Развитие зрительного воображения

НАЧАЛО ПУТИ К СЕБЕ

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности, выучить иностран­ный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься 1,5-2 часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите, что после занятий голова становится, све­жей, ясной, возникает ощущение, будто Вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект дос­тигается за счет уменьшения "мозговых шумов", т.е. беспорядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум.

Методика занятий - "игр" проста. Важно с большим интересом играть в предложенные игры. Осваивать методику можно так:

1. Идти по программе, строго выполняя все рекомендации.

2. Идти по программе, осваивая упражнение до минимального, с Вашей точки зрения, уровня. После этого в случае, если есть желание совершенствоваться далее, тестируйте себя и, исходя из данных теста, работайте над каждым разделом.

3. Начинайте занятия прямо с раздела "Запоминание иностранных слов", параллельно проходя курс по первому или второму варианту.

Учтите, что в рекламе мы называем приблизительный результат. Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимаю­щиеся показывают результат значительно выше. Чем чаще, продолжительнее, с большим же­ланием будут проходить занятия, тем выше результат.

Выполнение рекомендаций по переходу к следующему разделу желательно, но не обя­зательно. Важно, чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику (запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

Занимаясь по данной методике, Вы будете пробуждать способности, которые имеют дети от рождения, а потом утрачивают, и будете учиться пользоваться ими. Соответственно, чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

ВВЕДЕНИЕ

1. Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоян­ной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное за­бывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запомина­ния? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе есте­ственного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не сло­вами, а образами, т.е. продолжает их видеть, и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну, допустим, - скажут скептики, - хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида па­мяти - абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов слож­нейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти - мнемотехника?"

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: "Мысль изреченная есть ложь". Ка­ждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь это в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подоб­рать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо под­бирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. По­этому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо по­нять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучши­лась память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят все бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него осталось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек восприни­мает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, пе­реводимого не в малый круг знаний, выраженный малым запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые не­достающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

2. Что дает нам образная память?

Ни для кого не секрет, что любой разговор на бытовую тему может длиться беско­нечно. Любой научный - уже через 15 минут упирается в тупик усталого внимания. Поэтому первые ведутся где угодно, когда угодно, о чем угодно. Для других организуются специаль­ные семинары, симпозиумы, съезды. Определенный круг слов и понятий объединяется вокруг определенной сферы профессиональной деятельности - относительно замкнутой части реаль­ного мира. Для того чтобы подготовить детей к восприятию и занятиям, необходимо восста­новить разрушенное школой детское целостное, яркое, образное восприятие мира. Его подме­няют тусклыми, разжеванными до потери интереса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко именуемого "Педагогической программой подготовки к жизни". Личность по­давляется, она в рабстве бесполезного хлама, заполняющего память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребенка возникает интерес к какому-либо занятию: дет­ское восприятие возвращается.

Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык за­поминать все таким, как есть - в многообразии цветов, звуков, запахов других качеств. Вос­приняв что-то, он в правом полушарии составляет образ - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается, в другом - бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распа­дается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усечен­ную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов воспри­ятия отменяет принцип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это аде­кватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творче­ской. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье. Не тратишь время на зубрежку - оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавли­вает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее мето­дами, неуклонно совершенствуя и систему, и себя своей жизнью.

Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная - это 7±2 бит/сек на один образ, то образная - 60±5 бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом "да" или "нет". Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопро­сов в секунду, то образной 55-65.

Кроме того, запомним, что человек даже в окружении книг может творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память - это библиотечка минимум из 10-15 книг. Можно и больше. Это зависит от желания.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

В чем же принцип, суть методики? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.

Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться восприни­мать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и еще спо­собны наши дети.

Тестирование памяти

Для контроля необходимо периодически (раз в неделю) себя тестировать и сравни­вать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стиму­лом для дальнейших занятий.

Тест 1. Попросите, чтобы вам прочитали 20 слов с паузой в 10-15 сек.

Например, дом, кружка, лошадь, стол, дождь, машина, пароход, ручка, телевизор, кухня, земля, резинка, лыжи, скрепка, сова, самолет, дерево, балкон, море, свет, поворот.

