Quot;Пролог" 1641 г. €

Особой группой изданий XVII в. были буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму.Их основной текст состоял из молитв. Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцев-Протопопов.

В 1634 г. им была издана печатная "Азбука"("Букварь языка словенска, сиречь начала учения детям"), которая очень быстро разошлась, и потому, уже в 1637 г. была переиздана. Во многом она следует "Букварю" Ивана Федорова 1581 г., некоторые тексты перенабраны непосредственно с него. СЛАЙД уже был. См. 14

СЛАЙД 19. Содержание букваря:
1) Предисловие для взрослых
2) Стихотворное предисловие для детей
3) Славянский алфавит (в т.ч., цифры и пр. символы)
4) Слоги
5) Парадигмы спряжения глаголов (в т.ч. дв.ч.)
6) Алфавитный перечень слов под титлами
7) Стихотворение для заучивания порядка букв в алфавите
8) Заповеди Ветхаго и Новаго заветов
9) Евангельские притчи
10) Сказание как св. Кирилл составил азбуку
11) Заключение, информация об издании и переиздании.

Во второе издание были включены стихи о целях и методах учения. Открывал книгу гравированный фронтиспис со сценой наказания розгой провинившегося ученика. Гравюра светского содержания – явление новое в русской печатной книге XVII в. Бурцев-Протопопов также первым в Москве ввел в печатную книгу наборный орнамент.

В 1679 г. издается Букварь Симеона Полоцкого. СЛАЙД 20.

К числу лучших изданий подобного рода принадлежит и знаменитый "Букварь" Кариона Истомина (1694), выпущенный Оружейной палатой тиражом 106 экземпляров – сорок три листа альбомного формата, гравированные резцом на меди Леонтием Буниным. СЛАЙД 21.

В русских печатных букварях XVII в. использовались новые методы обучения и воспитания, например, в букваре "словено-росийских письмен" Кариона Истомина применен метод запоминания букв с помощью картинок. Буквы даны в различных начертаниях – не только славянские, но и греческие, латинские, а также в печатном и рукописном варианте.

Иллюстрации к ним изображают предметы, названия которых начинаются с соответствующей буквы. На каждом листе – назидательное стихотворение. СЛАЙД 22.

Кариону Истомину, педагогу, поэту и переводчику, принадлежит и другой букварь, отпечатанный типографским способом и известный под названием "Большой букварь" (1696). Он предназначался для внутридворцового пользования и лично для царевича Алексея Петровича и был издан тиражом всего 20 экземпляров, сегодня представляет большую редкость (до сих пор обнаружены лишь два экземпляра этой книги). СЛАЙД 23.

К 1648 г. относится первое московское издание одного из выдающихся произведений древнего славянского языкознания знаменитой "Славянской грамматики" Мелентия Смотрицкого,дополненной отрывками из сочинений Максима Грека, примерами грамматического разбора предложения. Это книгой пользовались и в России XVIII в. СЛАЙД 24, 25.

Развитие военного дела способствовало появлению в 1647 г. издания размером в лист с 35 гравюрами на меди "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", перевод с немецкого руководства по военному делу Вальдхаузена.

Гравюры к изданию делали по заказу Алексея Михайловича в Голландии. Это – одно из первых печатных изданий по военному искусству. СЛАЙД 26, 27.

В 1649 г.вышло первое в России печатное издание свода русских законов –"Уложение государя царя Алексея Михайловича". СЛАЙД 28, 29, 30.

Развитие торговли привело к появлению таких книг, как "Грамоты о таможенных пошлинах" (1654), "Считание удобное" (1682) для купцов и торговцев. СЛАЙД 31.

К 1699 г. относится "Краткое обыкновенное учение с крепчайшим и лучшим растолкованием в строении пеших полков" – редчайшее издание на сегодняшний день, последняя светская печатная книга XVII в.

В рукописном и печатном виде в России XVII столетия происходит и распространение иностранной научной и художественной литературы.

Если в XVI веке было сделано 26 переводов, в первой половине XVII в. – 13 переводов, во второй половине XVII в. – 114.

В XVII веке увеличилось число лиц, владевших крупными книжными собраниями – служилые люди, члены царской семьи, высшее духовенство, справщики Печатного двора, купцы.

В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература – книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но религиозная литература по-прежнему преобладает.

Наши рекомендации