Концептуальные основы теории и практики социализации ребенка в детских организациях
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
Полное название | Программа «Возрождение» |
Автор программы | Бухтеева Ирина Алексеевна |
Руководитель программы | Бухтеева Ирина Алексеевна |
Территория, представившая программу | г. Н.Новгород, муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития творчества |
Название проводящей организации | Районный союз детских объединений «Искра» |
Адрес организации | г. Н.Новгород, ул. Даргомыжского 11а |
Телефон | 240-09-59 |
Форма программы | Коллективно-творческая и обучающая деятельность |
Цель программы | Создание условий для формирования и развития всесторонне развитой, социально-успешной личности на основе сотрудничества вожатых, детей, социума. |
Сроки реализации | 2012-2014 гг. |
Место реализации | Ленинский район г. Н.Новгорода |
Официальный язык программы | Русский |
География участников | Детские и молодежные объединения Ленинского района г. Н.Новгорода |
Условия участия в программе | Добровольность |
Краткое содержание программы | Программа развития детского и молодежного движения Ленинского района «Возрождение» - комплексная программа. Основные направления программы: Ø «Будущее начинается сегодня!»; Ø «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»; Ø «Радуга творчества»; Ø «Я – вожатый!». Реализация программы осуществляется через систему теоретических и практических занятий, а также через организацию коллективно-творческой деятельности. |
История осуществления программы | Является продолжением районного проекта «Содружество». |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы | Программа «Вожатый и дети: мы вместе!» |
Основания для разработки программы | - необходимость обновления форм и методов работы с вожатыми и с детьми. |
Государственный заказчик | - Районное управление образования детства администрации Ленинского района - Центр развития творчества детей и юношества Ленинского района |
Основной разработчик программы | Педагог-организатор по работе с детскими и молодежными объединениями, старшими вожатыми Бухтеева И.А |
Нормативно-правовая база | - Конвенция о правах ребенка - Конституция РФ (ст. 30 п.12; ст.4,5,6) - Декларация прав человека - Федеральный закон № 82-53 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» - Закон РФ «Об образовании» (ст.1 п.5; ст.3 п.2; ст.5 п.4) - Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 мая 1995 г. - Программы СПО-ФДО, ФДО «Юная Россия» - Областной мега-проект «Мое Отечество» - Городской мега-проект «Мы вместе!» |
Срок реализации | 2012-2014 гг. |
Цель и задачи программы | Цель: создание условий для формирования и развития всесторонне развитой, социально-успешной личности на основе сотрудничества вожатых, детей, социума. Задачи: - формировать гражданско-патриотическое сознание, ответственность, чувство сопричастности к истории и судьбе Родины; - формировать и развивать коммуникативные навыки, навыки коллективной деятельности, способствовать повышению роли детского самоуправления - содействовать разностороннему развитию детей, поддерживать творческие способности успешно адаптироваться в окружающем мире; - создание условий для атмосферы дружбы, взаимопонимания между д/о и старшими вожатыми. |
Условия достижения целей и задач | - Взаимосвязь старших вожатых и детских объединений - Семинарские занятия, курсы в НИРО - Конкурс вожатского мастерства - Накопление банка данных о деятельности вожатых и д/о - Работа по районным проектам совместной деятельности по различным направлениям - Проведение школ актива - Проведение районных сборов, форумов - Работа по паспортам интересных дел - Проведение игровых программ |
Основные направления программы | Ø «Будущее начинается сегодня!»; Ø «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»; Ø «Радуга творчества»; Ø «Я - вожатый!». |
Исполнители | Старшие вожатые, детские объединения района |
Ожидаемые результаты | - Становление гражданской, патриотической позиции, воспитание чувства ответственности; - Личностный и творческий рост вожатых и детских объединений; - Повышение квалификации старших вожатых как руководителя д/о; - Повышение статуса детского объединения в школе, районе, знакомство, обмен опытом работы в процессе совместной деятельности; - Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности; - Внутреннее и внешнее взаимоотношение, сотрудничество, взаимодействие. |
Система контроля | Отдел воспитательной работы РУО и СПЗД. Директор МБОУ ДОД «ЦРТ». |
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Концептуальные основы теории и практики социализации ребенка в детских организациях.
