Его развития у детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мышления и специфики
его развития у детей младшего школьного возраста……………………… 5
1.1. Мышление как психологический процесс …………………………………5
1.2. Особенности развития мышления у детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………………………………………..10
Глава 2. Методические подходы к изучению мышления у младших школьников ……………………………………………………………………………………….17
2.1. Особенности психодиагностики мышления в младшем школьном возрасте ……………………………………………………………………………………………...17
2.2. Методы диагностики мышления у младших школьников …………18
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………………….....24
Заключение ………………………………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………………………….27
Введение
Мышление – верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. Аристотель
Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается "процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях".Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.
Так, психолог А.А.Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это "обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира".В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
В данной работе речь пойдёт о психодиагностике мышления младших школьников. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. В связи с этим необходим особый подход, а так же максимальное использование всего арсенала диагностических возможностей методов исследования мышления в данном возрасте.
В данном исследовании мы ставили своей целью рассмотреть особенности развития мышления у младших школьников. В качестве объекта исследования выступит мышление младших школьников , потребностей и профпригодности младших школьников.
Предметом исследования является развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1)Проанализировать научную литературу по проблеме мышления;
2) изучить мышление детей младшего школьного возраста;
3) подобрать методики, способствующие изучению особенности мышления младших школьников;
Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы; тестирование, конкретные методики.
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание изложено на страницах.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мышления и специфики
его развития у детей младшего школьного возраста