Принципы социальной педагогики.

Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработкой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогического процесса.
Слово "принцип" (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило - видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности. Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило - это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.
Они подразделяются на:
• принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;
• принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;

• принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.
Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.
Идеи взаимоотношений между людьми в трудах древних философов.

За 40 тыс. лет своего существования человек достаточно многое узнал не только об окружающем мире, но и о себе. Сегодня человека изучают свыше 200 наук. Тем не менее и на пороге XXI в. он, как говорил Ф.М. Достоевский, остается тайной, которую надо разгадывать.

Мыслители каждой исторической эпохи, каждая философская школа стремились и стремятся разгадать тайну человека. И это стремление - не праздное любопытство. Знания о себе самом необходимы человеку для повседневной жизни, для того, чтобы быть Человеком.

Вся система знаний о человеке называется антропологией (antropos - человек, logos - учение). Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта "Что такое человек?", только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания.

Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как "Что собой представляет человек?", "Чем свой отличается от чужого?", "Зачем человек живет?", возникают вместе с появлением человеческой культуры.

Уже мыслители Древнего Востока делают попытки ответить на эти вопросы с философских позиций. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Поэтому для этого периода характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека - миру. Мир и человек рассматривались как творения богов.

Однако уже в первых письменных источниках Древнего Китая, в частности, в "Книге перемен" (III-II вв. до н.э.), в учении Конфуция осмысливаются специфические характеристики человека. Быть человеком, считал Конфуций, значит любить людей. Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ Поднебесной. Последователь Конфуция Мэн-цзы полагал, что человек от природы добр, а проявление зла - утрата им врожденных добрых качеств. Подчеркивая важность человекознания, Мэн-цзы утверждал, что лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо. Принципиальное отличие человека от животного Мэн-цзы видел в том, что человек соблюдает определенные нормы взаимоотношений между людьми.

Противник конфуцианства Мо-цзы полагал, что человек отличается от животного умением трудиться, а Лао-цзы и все представители школы даосов были убеждены, что главное в жизни человека - это недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао.

В Древней Индии проблема человека является не только ключевой, но и исходной для всей философии. Именно в учении о человеке появляются ее базовые понятия: "сансара" - переселение душ, или перевоплощение, "дхарма" - закон, обязательный для исполнения, "мокша" - избавление от страданий и перевоплощений, "карма" - предначертание, или судьба, и др. В "Упанишадах" (VI-III вв. до н.э.) отмечается, что высшая цель жизни - "мокша", т.е. освобождение от "сансары" путем аскетизма, отречения от всего земного, достижения нирваны. В "Мокша-дхарме" утверждалось, что человек есть сочетание тела, чувств и сознания. Они обособлены, но в деятельности соединяются друг с другом [1].

Таким образом, в древневосточной философии была заложена традиция включения человека в предмет философии, сделана попытка определить его специфические (преимущественно нравственные) признаки, отличающие человека от животного. В качестве социальной ориентации человека была сформулирована установка на его адаптацию (приспособление) к окружающей среде, на неукоснительное следование предначертанному ему свыше пути.

В древнегреческой философии, как и древневосточной, еще сохраняются сильные мифологические традиции. Этим во многом можно объяснить гилозоизм многих философов Древней Греции. При всем многообразии существовавших в античности точек зрения общими вопросами для философско-антропологической проблематики были вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека.

В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции. Так, Фалес считал, что люди произошли от рыб. Анаксимандр полагал, что человек произошел от животного, а животные возникли из влаги. Представитель римской философии Лукреций Кар утверждал, что человек не сотворен богом, а появился под воздействием солнечного тепла.

В вопросе о сущности человека в .античной философии доминировала космоцентрическая концепция. Ее суть была изложена еще Демокритом. Он считал, что человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной) [1]. Протагор, один из первых европейских философов, поставивших проблему человека в центр философского знания, утверждал, что "человек есть мера всех вещей" [2]. Тем самым он подчеркивал, что человек - главное действующее лицо бытия, что любые знания, любые ценности, законы и обычаи относительны и должны быть соизмеримы с человеком конкретного времени.