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального социального развития. Распад существующей долгие годы пионерской организации, способствовавшей формированию социального опыта детей, повлек за собой отсутствие материальных условий, методического и педагогического обеспечения. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, культуре, труду. В детской и молодежной среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Необходимость новых подходов к задачам и функциям детских общественных организаций очевидна. В современной педагогической науке четко разделяются два подхода к работе детских организаций. Первый признает стремление детей к самоорганизации и содействует постепенному переходу детских организаций к многоплановой деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей. Второй признает необходимость кардинальных перемен на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в деятельности детских общественных организаций, учитывающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъективность. Изучение отечественного и зарубежного опыта социализации ребенка в детской организации позволяет установить, что эффективность этого процесса повышается, если его приоритетом является каждый отдельный ребенок, организуется разнообразная по содержанию и форме деятельность детей, оптимально сочетаются инициирование и управление, осуществляется взаимодействие с другими организациями.
Ведущими задачами государственной социальной политики в области воспитания детей выступают: соблюдение прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочнение гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; обеспечение благоприятных нормативных, экономических и других условий для духовного, физического, интеллектуального и психического развития детей, воспитания патриотизма и гражданственности, а также самореализации личности в социуме. «Человечество погибнет, если каждый будет желать счастья только для себя», - утверждают мудрецы. Спасительный путь – включение отношений в гуманистическую воспитательную систему. Ибо отношение к Миру, Отечеству, земле, семье, Культуре – базовый механизм воспитания.
Самое главное, что самореализация ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит во многом от включенности его в социальную деятельность: стремление ребенка быть в обществе других людей, вызванное стремлением к престижу, доминированию, к безопасности, покровительству; стремлением быть индивидуальностью; стремлением к познанию, красоте. Детские общественные организации – единственный социальный институт общества, объединившись в который дети обретают статус субъективности и возможность действовать от имени детей и в их интересах. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь «проб и ошибок», ребенок учится приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. С возрастом число социальных ролей человека расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и, таким образом, человек реализует себя. Стало быть, одним из требований к действиям организаторов детских организаций, а также педагогов, родителей, является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение ребенка «выполнить себя», реализовать. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.
Детская организация как предпочитаемый детьми фактор социализации имеет присущие любой общественной организации механизмы управления. Но есть и отличительная способность: так как детская организация объединяет на равных и детей, и взрослых, то существуют как бы две составляющие механизма – взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Найти равнодействующую этих двух составляющих в пользу приоритета детских интересов, призван принцип взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.
Стремление к объединению – естественная потребность детей. Объединяясь в разные группы, команды, компании, дети, прежде всего, реализуют потребность в общении, обмене знаниями, опытом. Достичь этого они могут в разнообразных видах деятельности. Ребенок видит в детском объединении и средство социальной защиты. Здесь происходит его самопознание, саморазвитие, самореализация.
Предыдущий опыт доказывает: у детских организаций должно быть свое место в обществе, свои социальные функции, они не должны подменять школу как социальный институт, а через присущие им формы и методы работы призваны создавать необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний, умений в реальных отношениях.
Деятельность большинства детских организаций строится на естественной потребности детей и подростков быть героями собственной жизни. Это в свою очередь обеспечивает тенденцию в юном поколении способность к самовоспитанию, к самозащите и оказанию поддержки.
Новый подход к деятельности детских организаций, опирающийся на уважение к ребенку, выявленные закономерности потребовали обоснования принципов социализации ребенка в детских общественных объединениях, т.е. тех основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам, методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.
Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны – как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эти организации для детей.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности. Второй аспект, не противоречащий «детской» цели предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка.
Для разработки целей и задач детских организаций, принципов их деятельности существенное значение имеет выявление интересов детей, а также мнения взрослых, работающих с ними.
