Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля

Медведева Л.Е., доцент, к.п.н., СИБГУФК Григорьева С.А., доцент, КемИ РГТЭУ

В настоящее время, в вузах России физической культурой в специальных медицинских группах (СМГ) занимаются от 26,6 до 40% . Физической культуре в вузе отведена роль интегратора по формированию общекультурных и профессиональных компетенций, профессионального здоровья, воспитанию психофизических качеств и способностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности [9].

Студенткам СМГ будет гораздо сложнее, чем «относительно здоровым» сверстницам стать конкурентноспособным специалистом. Складывающаяся ситуация требует не только оздоровления студентов СМГ, но и усиления роли профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в процессе физического воспитания в вузе [4].

Профессии экономического профиля, связанные в процессе труда с взаимодействиями «человек-человек», «человек-знак», «человек-машина» [3], требуют наличия особых психофизических качеств и достаточно развитых координационных способностей [6, 7, 8].

Проведенные нами исследования выявили значительное отставание в развитии координационных способностей студенток СМГ по сравнению с «относительно здоровыми» студентками. Наиболее отстающими, в среднем на 80 %, оказались кинестетические способности (тест «Воспроизведение заданной величины усилия» на 52,2 %, тест «Прыжки на точность приземления» на 107,8 %); одинаково отстают реагирующая способность и способность к сохранению равновесия (37,1 %); на 27,8 % - способность к ориентации в пространстве и на 22,1 % - ритмическая способность (р<0,001).

Бадминтон, как спортивная игра, развивает выносливость, гибкость, скорость передвижений, координацию движений, а также оперативное мышление и быстроту реакций, воспитывает коммуникабельность и умение взаимодействовать в команде [5]. Это один из самых доступных видов спорта для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, не имеющий противопоказаний к применению при различных заболеваниях. Кроме того, бадминтон был выбран как средство, позволяющее «в ходе технико-тактической подготовки» [1] совершенствовать координационные способности.

Экспериментальная методика состоит из двух частей: тестирующей и обучающей. Тестирующая часть предусматривает оценку уровня развития координационных способностей, выделенных методом экспертных оценок как «профессионально значимые для будущих бакалавров экономического профиля» [2]: - кинестетической способности к дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движения; - реагирующей способности;- способности к ритму;- способности к сохранению равновесия;- способности к пространственной ориентации до и после педагогического воздействия по разработанным нормативным критериям и дифференцировочным шкалам оценок. Обучающая часть методики предусматривает индивидуально-дифференцированный подход в выполнении специальных заданий, направленных на коррекцию и совершенствование наиболее отстающих видов координационных способностей. Соотношение использования средств ОФП и координационной тренировки на учебно-тренировочных занятиях было представлено как 50:50. Применение экспериментальной методики на основе использования бадминтона позволило улучшить проявление КС у студенток экспериментальной группы по следующим показателям:- способность к сохранению равновесия в среднем на 40,6 %;- реагирующей способности на 16,5 %;- кинестетических способностей на 29,9 %;- способности к ориентации в пространстве на 20,2 %;- ритмической способности на 15,1 % .

Использование бадминтона на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре с учётом уровня двигательной активности и величины отклонений в координационной сфере студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, позволяет комплексно развивать координационные способности, профессионально значимые для бакалавров экономического профиля.

Список литературы

1. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И.Ю.Горская, // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 7. – С.34-37.

2. Григорьева, С.А. Экспертная оценка координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля / С.А.Григорьева // Учёные записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2011. - № 5 (75). – С. 47-50.

3. Зарубина, О.А. Развитие профессиональной компетентности экономиста-менеджера в процессе повышения квалификации / автореф. дис. … канд. пед. наук // О.А.Зарубина. – Москва : - 2010. - 211 с.

4. Кабачков, В.А.Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодёжи / В.А.Кабачков, С.А.Полиевский, А.Э.Буров. – М. : Советский спорт, 2010. – 296 с.

5. Лепешкин, В.А. Бадминтон для всех / В.А.Лепешкин. – Ростов/н/Д : Феникс, 2007. – 109 с. – (Всё про sport).

6. Остроушко, С.В. Профессиональная направленность физического воспитания студентов финансово-экономических специальностей / дис. … канд. пед. наук // С.В.Остроушко. - Хабаровск, - 1999. - 156 с.

7. Парнюгина, Е.Р. Воспитание профессионально-важных физических качеств студентов в системе освоения специальностей финансово-экономического блока / автореф. дис. … канд. пед. наук // Е.Р. Парнюгина. - Тула: - 2004. - 165 с.

8. Селиверстова, О.В. Представления студентов и работодателей о смысле выбранной профессии будущего экономиста в процессе профессиональной социализации в вузе / О.В.Селиверстова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 1. - с.53-55.

9. Чистяков В.А. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов /В.А. Чистяков, Ким Джон Кил, Д.Н.Давиденко, В.И.Григорьев //Учёные записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2011. - № 1 (71). – С. 35-41.

Наши рекомендации