Платон сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (следовательно, и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие человека от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека:

"Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях" [1]. Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и людей. В силу того что душа человека бессмертна, а тело смертно, человек дуалистичен, считал Платон. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм человека - тело тянет его в животный мир, а душа - в божественный (в мир идей). Этот платоновской вывод имеет свое продолжение вплоть до сегодняшних дней.

Вершина античной философии - Аристотель впервые определил сущность человека через его социальные качества. В "Никомаховой этике" он отмечал, что "человек по природе существо общественное" [2], а в "Политике" писал, что человек - это политическое существо [3]. Значение такой характеристики огромно и сохраняется до сегодняшнего дня.

В античной философии предпринимались попытки обнаружить главное человеческое качество, отличающее человека от других живых существ. В решении этого вопроса среди мыслителей античности наблюдается относительное единодушие - большинство из них такое качество усматривали в разуме, способности мыслить. Некоторые философы к этому общему свойству добавляли и другие: Демокрит - подражание, коллективизм, взаимопомощь и развитую речь; Сократ - умеренность (знание, как обуздать страсть); храбрость (знание, как преодолевать опасности); справедливость (знание, как соблюдать божественные и человеческие законы). Платон главными качествами человека считал мужество и целомудрие ума, синтез разума и веры, Аристотель - речь, ибо только она позволяет воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость [4].

1 Платон. Диалоги. М., 1986. С. 433.

2 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63.

3 См.: Там же. С. 578.

4 См.: Там же. С. 379.

Итак, человек есть разумное, мыслящее и говорящее существо. Оно отлично от животного, соответственно и целевое предназначение этого существа иное. Над этой проблемой задумывались мыслители античности, но каждый из них вкладывал свое содержание в понимание предназначения и цели человека и человечества. Демокрит считал главным для человека достичь хорошего расположения духа, так называемой эвтюмии. Примерно на этой же точке зрения стоял

Эпикур, который полагал, что главная цель человека - наслаждение, понимаемое как отсутствие страданий души и тела, как достижение спокойствия духа, или "атараксии". В целом же Эпикур в качестве цели человека выдвинул свое кредо "проживи незаметно". Сократ предложил другой лозунг - "познай самого себя" и считал самопознание основной целью человека. Он полагал, что если человек знает, что есть добро, то не будет делать зло, поступать безнравственно, совершать беззаконие. Наконец, стоики полагали, что цель человека не наслаждение, а самосохранение, призывали жить сообразно с природой, покорно переносить невзгоды, ибо в мире все фатально предопределено.

Таким образом, в античности были намечены основные линии и параметры философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик - природность, разумность, социальность. Они рассматривались с разных позиций - натуралистической (Фалес), космоцентристской (Демокрит), логоцентристской (Сократ), социоцентристской (Аристотель), что обеспечило полноту и комплексность в дальнейшем развитии знаний о человеке.

Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. “В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-цзы (579—499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.” По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.

Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535—475 до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и враждывмире есть место и для гармонии, согласия:

Война — отец всех вещей, а мир — их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.

Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.

Противоречие — центральная категория диалектики — современного философского учения о всеобщих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт” который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одного из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный характер, мир находится в постоянном движении и развитии.

Таким образом, категория противоречия связана с изучением источника всякогодвижения, изменения и развития, который современная диалектика видит в сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.

Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба — одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса.

Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур (341—270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.

Личность, ее развитие и социальное воспитание.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СРЕДЫ

Понятие "личность". Формирование и становление личности, возрастные особенности, развитие задатков и способностей. Социализация личности, социальное воспитание. Самовоспитание личности.

Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

Понятие "личность" Личность - явление социальное. Она тесно связана со временем и выражает все, что есть в человеке исторического.

Качества личности - явление не врожденное, не передаются по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития.

Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.

Формирование личности - это процесс становления человеке в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

"Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: "На том стою и не могу иначе". Быть личностью - это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственные поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя"1.

Характерные черты личности Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля.

Индивидуальность - уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.

Разумность - способность ответственного предвидения результата действий, поступка.

Темперамент - психологическая индивидуальная способность человека. "Это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности"2. Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детской возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.

Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.

Активность - мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя - человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя - выполняет дело, не интересное для него.

Целеустремленность - способность достижения назначенной цели.

Направленность - тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

Воля - проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.

Развитие личности Каждая из этих черт равнозначна и равноценна. Развитие человека - результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие личности.

Оно определяет становление человека как индивидуального общественного существа. Маугли нельзя назвать личностью, он лишен речи, умения общаться, типичных человеческих качеств. Ученые считают этот процесс непознанным. Однако отечественные ученые занимаются этим процессом (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия).

На вопрос, почему различные люди достигают различного уровня развития, можно ответить, что это зависит от взаимодействия внутренних природных сил и внешних социальных условий. Внутренние - это физиологические и психологические данные человека, внешние - это среда.

Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы и среды.

Среда. Это глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, где живет ребенок. Это события в городе, в деревне, в семье. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных учреждений, клубов и центров1.

Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников.

Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой.

В зависимости от окружения развиваются его мировоззрение, его общественная сущность.

Наследственность и развитие Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Наследственность - это физические, биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления.

По наследству передаются задатки и способности человека. Другое дело - разовьются ли они в процессе становление его личности. Это зависит от условий жизни и воспитания. Но биологические различия у людей существует от рождения.

Между учеными идет спор о том, влияют ли врожденные способности на интеллектуальную деятельность, наследуются ли психические качества человека. Некоторые ученые утверждают, что нравственные качества обусловлены биологически, что жестокость, ложь, алчность даются природой. И человек за всю свою историю мало в чем изменился.

Медики признают, что наследственная психическая неуравновешенность, умственная недостаточность у детей алкоголиков влияют на интеллектуальное развитие личности. Но биологическое неравенство у людей от рождения существует2.

Именно в процессе деятельности - умственной и познавательной, общественной и спортивной, художественной и технической, ремесленной и геденической (получение удовольствия) - формируется личность.

Особенным видом деятельности является общение. И главное, не просто деятельность, а деятельность активная.

Социальному педагогу важно учитывать те исходные данные, которые влияют на формирование личности.

Формирование личности Прежде всего это физические и физиологические данные, наследственность, природные задатки и способности, генотип поведения. Также важны активность, особенности поведения, сила разума, эмоциональность, деятельность, творчество, стремления, мотивы и способности.

Среда и наследственность признаются как равно влияющие на формирование личности.

Важность среды социальному педагогу следует учитывать начиная с утробного возраста. Далее с взрослением ребенка рассматриваются его положение в семье, отношения с родственниками, религиозная, культурная, национальная и политическая среда.

Что для ребенка среда? На ребенка влияют семья, двор, улица, школа, телевизор.

Немаловажный фактор - улица. У родителей и воспитателей слово "улица" вызывает шок. Хотя в сутки на улице ребенок проводит всего несколько часов. Во дворе ребенок познает окружающий мир. Место, где он живет, определяет его кругозор. Современная система образования оттягивает вступление подростка в трудовую жизнь. Если в 20-е гг. треть шестнадцатилетних ребят работала, то сегодня все они учатся. А социальный опыт приобретают во дворе. Здесь широкий круг общения, здесь подросток самоутверждается: есть свои лидеры, "заводилы" и "душа компании". Во дворе возникают конфликты, во дворе они и тушатся. Подростки отвоевывают свой статус независимых от взрослых. Они не любят поучений и назиданий. Здесь происходит становление характера.

В формировании личности важно учитывать способность ребенка (подростка) к самореализации, самовоспитанию, самообразованию, способность к самоотдаче. Самоотдача - источник саморазвития личности. "Если сотрудничество и чувство ответственности создают основу личности, обеспечивающие органическое единство человека и общества, то самоотдача человека на благо людей совершенствует его личность"1.

Учитываются ли его возрастные и индивидуальные особенности в процессе познавательной деятельности, в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, поощряется ли его самостоятельность, как развивается уверенность в своих силах.

Возрастные особенности Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменский (1592- 1670).