К ЧЕМУ МЫ СТРЕИМИМСЯ ЗАВТРА:
ü Гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей
ü Сближение интересов ребенка и общества при приоритете первых
ü Обеспечение социальной защищенности ребенка
ДЛЯ ЭТОГО МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ: От авторитаризма От идеологического единомыслия От фискального характера отношений От ханжеской морали | ДЛЯ ЭТОГО НАМ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ: От гуманизма межнациональных ношений От милосердия От коллективизма и взаимопомощи От творчества От участия в делах общества |
3.2. Старший вожатый – руководитель детского объединения.
Нынешнюю ситуацию в общественной жизни детей можно охарактеризовать как процесс становления разномасштабного, разнопланового движения, в котором принимают участие общественные детские формирования. Участниками детских организаций, объединений, движений выступают дети и непосредственно причастные к ним взрослые, которые, как и прежде, в большинстве своем играют ведущую роль.
Статус взрослых внутри объединений различен. Есть члены объединений, есть друзья, консультанты.
Но независимо от занимаемого в детском объединении статуса и статуса самого объединения:
ü Взрослые – идеологи детских объединений. Как правило, именно они определяют цель будущего детского формирования и выбирают пути ее достижения;
ü Взрослые – законодатели нравственных норм и правил, стиля и тона отношений как внутри детских объединений, так и за его пределами – с представителями других формирований, органами власти, родителями детей;
ü Взрослые – главные имиджмейкеры детских объединений в государстве и обществе;
ü Взрослые – защитники интересов детских объединений;
ü Взрослые – важнейший фактор организованного детского движения.
Взрослые, вожатый, педагог дают детскому объединению ту педагогическую ценность, которая обеспечивает организационно-воспитательное влияние на детей. Присутствие взрослых в общественной жизни детей не должно быть руководством. Это скорее своеобразный обмен жизненным опытом, который осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых. Поданная им, взрослым, идея, оказавшись увлекательной для детей, подхватывается в детской среде, вызывает стремление к действию, конструирует отношения.
У детей с вожатыми связаны незабываемые годы школьной жизни. Он, вожатый, учит ребят самих работать, думать и обсуждать. Он, вожатый, верит в силы ребят, знает, что если они делают хуже него, то это потому, что они моложе его и менее опытны, и что со временем, при его помощи, они научатся делать лучше. Он, вожатый, получает доверие детей, принимает цели и задачи детского объединения, является полноправным участником диалога педагогической культуры и детской субкультуры.
Каждый вожатый индивидуален. У каждого есть свой конек, свои секреты педагогического мастерства. Сегодняшний мир детства требует высокого мастерства вожатого, который определяется глубоким знанием детской психологии, более пристальным изучением детских интересов и запросов.
Старший вожатый должен ясно представлять себе задачи работы с детьми, твердо знать, по какому руслу ему надо вести детский коллектив, какие ставить перед ним перспективы в работе, какими практическими полезными и интересными делами увлечь ребят. Если у вожатого нет этих представлений, он не сможет быть вожатым детского коллектива, он будет только поспевать за коллективом или, хуже – отставать от него.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современная политическая и экономическая обстановка в России заставляет, к сожалению, подрастающее поколение все чаще ориентироваться на зарубежье, подражать западной культуре, образу жизни других стран. Конечно, в знании другой жизни, умении понять и принять ее есть свои плюсы. И это было бы интересно, если бы не складывающееся у молодежи равнодушное, а порой негативное отношение к своей Родине, своему народу. В новой социально-экономической ситуации в России детское движение лишилось покровительства правящей партии, организационно-финансовой поддержки молодежного союза.
В настоящее время деятельность детских и молодежных объединений регламентируют следующие законодательные акты: Конвенция о правах ребенка (ст.15), Конституция РФ (ст.13, ст.30), Федеральный Закон «Об общественных объединениях» № 82-53 от 19 мая 1995 года (с изменениями от 17 мая 1997 года), Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный Закон «Об образовании» (гл.1 ст.1; гл.3 ст.35; гл.5 ст.50).
