Образовательные технологии
Требования к организации и подготовке занятий.
Форма итогового контроля по курсу «Профессиональная этика» является зачет. Оценивание работы студентов проводится по рейтинговой системе, которая предусматривает 108 бальную шкалу (3 кредита), то есть 108 баллов – это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения курса.
Рейтинг складывается из баллов, которые студент получает за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных курсом, на основе следующих форм контроля:
Рефлексивные задания на лекциях;
Письменный опрос на семинарских занятиях;
Выполнение творческих домашних заданий к семинарским занятиям с их презентацией на занятии, которые отражены в портфолио;
4. Работа с источником по «Профессиональной этике» по индивидуальному маршруту
Посещение лекций и семинарских занятий
Оценивание студентов производится по следующей шкале
Отметка | Количество баллов |
Зачет автоматический | 73-108 баллов 73-90 /С (4); 91-99/B (5); 100-108/А (5+) |
Необходимо сдавать зачет | 72 – 37балл и ниже |
Виды работ:
1.Рефлексивное задание на лекции – минимум – 0,2 балла; максимум – 1 балла
2.Посещение лекции (семинарского занятия) – 0,5 баллов;
3.Письменный опрос на занятии – минимум – 0, максимум 1,7 балла;
4.Выполнение творческого задания – минимум 1 балл, максимум 2,5 балла.
Результаты изучения курса фиксируются в рейтинг-карте студента.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных семинарских занятий, обязательное выполнение письменных работ, отразить через рубрики в портфолио.
РЕЙТИНГ-КАРТА СТУДЕНТА 1 курса факультета технологии и дизайна, направление «технологическое образование», «педагогическое образование»
____________________________________________________________(ФИО)
По дисциплине «Профессиональная этика»
Виды работ и формы контроля | Рейтинг-баллы, набранные студентом | ||||
1 блок Вводный модуль. Входной рейтинг-контроль | Посещение | Эссе-размышление | Тест | ||
2 блок Базовый модуль Лекции | Посещение | Рефлексивные задания на лекции | |||
1 лекция | |||||
2 лекция | |||||
3 лекция | |||||
4 лекция | |||||
5 лекция | |||||
6 лекция | |||||
2 блок Базовый модуль Семинарские занятия | |||||
Семинарское занятие 1 | Посещение | Письменный опрос | Творческие задания | Всего | |
Семинарское занятие 2 | |||||
Семинарское занятие 3 | |||||
Семинарское занятие 4 | |||||
Семинарское занятие 5 | |||||
Семинарское занятие 6 | |||||
Семинарское занятие 7 | |||||
Семинарское занятие 8 | |||||
Семинарское занятие 9 | |||||
Семинарское занятие 10 | |||||
Семинарское занятие 11 Семинарское занятие 12 | |||||
Семинарское занятие 13 | |||||
Семинарское занятие 14 | |||||
Семинарское занятие 15 | |||||
Семинарское занятие 16 | |||||
Семинарское занятие 17 | |||||
Семинарское занятие 18 | |||||
Семинарское занятие 19 | |||||
Семинарское занятие 20 | |||||
Семинарское занятие 21 | |||||
3 блок Дополнительный модуль | |||||
Творческая работа над портфолио по темам занятий | Всего | ||||
Работа с источником по индивидуальному маршруту | |||||
Итого: |
ФИО преподавателя:
Мануйлова Екатерина Андреевна
Утверждено на заседании кафедры « » 2011 г.
Протокол №1 от
Зав. кафедрой__________________
Семинарское занятие 1
Тема 1.1.: Этические основы профессиональной педагогической деятельности.
Базовые понятия: мораль, религия, нравственность, этика, профессиональная этика, деонтология, педагогическая деонтология.
Вопросы к занятию:
1.Моральные учения, которые легли в основу мировых религий. Преемственность идей и принципов моральных учений в профессиональной педагогической деятельности.
2.Функции морали в профессиональной деятельности. Категории: добро и зло; стыд, совесть, долг, свобода, счастье.
3.Сущность, особенности, принципы и значение профессиональной этики и профессионального этикета.
4.Деонтология. Специфика педагогической деонтологии.
Задание к занятию для каждого студента:
1.Подготовитьсамопрезентацию (прием: карта желаний);
2.Подготовитьпонятийную карту (т.е. словарь базовых понятий темы, используя приемы на выбор: глоссарий, коллаж, синквейн и др.)
Творческие задания (на выбор студента – одно минимум):
1. Эссе-размышление (по ПОПС –формуле, где П- позиция, О- обоснование (тезис-аргумент); П – пример; С – следствие) на тему: «Золотое правило нравственности в духовных традициях»[1]
2.Афишировать презентациюинтервью.(Подготовить и взять интервьюна этическую тему у авторитетной личности).
3. Подготовить в любойтворческой форме рекламу темыили основных принципов профессиональной педагогической деятельности.
Литература:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., Гардарики, 1998.
2. Капто А.С. Профессиональная этика. – М., 2008.
3. Карпова, Т. В. Педагогическая деонтология: учебно-метод. пособие / Т. В. Карпова, Н. М. Трофимова. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. – 212 с.
4. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.
5. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие для студ.вузов / Т.В.Мишаткина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 304 с.
6. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – М., 2010.