Воспитание должно строиться по "ступеням возраста"1. После Я.А. Коменского педагоги по-разному обосновывали этапы развития личности, но все периодизации близки взглядам Коменского.

Рассмотрим устоявшуюся периодизацию возрастных особенностей развития личности, принятую в педагогике.

1. От рождения до 3 лет, младенческий возраст. Этот первый период жизни Пиаже назвал "сенсомоторной стадией", за время которого ребенок из беспомощного существа превращается в маленького человека. Он ходит, говорит, любит или не любит, веселый или боится, умеет жалеть и ревновать. Он познает мир семьи, впитывает впечатления, фантазирует, знает цвет, величину. Он накапливает факты, помнит звуки и запах, пытается проверить свои силы. К концу 3-го года он уже выражает свои желания словами, хотя речь его ограничена. В этом возрасте ребенок воспитывается в семье, и материнская любовь или нелюбовь, как и различные воздействия окружающих взрослых, определяют дальнейшее его развитие.

2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Дети овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения. Ребенок может сам рассказать сказку, предварительно все обдумав.

Ребенок подвижен, может мастерить, но работа не должна быть продолжительной. Он умеет держаться на людях, следует наставлениям. Его оценки увиденного сосредоточены на одном: "плохой мальчик" или "хороший".

3. От 6 до 10 лет, младший школьный возраст. В этом возрасте, оставив семью, ребенок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря.

Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьезное дело для семьи, знает школьный распорядок. Но освоив законы общежития, он пытается их нарушить. Но искренне раскаивается в своих проступках.

Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любит игры, ответственно относится к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.

4. От 10 до 13 лет, средний школьный возраст. Для ребенка в этом возрасте авторитет родителей уже ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей, легко сердится на братьев и сестер.

Отношения между мальчиками и девочками становятся натянутыми, они держатся отдельными группами, подвергая насмешкам взаимные симпатии. Телевидение, пропаганда секса особенно влияют на этот возраст. Мальчики пытаются создать представление о мужественности, девочки - о женственности. Мальчики собирают порнографические картинки, учатся ругаться, девочки пользуются косметикой.

Сейчас в школах для этих ребят вводится курс полового воспитания. Нужно ли? Так ли следует вторгаться в интимную часть жизни человека?

У школьника это вызывает тревожные эмоции.

5. От 13 до 16 лет, подростковый возраст. Это период между детством и зрелостью. У подростка стремительно меняется физиология, проявляются неловкость в движениях, эмоциональная неуравновешенность, повышенная рефлексия.

Они неудовлетворены собой, семьей, собственной внешностью. Им не нравится комната (они переклеивают ее нелепыми картинками). Они недовольны школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми, так как они "нас не понимают", не доверяют родителям, не признают их мнения.

Даже в тех семьях, где ребенок принимает мнение родителей, для него это период внутренних переживаний. Подросток открывает себя, познает себя в общении с окружающими.

В этот период открытий наступают и разочарования. Подросток старается доказать окружающим, что он личность и, что он или она достойны быть в коллективе. "Подхожу ли я?", "Нравлюсь ли я?" - он решает самостоятельно.

В современных условиях, когда рухнуло прежнее мировоззрение, когда все отрицают и разрушают, когда уничтожаются природа и культура, процветают преступность и насилие, подросток оказывается перед трудным выбором.

Он не видит идеала, кумира, утрачены идеалы старшего поколения, а преступность и насилие возводятся в идеал.

Нравственность современного подростка формируется в период обострения проблем двух поколений, несовместимости двух мировоззрений.

Существует и такая периодизация возрастного развития личности. Это:

• - младенчество - до 1 года,

• - раннее детство - до 3 лет,

• - дошкольной детство - от 3 до 7 лет,

• - школьное детство - от 6-7 до 10 лет,

• - отрочество - от 10 до 15 лет,

• - юность ранняя - 15-17 лет,

• - юность - 17-21 год,

• - молодость - 21-28 лет,

• - зрелость - 28-60 лет,

• - пожилой возраст - 60-75 лет,

• - старость - 75-90 лет,

• - долгожители - от 90 лет.