Воспроизведите эти слова в том же порядке. В случае если слово выпало, - одна ошибка, стоит не на месте - 0.5 ошибки.

Тест 2. Аналогично, только вместо слов - цифры:

1, 4, 2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9, 18, 3, 26, 4, 0, 5, 4, 34, 9, 10.

Тест 3. Тестирование уровня яркости образов

Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

Оценку производить по следующей шкале:

Не вижу
Еле заметные черты, которые быстро исчезают
Чёрно-белый образ, но неустойчивый
Устойчивый черно - белый образ
Устойчивый цветной образ
Устойчивый цветной образ, видите с открытыми глазами
Можете изменить его цвет, форму и т.д.

Для перехода к следующему разделу занятий желательно иметь шестой уровень по данной шкале.

РАЗДЕЛ 1

Развитие зрительного воображения

Упражнение 1.1

Тренировка ритма внимания

В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувст­вовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пыта­ется "уйти", постарайтесь его вернуть.

Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове? Мысль есть энергия. Когда энергия не спокойна, а "носится" в хаосе, то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата. Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состоя­ние легкости и свободы.

Нужно начинать выполнять упражнение с 5-7 секунд, постепенно доводя до 10 минут. В сумме, в день, Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут. Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.). Упражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько хотите. Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда.

Упражнение 1.2

Запечатление - стирание

Найдите приятный Вам предмет, или безразличный. Смотрите на него неотрывно в те­чение 3-5 секунд, стараясь "сфотографировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течение 3-5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая, выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3-5 раз меняйте способ запечатления-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними со­стояния удивления и озаозарения. Это позволит очень быстро двигаться вперед. Занимайтесь це­лый день по несколько минут маленькими отрывками. Не назначайте себе твердого, конкрет­ного времени дня, не откладывайте удовольствие. Учтите, что попытка утвердить строгое время занятий, редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно зани­маться небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъ­ема.

Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и доводите до 50раз. Ваша задача - научиться по желанию "повторять" образ в воображении и "стирать" его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше пред­ложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тре­нинг.

Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении части тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувст­вуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем: в голове в момент выполне­ния упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна быть "пустой".

Упражнение 1.3

Запечатление - удержание

В течение трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голове смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела). Затем за­кройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной.

Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая образ с оригиналом. Не забы­вайте каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. С каж­дым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень.

Основные задачи упражнения: проработать (прочувствовать) все части тела, достигнув не менее чем четвертого уровня по шкале воображения. Когда Вы четко научились видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению.

В течение 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 гр. И смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале воображения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, пере­ходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами, переходите к от­дельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению.

Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте в воображении до мель­чайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

Упражнение 1.4

Остановись мгновение

В течение дня Вы имеете множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на картину перед глазами, и закройте их. Постарайтесь вос­становить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. По­старайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Трениру­ясь таким образом, по постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их вос­производить. Например: художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать со­стояние вдохновения.

Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". Причем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируй­тесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержа­ния снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение отдыха и све­жести в голове. Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, вы получите воз­можность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов", которые излишне перегружают Ваш мозг.

Упражнение 1.5

Мгновенное фото

Когда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.п., за­кройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течение 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда Вы закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое "мгновенное фото" и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись, некоторое время с закрытыми глазами, переходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, не­смотря на "фото", видеть (и отвернувшись) на любом фоне запоминаемую картину.

Упражнение 1.6

Живая фотография

Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберите прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас получилось "мгновенное фото", но Вы постарайтесь не останав­ливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда, продолжает дви­гаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 2-3 недели, Вы смо­жете оживить "картину" и постепенно уменьшить количество ошибок по сравнению с дейст­виями идущего.

Упражнение 1.7

Манипуляция "фотографией"

Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача усложняется. Сфотографиро­ванные предметы нужно по своему желанию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее определенном направлении. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

Упражнение 1.8

Фигуры

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру. Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество. Затем открываете глаза и выкладываете из запасенных ра­нее спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и пра­вильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминайте раз­ноцветные спички или палочки (количество, место расположения и цвет). Переходить к сле­дующему упражнению можно, в случае, если Вы свободно удерживаете в воображении не ме­нее десяти спичек.

Упражнение 1.9

Наши рекомендации