7. http://www.ethicscenter.ru/teach/book.html
Семинарское занятие 2
Тема 1.2.: Этика и культура межличностного общения педагога. Этический кодекс учителя.
Базовые понятия: этика, профессиональный этический кодекс, моральный запрет, культура общения, «барьеры» общения, диалог.
Вопросы к занятию:
1. Моральное измерение личности. Моральное измерение общества.
2. Мораль в жизни человека. Особенности функционирования морали.
3. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов
4. Парадокс моральной оценки. Парадокс морального поведения
5.Профессиональные этические кодексы.
6. Культура общения: понятие, признаки, структура.
7. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.
Задание к занятию для каждого студента:
1. Определите уровень своей общительности, ответив на вопросы теста (см. приложение к занятию или пройдите on-line http://virtest.ru/mytests/11-Тест-на-уровень-общительности.html). Разработайте индивидуальную программу совершенствования своих коммуникативных способностей.
2. Подготовь рекламу основных принципов профессионального этического кодекса учителя.
Творческие задания (на выбор студента – одно минимум):
1. Эссе-размышление (по ПОПС –формуле, где П- позиция, О- обоснование (тезис-аргумент); П – пример; С – следствие) на одну из представленных тем: 1.«Маска – это поведение, которое использует личность для безопасного общения» (М.Е. Литвак); 2. «Задача каждого человека – прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости» (восточная мудрость)
2. Подготовить систему аргументов «за» и «против» на тему «Интернет – угроза межличностному общению!?»
3. Подготовить выступление на 5 минут по теме: «Морально-психологические (этические) «барьеры» общения» (см. кн. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика, с.146-148)
4. Выскажите ваши размышления по поводу цитат: 1. Аристотель: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». 2. Древнеримский писатель Апулей: «Язык, осужденный на вечное молчание, приносит пользы не больше, чем нос, постоянно заложенный насморком, уши, забитые грязью, глаза, затянутые бельмом. Что пользы от рук, которые закованы в кандалы, от ног, которые стиснуты колодками?.. Конечно, от употребления меч начинает блестеть, а оставшись без дела, ржавеет; точно так же и слово: спрятанное в ножны молчания, оно слабеет от длительного оцепенения».
5. Составьте список качеств, важных для речевого общения учителя. При составлении списка опирайтесь на литературу, рекомендованную к занятию, вспомните своих любимых учителей.
6. Нарисуйте глоссарий к одному из базовых понятий темы.
Литература:
1. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. – М., Феникс, 2009.
2. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности. Курс лекций, практикум, справочник, тесты. – М., Флинта, 2010
3. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения.- Ростов н/Д., Феникс, 2007. – 608 с. (С. 157-199; С. 521- 533)
4. Поленова Т.П. Школа эффективного общения. Коммуникативные техники, которые всегда работают. – М., Феникс, 2009.
5. Правила общения:Рассказ о педагогическом эксперименте /П.Г. Аверьянов, е.Л. Петренко, С.Д. Поляков, И.Ю. Шустова. М., Серия Библиотечка «Первого сентября». Классное руководство. Вып. 19, 2010.
8. http://www.ethicscenter.ru/teach/book.html
1.Этические основы профессиональной педагогической деятельности. 1.1Сущность и значение профессиональной этики и профессионального этикета. |
1.2. Этика и культура межличностного общения педагога. |
1.3.Этические нормы при решении педагогических задач, профессиональный этикет и педагогический такт в деятельности учителя («педагог-учащийся»). |
1.4.Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе – «педагог-педагог». |
1.5. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. |
2. Нравственная рефлексия педагога и поиск ценностных основ профессиональной деятельности. |
2.1Аксиология педагогической этики. 2.2Принципы нравственности (внутренняя свобода, самоценность человека, равенство, совесть и др.). |
2.3Нравственная рефлексия учителя как основа профессионально-личностного развития. |
2.4Нравственное самовоспитание педагога. |
2.5Этический кодекс учителя. Имидж учителя как отражение профессиональной этики.. |
2.6Профессиональный этикет. Этика школьной жизни. Характеристики этической жизни (по Н.Е. Щурковой и Л.М. Лузиной) |
2.7Профессионально-этические нормы и принципы проведения публичного выступления. |
2.8Профессионально-этические нормы и принципы невербального поведения (Язык телодвижений) |
3.Нравственная ситуация в профессиональной деятельности. |
3.1-7Ситуация нравственного выбора в педагогическом процессе и в деятельности учителя. Технологии задачного подхода: анализ ситуаций и решение задач из художественной литературы и к/фильмов, фрагментов видеозаписей уроков, личного опыта студентов; Case Study (кейс метод). |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекционно-семинарские технологии: проблемная лекция, лекция-конференция, круглый стол, проблемный семинар, семинар-дискуссия.
Технологии задачного подхода: анализ ситуаций и решение задач из художественной литературы и к/фильмов, фрагментов видеозаписей уроков, личного опыта студентов; Case Study (кейс метод).
Имитационные технологии: разыгрывание ситуаций, деловая игра
Рефлексивные технологии: самонаблюдение и рефлексивная оценка при решении задач, тестирование.
Технологи проектного обучения: проектирование программы саморазвития, разработка «нравственного кодекса педагога», проектирование ситуации нравственного развития учащихся, защита проекта.
Технологии работы с текстами: анализ научных и художественных текстов, создание текстов профессионального содержания, синквейн, КМ.