Школьный возраст делится на следующие периоды:

• младший школьник - I-IV классы,

• средние классы - V-VIII классы,

• старшеклассник - IX-XI классы.

Формирование личности в дошкольном возрасте происходит в процессе общения со взрослыми, в семье, в заботе взрослых о ребенке, в посильном полезном труде.

В школьном возрасте у ребенка существуют определенные особенности в общении. Интересны исследования особенностей общения школьников в разном школьном возрасте, проведенные А.В. Мудриком1.

В младшем школьном возрасте (I-IV классы, 7-9 лет) дети разделяются на тех, у кого круг общения дома и в школе, и на тех, у кого преобладает общение на улице.

В подростковом возрасте (IV-VII классы, 10-13 лет) сокращается круг вопросов к учителю и родителям. Возникают проблемы между девочками и мальчиками, общение преобладает в приятельских группах, большинство ребят ориентированы на общение на улице.

Юношеский возраст (VII-XI классы) разделяется на ребят VII-VIII классов и старшего юношеского возраста (IX-XI классы). В старшем юношеском возрасте наблюдается увлечение социальными проблемами, как в школе, так и вне, они становятся организаторами в учебных группах, обостряется потребность в доверительном,

исповедальном общении. Среди друзей оказываются чаще всего сверстники противоположного пола.

Рассматривая возрастную периодизацию развития личности, следует учитывать неравномерность развития человека. В более молодом возрасте быстрее происходит физическое развитие, в старшем - медленнее. Хотя физически младший школьник развивается неравномерно. В один период быстрее, в другой - медленнее. Неравномерно и непропорционально развиваются и отдельные части тела.

Следует обозначить и такое явление в развитии личности, как акселерация (ускорение). Это ускоренное физическое, психическое и социальное созревание.

Так, за 30 лет длина тела у юноши увеличилась на 13-15 см, а вес - на 10-12 кг по сравнению с юношами 50-х гг. Причины: темп жизни, улучшение качества питания, медицинского обслуживания, уход в детстве, радиация, уменьшение кислорода в атмосфере. Но в 80-е гг. во всем мире акселерация пошла на убыль1.

Социализация личности Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности - это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа.

Этот процесс происходит во время школьного учения, хотя оно не всегда удовлетворяет натуру ребенка. Кругозор ребенка постепенно расширяется еще в раннем детстве, когда малыш общается со взрослыми; в этот период начинается складываться его характер. Не найдя ответа на трудные вопросы жизни у взрослых, он сам ищет ответ в окружающей его среде.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Сложности в социализации личности проявляются у детей-инвалидов, у детей с физическими дефектами, слепых, глухих, у детей с задержкой психического развития.

Личность в социальной педагогике рассматривается с точки зрения ее социальных качеств. Но, представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о ее индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека, сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать, как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Важную роль в формировании личности играют современные средства массовой информации.

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Эти качества личности воспитываются в семье, в школе, но современные условия жизни делают человека (в городе, поселке) оторванным от соседей, родных и близких. Поэтому объединение в различные центры, клубы по интересам, кроме школы и других социально-педагогических учреждений, поможет в решении этой проблемы.

Многое в становлении личности может сделать социальный педагог. Выяснив задатки и способности ребенка, изучив семью и среду окружения, он создает условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребенком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в спорт, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого, социальный педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания.

Социальный педагог нередко сталкивается с избалованными детьми. Чаще всего это результат нетребовательности родителей, попустительства или навязывание ребенку своей воли, когда строгость родителей вызывает у него истерику, страх. Индийская мудрость призывает родителей относиться к своему ребенку как к чужому, что помогает сбросить пелену слепой родительской любви.

Учитывая возрастные особенности при формировании личности, социальному педагогу надо помнить о трудном, переходном возрасте подростка. Известно, что в этом возрасте ослабевает влияние семьи и усиливается влияние друзей, улицы, компании, средств массовой информации. В этом возрасте юноша подходит и к себе, и к взрослым, и к воспитателям с высокими моральными мерками. Он не принимает повелительного тона, окрика, высоко

ценит чувство собственного достоинства, силу убеждения. Этому возрасту

Наши рекомендации