Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Чтобы сегодня весь урок было хорошее настроение, давайте друг другу улыбнемся. Прозвенел уже звонок, Начинается урок! В любимом классе учимся, И все у нас наладится, И все у нас получится! | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Подготовка к первичному восприятию | – Ребята, посмотрите на слово, которое написано большими буквами на доске. (РУСЬ.) Как вы думаете, что оно означает? – Правильно вы думаете или нет, мы с вами узнаем, прочитав произведение писателя С. Романовского «Русь». Какое короткое и, казалось бы, простое название! Откройте учебник на с. 7 и внимательно послушайте. Читает рассказ. – Вам понравилось это произведение? – Какие чувства оно у вас вызвало? – Как вы представляете себе Русь? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы | Осознанно строят речевое высказывание (устно); осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации |
Физкультминутка | Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Помогайте, помогайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните | Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
III. Повторное чтение произведения и его анализ | – Чтобы лучше запомнить это произведение, мы прочитаем его еще раз. – Откуда пришло к нам слово Русь? – А как вы понимаете словосочетание «из седой древ-ности»? – Какие яркие слова из прочитанного отрывка вы выделите? – Что такое Русь, по мнению автора? Найдите ответ в тексте и прочитайте его. – Как С. Романовский объясняет значение слова Русь? – Что бы вы добавили к авторскому пониманию этого слова? – Что такое уста? – Как вы понимаете выражение «из первых уст»? – Где услышал автор второе объяснение слова Русь? – Почему С. Романовский говорит: «Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова»? – С какими чувствами Анна Ивановна зашла в избу? Почему она радовалась? – Чем поразила автора встреча с хозяйкой? – Что же такое Русь? Как об этом говорит хозяйка? – Какие слова вызвали у автора радость? – Можно ли заплакать от радости? Когда? – Как же объясняется слово Русь в рассказе С. Романовского? – Как относится к своей Родине автор? А хозяйка? Прочитайте про себя последнее предложение. – Как вы понимаете словосочетание «светоносная Русь»? – А теперь прочитайте это предложение вслух и постарайтесь передать выраженную в нем любовь автора к своей Родине. – Сергей Романовский очень любит свою Родину и своими произведениями учит любить ее других. – Какие современные названия Руси вы знаете? | Один ученик начинает читать рассказ. Другой ученик продолжает. – Русь, русские, Россия, россияне. – Русь – это страна, где много рек и озер. Русь – светлое место, страна света, страна русичей, … – Место, где я родился; где живут рус-ские люди; где говорят на русском языке; страна великих городов и сел, необъятных просторов, высоких гор и рек; Родина героев… Третий ученик заканчивает читать рассказ. Отвечают на вопросы. – Родина, Земля русская, Отчизна, Отечество, Россия, Родина-мать, держава, страна, государство | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществлять взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Формулируют ответы на вопросы |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Подведем итоги урока. • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Я хотел бы узнать… | Рассказывают, что узнали, что получилось. Осуществляют самооценку | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; осуществляют самоконтроль |
Домашнее задание | Прочитать рассказ С. Романовского «Русь» и нарисовать свой самый любимый уголок России | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Урок 4. С. Романовский «Слово о РУССКОЙ земле»
(в сокращении)
Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с новым произведением, литературоведческими понятиями, жанром литературы; способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческой деятельности, пониманию смысла произведения, формированию умения рассуждать; содействовать воспитанию патриотизма, гордости за героическое прошлое своей Родины |
Планируемые результаты |
Предметные: выражают свое отношение к произведению, героям, автору; различают жанры произведений о Родине (стихи, рассказы); понимают литературу как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций | Метапредметные: познавательные: овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; овладевают основами смыслового чтения художественных текстов; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей; составляют план и последовательность действий; коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия; высказывают свое мнение | Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания, осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; высказывают свою точку зрения; выражают свое отношение к произведению, героям, автору |