Знания в составе учебной деятельности
Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании).
Учебная деятельность, с другой стороны, должна быть построена с учетом познавательных сил и возможностей детей 6—7 - летнего возраста, с другой—должна вооружить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые постепенно повышали бы уровень их развития и делали их способными учиться дальше. Знания ребенка могут быть на разном уровне полноты и глубины, осознанности и прочности, конкретности и обобщенности. Учащимся может проявить знание на уровне представления, в котором отражены только внешние, наглядные признаки предметов, и на уровне понятия, в котором отражены существенные признаки взросления. Знания учащихся характеризуются и уровнем системности: обрывочные, бессистемные знания («островки» на основе простых ассоциаций) и системные знания. На высшем уровне системности знаний учащиеся устанавливают межпредметные связи. Отсутствие системности, хаотическое нагромождение знаний выступает как серьезное препятствие при их использовании и отборе. Усвоить знания по какому - либо предмету—значит усвоить систему научных понятий: математических, лингвистических, биологических и т. д.
До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей, выраженной в понятии. Научные знания не совпадают с обыденными представлениями, и, как показывают исследования, житейские понятия часто мешают усвоить научные.
По мнению, например, младшего школьника, мышь есть домашнее животное (так как живет дома), хищные животные— это «вредные», «страшные», поэтому он не относит к хищникам кошку (так как она «хорошая»).
Ученикам I и II классов предлагалось из списка выбрать слова, родственные слову «светает». Ученица выбирает «светляки», «светлый»», «свет», «светит», а на слове «свечка» останавливается и рассуждает так: «Нет, свечка не будет похожей».—«Почему?—«Потому что светает, когда солнце восходит, а свечку зажигают, когда темно... - » При анализе дети выделяют только смысловую сторону слов и не различают грамматических особенностей. В. В. Давыдов связывает подобные трудности в усвоении материала с эмпирическим характером - обобщения. Задача же школы—формировать способность к теоретическим обобщениям.
«Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний,—пишет Д. Б. Эльконин;—представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности» (СНОСКА: Эльконин Ц. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1997.)
Для начального обучения долгое время была характерна особая забота о выработке всевозможных навыков: вычислительных, измерительных, графических и др. Современные программы предусматривают вооружение учащихся и теоретическими сведениями. Это устраняет разрыв, который существовал между содержанием обучения в начальных и средних классах. Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения.
В начальных классах дети получают первоначальные знания о звуках и буквах, о гласных и согласных, слоге, об ударении и т. д. В разделе «Слово» учащиеся получают первое начальное понятие о корне, приставке, суффиксе, окончании, о существительном, прилагательном, глаголе, знакомятся с местоимениями (личными), с наречием, предлогом, союзом (общее знакомство), частицей не при глаголах.
Из синтаксиса учащиеся узнают о предложении, его основных видах, второстепенных членах предложения (без деления их на виды), однородных членах предложения, сложном предложении, состоящем из двух простых, о некоторых союзах, соединяющих одно простое предложение с другим, об интонации сложного предложения, о прямой речи и обращении (простейшие случаи), об основных знаках препинания. Много теоретических сведений включены в программу и по другим предметам.
Усвоение научных понятий приводит к изменению житейских представлений ребенка. Например, многие дети приходя г в школу грамотными. Они знают буквы, могут складывать из букв слова и даже их прочитать. Для них буквы—это значки, имеющие свои названия. В то же время многие из этих детей ничего не знают о звуках. Такие дети сталкиваются с большими затруднениями при усвоении языка. Они путают звуки и буквы, произношение и написание, не устанавливают отношения между речью и языком. Такого ребенка приходится переучивать, раскрывая научное представление об этих соотношениях. Ребенка учат слышать и выделять отдельные звуки, разделять их на гласные и согласные, мягкие и твердые и т. и. Ребенка знакомят с буквами как условными знаками, обозначающими звуки, и устанавливают, что отношения между звуком и буквой могут быть разными: некоторые буквы обозначают один звук, а некоторые—два, в зависимости от положения в слове (мягкие и твердые согласные обозначаются одними и теми же буквами).