У нас в Ленинском районе, в 19 образовательных учреждениях есть детские объединения, которыми руководит старший вожатый. Направления работы в каждом детском объединении различны: это патриотическое, экологическое, тимуровское, туристско-краеведческое. Но, чтобы четко спланировать совместную деятельность детей и старших вожатых, необходима программа, которая, к сожалению, в районе до 2005 года отсутствовала.
Разработанная программа совместной деятельности детских объединений и старших вожатых «Вожатый и дети: мы вместе!» разработана в рамках областного мега-проекта «Мое Отечество», городского мега-проекта «Мы вместе».
Рассчитана на период с 2012 по 2014 год, носит комплексный характер, направлена на развитие активности, интересов, творческого потенциала детей и вожатых.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Целью программы является создание условий для формирования социально-успешной личности на основе сотрудничества вожатых, детей, социума.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Формировать гражданско-патриотическое сознание, ответственность, чувство сопричастности к истории и судьбе своей Родины;
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, навыки коллективной деятельности;
- Содействовать разностороннему развитию детей, поддерживать творческие способности детей и вожатых;
- Формировать потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Создание условий для атмосферы дружбы и взаимопонимания между детскими объединениями и старшими вожатыми.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей:
- признание развивающейся личности ребенка с ее достоинством и потенциалом;
- подготовка детей к организации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их решения;
- формирование активного отношения к миру и себе, его самосознания;
- наличие четких и ясных перспектив в той деятельности, в которую ребенок включается;
- доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели - доступной, понятной, осознанной;
- вера в возможности ребенка и его вера в свои возможности и достижения поставленных задач.
2. Принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения:
- обеспечение гарантии выбора вида и содержания деятельности;
- вовлечение ребят, старших вожатых в различные виды социально значимой деятельности;
- обеспечение связей детей с социальной средой в повседневной практической деятельности.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления:
- передача и усвоение детьми социального опыта должна осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых;
- предоставление возможности выбора способов и средств достижения цели.
4. Принцип романтики, интереса, игры:
- отражает психологическую устремленность детей ко всему новому и необычному, яркому и возвышенному;
- использование интереса ребят к созданию потребности участвовать в общественной жизни, к коллективной деятельности.
5. Принцип непрерывности и систематичности:
- создание непрерывной и целенаправленной системы деятельности, которая охватывает жизнь школьников в период учебного года и каникул;
- планирование и осуществление в каждом детском объединении непрерывной цепочки разнообразных дел, объединенных системой взаимосвязанных перспектив.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы адекватно целям и задачам воспитания как становления личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, семьей, страной, человечеством. Содержательной основой программой может быть признано создание пространства для включения ребенка, вожатого в коллективно творческую деятельность, развивающую деятельность, для удовлетворения каждым личным потребностей, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни других людей, коллектива, общества, в улучшении окружающей жизни, познания и открытия нового.
В основу программы положены следующие направления работы:
ü «Будущее начинается сегодня!»;
ü «Ты, я, он, она – вместе дружная страна!»;
ü «Радуга творчества»;
ü «Я – вожатый!»
Основную роль в реализации программы играют социальные проекты совместной деятельности старших вожатых и детских объединений.
Деятельность, направленная на развитие детских объединений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ФОРМЫ |
1. Координация деятельности детских объединений | Через систему: - сборов д/о - смотров - конкурсов - школу актива - участие в районных проектах деятельности |
2. Обобщение и распространение опыта работы лучших детских объединений | - проведение форумов детских объединений - создание тематической папки «Из опыта работы…» - круглые столы по обмену опытом работы старших вожатых, лидеров детских объединений - летописи детских объединений |
Деятельность, направленная на развитие работы
районного вожатского отряда
- Совершенствование информационно-методической работы в отряде
- Организация и проведение семинаров для старших вожатых
- Организация и проведение школы начинающего вожатого
- Участие в районном/городском конкурсе «Вожатый года»
- Индивидуальные консультации по работе
- Обобщение и распространение опыта работы лучших старших вожатых