситуации Сит.1 Сит.2 Сит. 3
п.1 п.2 ….
1. Приспособление          
2. Компромисс          
3. Сотрудничество          
4. Соперничество          

Рекомендуемая литература:

Осн.: 7 [368-374]

Доп.: 7 [173-187], 9 [147-182], 10 [180-196], 12 [255-272],

Наши рекомендации