Этика как философская наука
В. В. Ягодин
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ
Учебное пособие
Екатеринбург
УрФУ
УДК 796.011.5(075.8)
ББК 75.14.05я73
Я-30
Рецензенты :
кафедра физической культуры Уральского государственного медицинского университета (зав. кафедрой, доцент, канд. пед. .наук А. Р. Хайрулин)
доцент, канд. филос. наук Е. И. Пургина (кафедра управления образовательными системами Института менеджмента и права Уральского государственного педагогического университета)
Научный редактор – доцент, канд. филос. наук З. В. Сенук
Ягодин В. В.
Я - 30 Основы спортивной этики: учебное пособие / В. В. Ягодин. – Екатеринбург : УРФУ, 2016. – 120 с.
ISBN
В учебном пособии раскрываются сущность относительно молодой науки – спортивной этики. Для этого с философских и педагогических позиций показаны такие понятия и социальные явления, как этика, мораль, нравственность, культура, спорт, спортивная культура, олимпизм, олимпийская культура, олимпийское движение, нравственное воспитание.
Предназначено для магистрантов института физической культуры. Рекомендовано специалистам, работающим в области физического воспитания и спорта.
Библиогр. :
УДК
796.011.59(075.8)
ББК 75.14.05я73
ISBN
©Уральский федеральный университет, 2016
© Ягодин В. В., 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..………………………………… 4
1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА.………………………………….5
1.1. Этика – наука о морали и нравственности……………………………..5
1.2. Краткая история этики………………………………………………….14
1.3. Мораль современного общества……………………….………………27
2. СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.………………………………...30
2.1. Функции современного спорта…………………………………………31
2.2. Спорт в жизни современного общества………………………………..38
2.3. Современные тенденции развития спорта……………………………..41
3. ПОНЯТИЕ О СПОРТИВНОЙ ЭТИКЕ………………..……………………48
3.1. Спортивная культура, олимпийская культура…….…………………..48
3.2. Что такое спортивная этика?....................................................................49
3.3. Этика профессионального спорта………………………………………54
3.4. Спортивное поведение…………………………………………………..57
4. «ФЭЙР ПЛЭЙ» – КВИНТЭССЕНЦИЯ СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ………...64
4.1. Современная трактовка………………………………………………….64
4.2. Кодекс «Фэйр плэй»……………………………………………………..66
4.3. Ответственные за «Фэйр плэй»…………………………………………68
5. ФАНАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ…………………………………………………73
5.1. Из истории зарождения фанатского движения...………………………75
5.2. Футбольные фанатские группировки в России………………………..77
6. СПОРТИВНАЯ ЭТИКА: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ……………….82
6.1. Понятие о нравственном воспитании…………………………………..82
6.2. Спортивное воспитание…………………………………………………88
6.3. Народная культура и спортивное воспитание………………………….99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………… …………………………………….........114
ВВЕДЕНИЕ
Nihil interest, ut et ipsa educationis finitimorum
(«Нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» – Сократ)
Данное пособие написано для будущих тренеров, которые должны быть не только настоящими профессионалами в определенном виде спорта, обладать знаниями из анатомии, физиологии, психологии, педагогики, на которых основана теория и методика спортивной тренировки. Прежде всего, они должны стать педагогами, наставниками, Учителями с большой буквы, для которых главным смыслом является не только и не столько подготовка спортсменов высокого уровня, чемпионов (это само собой подразумевается), сколько воспитание высоконравственных членов общества, патриотов своей страны, людей высокой общей и спортивной культуры.
Проблема спортивного воспитания исключительно важна в наше время, когда спорт высоких достижений все больше охватывают такие процессы, как профессионализация, коммерциализация, ранняя специализация. Эти явления, имеющие тенденции к росту в ХХI в., порождают допинговые скандалы, подкупы судей, договорные матчи как отражение коррупции в спорте, безобразное поведение футбольных фанатов, сломанные судьбы и подорванное здоровье юных спортсменов и т.д. Вместо благородного олимпийского девиза «Главное – не победа, а участие» достаточно часто можно наблюдать у спортсменов стремление победить любой ценой. Подобные тенденции идут вразрез с высокими гуманистическими целями олимпизма, нацеленного на гармоничное развитие человека и интегрирующего в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры. Еще Публилий Сир – римский поэт жестокой эпохи Цезаря и Августа – утверждал: «Nobilissime competition – elit in humanitate» («Самое благородное соревнование – соревнование в человечности»).
ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА
Quis incedendo in scientiis, sed tardus est secundum morem, quod vadit quam in ante
(«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед» – Аристотель)
Термин «этика» (греч. этос – «нрав, обычай») может использоваться в двух смыслах. Во-первых, – это система неписаных правил, норм, установок при взаимоотношении людей или определенных социальных групп. Такая этика несет практический смысл, она обусловливается самим фактом общественного опыта, поскольку в обыденной жизни решает задачи постоянного контроля и регулирования отношений между людьми в самых разнообразных ситуациях .
Вначале слово «этос» означало совместное жилище и правила, порождённые общинным проживанием. По мере развития общества смысл этого слова обогащается добавлением таких моральных категорий, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни, самопожертвование и т. д.
Нас прежде всего интересует второе значение термина, которое трактует этику как философскую науку, изучающую мораль и нравственность, а также человека как морального субъекта. Остановимся на этом более подробно.