Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
Под проектом (от лат. projectus — брошенный вперед) понимается замысел, план чего-либо.
Проектирование — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, а также деятельность по созданию прототипа. Условно можно сказать, что проектирование противоположно моделированию. Если модель отражает определенный прототип (реально существующие системы), то проект сам является прототипом — образом того, что в действительности еще не существует.
Проектирование — важное звено, связывающее психолого-педагогические науки и педагогическую практику. Как уже отмечалось, проект отличается высокой степенью конкретизации и предназначен для непосредственного внедрения в практику. Если метод моделирования дает ответы на вопросы о психолого-педагогических закономерностях, элементах и структурных связях образовательных систем, условиях осуществления педагогической деятельности и т.п., т.е. теоретическое знание, то метод проектирования позволяет получить нормативное знание — знание о том, какими должны быть объекты педагогической действительности.
Основой разработки проектов служат так называемые нормативные модели.Это может быть модель педагогических условий, необходимых для становления какого-либо качества, свойства, модель организации деятельности воспитанника. От нормативных моделей проект ‑
отличается большей степенью конкретизации, соотнесенностью не с отвлеченными, а с совершенно определенными условиями педагогической деятельности.
Метод проектирования первоначально применялся в строительстве и технике и представлял собой разработку проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления строительства какого-либо объекта, создания новых видов и образцов продукции промышленности. Порядок разработки проектов в этих отраслях технологизирован и строго регламентируется соответствующими нормативными документами.
В образовательной практике метод проектов был впервые разработан в 20-е гг. XX в. в США философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
В настоящее время метод проектирования широко применяется в социальных и гуманитарных науках, в том числе в психолого-педагогических исследованиях. Результатом проектирования в педагогическом исследованиичаще всего являются образовательная программа, инновационное образовательное учреждение.
Логика проектирования.
‑
Проектирование как часть исследовательской деятельности характеризуется общими закономерностями и специфическими чертами, которые отражаются в логике проектирования. Проектирование имеет следующие ЧЕТЫРЕ стадии.
1) Разработка общего проекта. На этой стадии определяются цели проекта, намечается его структура, разрабатываются его концептуальные основы, продумываются основные вопросы организации (где и кем будет реализовываться проект, какие психолого-педагогические условия и материальные ресурсы необходимы для его реализации, сколько времени необходимо для реализации проекта), способы взаимодействия в процессе реализации проекта, определяются критерии и показатели, по которым можно будет судить об эффективности, результативности и оптимальности проекта.
Так, при составлении образовательной программы нужно определить
- ее тип и соответствие образовательным стандартам, квалификационным характеристикам и т. п.;
- систему знаний, умений и навыков, которые приобретут обучающиеся в результате освоения этой программы;
- содержание программы и принципы деятельности педагога и учащихся по ее реализации;
- количество времени, которое потребуется на изучение каждого раздела;
- формы учебных занятий, а также типы заданий, которые будут выполняться на занятиях.
‑
2) Разработка рабочего проекта (конструирование). На этой стадии осуществляется уточнение и детализация общего проекта: определенным образом компонуется содержание обучения или воспитания, разрабатываются образовательные технологии, готовятся необходимые материалы и т.д. Результатом этой стадии является разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций в области обучения и воспитания, системы обучающих или воспитательных занятий и т.д., в которых и воплощается проект.
При разработке образовательных программ выделяются темы курса, определяется их содержание, готовятся задания к каждому занятию, составляется список литературы, которую можно рекомендовать учащимся, формулируются контрольные вопросы.
После завершения разработки образовательный проект проходит еще две стадии:
3) экспертизу (на этой стадии проект оценивается компетентными специалистами, которые дают заключение о возможности его внедрения в практику образования);
4) внедрение.
К использованию метода проектирования предъявляются следующие обязательные требования:
- концептуальность, т.е. непротиворечивость методологического итеоретического уровней и психолого-педагогического инструментария — как исследовательского, так и предлагаемого к внедрению в практику образования;
- наличие значимой в социальном, профессиональном, исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, имеющей ‑
комплексный характер и требующей привлечения разнообразной информации, средств, способностей;
- теоретическая и практическая значимость предполагаемых результатов — например, модернизация содержания образования в учебных заведениях определенного типа; подготовка серии научных (научно-методических, научно-популярных) публикаций по определенной психолого-педагогической тематике; план воспитательных мероприятий и пр.;
- самостоятельная деятельность исследователей (индивидуальная, парная, групповая);
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- корректное использование методов исследования.
Проектирование в психолого-педагогическом исследовании может использоваться не только как собственно исследовательский метод, но и как способ определения возможных траекторий развития образовательного учреждения, воспитанника, содержания образования и других феноменов. В этом случае предлагаются несколько вариантов проекта; впоследствии из их числа отбирается оптимальный для данных условий.
В психолого-педагогическом проектировании важную роль играют не только теоретические и эмпирические исследовательские методы, но и личностные и индивидуальные качества исследователя. Уровень выполнения проекта во многом зависит от того, насколько развиты у него воображение, интуиция, творческие способности.