Развитие координационных способностей

Введение

Все дети разные. Одни буквально схватывают все на лету, другим нужно время, чтобы усвоить знания и научиться их применять. Зависит это от темперамента, социального окружения, уровня внимания к ребенку со стороны взрослых, условий и среды обучения и много другого.

Но иногда случается так, что отставание в развитии обусловлено не индивидуальными особенностями крохи, а болезнью, которая носит обобщенное название «нарушение интеллекта» или «умственная отсталость».

Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (Певзнер М.С., 1979; Лубовский В.И., 1989; и др.)

Психомоторное недоразвитие детей с легкой степенью умственной отсталости проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика (Шапкова Л.В., 2003).

Цель работы – определить особенности развития координационных способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Развитие координационных способностей

Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С.,1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999;и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).

Как мы знаем к координационным способностям относятся:

• ориентировка в пространстве;

• дифференцировка усилий, времени и пространства;

• расслабление;

• быстрота реагирования на изменяющиеся условия;

• статическое и динамическое равновесие;

• ритмичность движений;

• точность мелких движений кисти и пальцев.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения (Шапкова Л.В., 2003).

Развитие координационных способностей соответствует двигательному развитию ребёнка и складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики. Говоря о крупной (общей) моторике, мы имеем в виду способности сохранять равновесие и координировать движения тела. Мелкая моторика — совокупность движений мелких мышц тела. Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребёнка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно-координированные навыки, ребёнку необходимо освоить базовые двигательные навыки, закладывающие фундамент на будущее. Существует общепринятая последовательность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии. Последовательность формирования навыков крупной моторики, прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать своё тело и перерабатывать сенсорные ощущения. Во время занятий, направленных на двигательное развитие, рекомендуется использовать простые и доступные пониманию детей стихи, считалки, песенки, потешки. Это даёт хорошие результаты, поскольку позволяет внести в занятия эмоциональную ноту, дать детям почувствовать ритм происходящего и возможность следовать этому ритму (Хамитова Л.М.,2010).

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения по пересеченной местности, бег по песку, ходьба на лыжах.

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метод позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее. Для воспитания способности к реагированию следует применять:

а) свободный бег, дополнительный заданиями: на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе, стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

в) интенсивность движения, и ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;

г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

Для развития способности к равновесию полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты. Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие. Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий. Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

При развитии способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания. При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение. В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную. Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии. Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полукруг с разметкой) и так далее. Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях. При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе. Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:

1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро, 8 –медленно) и другие.

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги. Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям. Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности). Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой. В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения (Григорьев Д.В.,2000).

Необходимы упражнения на расслабление мышц ног, рук, лица, туловища, что позволяет снять мышечное и эмоциональное напряжение. Упражнения можно проводить сидя или лежа. Дети занимают удобные положения, расслабляют руки, ноги, туловище, лицо, дышат спокойно и ровно, закрывают глаза и «засыпают» - слушают спокойную музыку: звуки дождя, моря, ручейка, леса, пение птиц.

2. Методические приемы для развития координационных способностей, они делятся на две группы:

1. Изменение способа выполнения движения:

- направление движения - ведение с изменением направления;

- силовые движения;

- темп движения;

- объем движения;

- ритм движения;

- исходное и конечное положение;

- зеркальное выполнение движения.

2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:

- постоянно меняющееся условие;

- постоянные силовые упражнения;

- предварительная нагрузка;

- предварительные раздражители вестибулярного аппарата;

- дополнительное задание во время применения;

- комбинирование с другими упражнениями.

Эти приемы носят общий характер и применяются при развитии различных координационных способностей (Матвеев Л.П., 1991).

Заключение

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

Так как все в организме взаимосвязано, то физическое развитие стимулирует интеллектуальное. Развитие координационных способностей, невозможно без обучения базовым двигательным действиям, что дает возможность развиваться ребенку в целом. Развивается двигательная, психическая, сенсорно-перцептивная, познавательная сфера. Очень действенным средством здесь выходят подвижные игры, предметные и манипуляторные. Для детей с легкой степенью умственной отсталости такое всестороннее развитие в постоянном обучении дает возможность самореализоваться в жизни, чувствовать себя полноценным гражданином.

В работе приведены средства и методы развития координационной способности у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Список использованной литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.

2. Григорьев Д.В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития [Текст] /Д.В. Григорьев //Адаптивная физическая культура. 2000. - №3-4. – С. 39-41.

3. Евсеев, С.П. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры / С.П.Евсеев // Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П.Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2007 – С. 29 – 40.

4. «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию школьников с задержкой психического развития» под ред. Мастоковой Е.М.

5. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г. - 211с.

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, – 272 с.

7. Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре / Автор-составитель Л.М.Хамитова – Волгоград: ИТД «Корифей» - 96 с

8. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002, – 400 с.

9. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил.

Наши рекомендации