Глава 2 Основные принципы социальной педагогики
Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработкой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогического процесса.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
понятие и сущность принципов в социальной педагогике;
общая характеристика основных принципов социальной педа-
1 гогики и их требования — это:
§ 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
Слово «принцип» (от лат. рппаршт) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило — видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности.
Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило — это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.
Они подразделяются на:
• принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;
• принципы социальной педагогики как практики (принципы, обу
словливающие организацию и собственно социально-педагогическую
деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполне
ние которых способствует высокой организации и обеспечению эффек
тивности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще
всего отождествляют с принципами социальной педагогики;
• принципы образовательной деятельности по подготовке специа-
' листов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы.
/, Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке спе-
(|, циалистов высшей квалификации.
Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на
|* опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овла-дения профессией принять те рекомендации, которые должны стать
|, для него естественными в практической работе.
§ 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей, из которых выстраиваются соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам'относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический. '
А. Объектный фактор — это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.
Принцип, природосообразности. Человек — природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это оз-
начает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.
Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основные требования — это:
знать законы, и закономерности развития и воспитания человека ,
и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогичес
кую работу;
изучать и знать не только возрастные и половые индивидуаль
ные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности че
ловека — объекта социально-педагогической работы;
соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы
с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальны
ми возможностями;
в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особеннос
ти индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекцион-
но-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее опти
мальные условия индивидуального самосовершенствования;
— в процессе социально-педагогической работы учитывать не
только природосообразность развития и воспитания человека, но и
возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализу-
ется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального Подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы
С ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагности
ка, стремление социального педагога наиболее полно понять индиви
дуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт
специалиста, его способность при первой встрече максимально оце
нить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на ос
нове познаваемой индивидуальности;
предусматривать особенности начального этапа работы с чело
веком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к
Процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
учитывать состояние объекта и динамику его изменения в про
цессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом
.изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной 'деятельности;
— стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для че
ловека в процессе социально-педагогической работы с ним.
Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. Ьи-Йгапиз — человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество. Основные требования принципа:
— развитие и воспитание направляется в интересах человека и
• должно способствовать его самосовершенствованию;
— воспитание должно ставить человека в определенные условия,
, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям
и не допускают саморазрушения личности;
гуманизм не должен подменяться'-гиперопекой, вседозволен
ностью;
в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить призна
ние его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.
Б. Субъектный фактор — это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.
Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Казалось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда — сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, восприятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и другими факторами.
Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.
Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагоги-
ческим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением К делу, индивидуальным стилем невозможно.
Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:
— объект социально-педагогической деятельности, среда, решае-
п мые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способно-
|, го обеспечить результативность;
"Ч — в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настра-:|'.'Г'' ивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат; ш ' — в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться Ф прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его
|С заменить;
в педагогической деятельности важно оценивать особенности
индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и не
достатки, что является основой стимулирования самосовершенствова
ния педагога;
овладение педагогическим опытом другого лица предусматрива
ет необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени
его можно усвоить.
Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспе-
1 чивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и
' накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:
профессиональном отборе (в какой степени из претендента
, можно сформировать специалиста);
организации работы с молодым специалистом;
обеспечении прогнозируемого результата;
— повышении ответственности специалистов.
Профессиональная подготовленность определяется соответствующей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретных условиях и к определенному объекту.
Основные требования принципа:
— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогичес
кой деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта оп
ределяется субъект. На практике это требование далеко не всегда вы-
Б. Субъектный фактор — это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.
Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Каза
лось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда —
сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от
внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, вос
приятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и
другими факторами. !
Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.
Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагоги-
ческим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, индивидуальным стилем невозможно.
Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:
объект социально-педагогической деятельности, среда, решае
мые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способно
го обеспечить результативность;
в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настра
ивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться
прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его
заменить;
в педагогической деятельности важно оценивать особенности
индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и не
достатки, что является основой стимулирования самосовершенствова
ния педагога;
овладение педагогическим опытом другого лица предусматрива
ет необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени
его можно усвоить.
Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:
— профессиональном отборе (в какой степени из претендента
можно сформировать специалиста);
организации работы с молодым специалистом;
обеспечении прогнозируемого результата;
повышении ответственности специалистов.
Профессиональная подготовленность определяется соответствующей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретных условиях и к определенному объекту.
Основные требования принципа:
— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогичес
кой деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта оп
ределяется субъект. На практике это требование далеко не всегда вы-
ные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;
факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно
на растущего, впечатлительного, что требует более пристального вни
мания к ним в процессе профессиональной деятельности;
факторы среды нередко являются средством воспитания ребен
ка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать ха
рактер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе соци
ально-педагогической работы.
Г. Технологический фактор — это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.
Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них, ни какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к те.м или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Принцип (на примере одного из принципов социальной педагогики) и реализа-'Ния его требований в социальной работе.
2 Основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходи
мо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галагузова МА. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Соци-альная^абога^Ш ^^^ принщшы и функции социальной работы и социальной
Г, педагогики // Социальная работа. 1992. № 6.
3 Никитин В А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1У9Ь.
4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
Глава 3