Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; категориальный аппарат социальной педагогики (социализация, социальная педагогика, социально-педагогическая деятельность, профессиональная компетентность социального педагога, социальное воспитание, социальное обучение, социализация ребенка, семья, семья группы риска, социальная адаптация ребенка, дезадаптация, девиантное поведение, делинквентное поведение, криминальное поведение, безнадзорность, аномальные дети, одаренность, социальные нормы, безработица, опека и попечительство, сиротство усыновление, правонарушение, преступление, преступность действия, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая реабилитация, методика социально-педагогической деятельности, технология социально-педагогической деятельности и др.), ее назначение как науки, сущность, субъекты, цели, задачи, содержание, средства, уровни, функции и методологическую основу социальной педагогики, подходы в социальном воспитании - личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный;

уметь:

определять объект, предмет, цель и задачи социальной педагогики; выбирать методы социально-педагогического исследования, адекватные существу изучаемого предмета, проявляя современный уровень развития педагогической науки; осуществлять социально-педагогическую диагностику детей и подростков; оказывать социально-педагогическую помощь нуждающимся детям; формулировать и решать социально-педагогические задачи в работе с разными категориями детей; компетентно работать с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании как педагог-психолог, осуществляющий социальную работу в государственных и социальных службах, учреждениях и организациях социальной защиты, образования, здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм; приготовить презентацию в редакторе Power Point по выбору любой темы лекции;

владеть:

индивидуальными, групповыми, коллективными формами организации социально-педагогической деятельности; методами социально-педагогического исследования с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании; моделированием; современными научно обоснованными и наиболее адекватными приемами, методами и средствами обучения, воспитания и развития с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей; современными технологиями воспитания обучающихся по формированию у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального, личностно ориентированного, гуманистического, аксиологического, системного, холистического и др. подходов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Лабораторные занятия -
Самостоятельная работа
Общая трудоемкость

СЕМЕСТРЫ И ВИД ОТЧЕТНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
Экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Разделы, темы Лекции(кол-во час.) Практич. занятия(кол-во час.) Лаборат.занятия(кол-во час.) Самост. работа (кол-во час.)  
Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Социальная педагогика как отрасль современного научного знания. ­  
Личностный, возрастной, гендерный,дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. Методологическая основа социальной педагогики. ­  
Принципы социального воспитания. Реализация принципов социального воспитания ­  
Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.   1.Человек в процессе социализации 2.Разделы социальной педагогики ­  
Человек как объект, субъект и жертва социализации   1. Человек как объект, субъект, жертва социализации? 2.Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. ­  
Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. 1.Феномен понятия «воспитание» 2.Системы воспитания, оказывающие влияние на социализацию человека 3. Основные источники влияния макрофакторов на социализацию: страна, этнос, общество, государство 4. Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека: 5. Воспитание в контексте микрофакторов социализации ­  
Социализированность, воспитанность. Социализированность как самоизменение человека на протяжении его жизни. Феномен понятия «воспитанность». ­  
Социально–педагогическая виктимология   Виды и типы жертв неблагоприятных условия социализации ­  
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Социальное воспитание как целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации ­  
Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях   Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации ­  
Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях Содержание, формы и методы социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях ­  
Всего ­  

5.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел ГОС Лекции(название и № темы) (кол-во час.) Практические занятия (название и № темы) (кол-во час.) Лаборат. работы(название и № темы) (кол-во час.)
Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Социальная педагогика как отрасль современного научного знания   Социальная педагогика как наука Объект, предмет и сущность социальной педагогики. Благотворительность как основа зарождения социальной педагогики в истории России.        
Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании Методологическая основа социальной педагогики     Реализация личностного, возрастного, гендерного, дифференцированного, индивидуального подходов в социальном воспитании.    
Принципы социального воспитания   Реализация принципов социального воспитания   Опыт социального воспитания личности в коллективе.        
Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. 1. Человек в процессе социализации 2. Разделы социальной педагогики:   Факторы социального становления личности Социальный педагог: проблемы социальной деятельности.  
Человек как объект, субъект и жертва социализации 1. Человек как объект, субъект, жертва социализации? 2. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.   Профессиограмма социального педагога. Профессиональный портрет социального педагога (Видео-фильм). Этапы практической деятельности социального педагога.    
Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации.   1. Феномен понятия «воспитание» 2. Системы воспитания, оказывающие влияние на социализацию человека Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. 3. Основные источники влияния макрофакторов на социализацию: страна, этнос, общество, государство 4. Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека: регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения, город, малый город, поселок, муниципальная система социального воспитания 5. Воспитание в контексте микрофакторов социализации   Факторы социального становления личности в современном обществе. Семья как фактор развития детей и подростков. Роль информационных технологий в развитии детей и подростков. Зависимость детей от компьютера и ИНТЕРНЕТ. Методика работы социального педагога с семьей («лекция вдвоем», бинарная лекция – социальный педагог, учитель высш. квалиф. категории Т.П. Ялаева, школа №36) Влияние семьи на формирование личности ребенка (Видео-фильм).    
Социализированность, воспитанность.   Социализированность как самоизменение человека на протяжении его жизни. Феномен понятия «воспитанность». Социальная поддержка детей-сирот.      
Социально–педагогическая виктимология Виды и типы жертв неблагоприятных условия социализации   Особенности девиантного поведения у подростков и его профилактика (Видео-лекция).    
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Социальное воспитание как целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации   Психолого - педагогические особенности воспитания детей в приемных семьях (Видео-лекция). Психолого - педагогические особенности воспитания детей в детских домах. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения (Видео-лекция). Заочное путешествие в детский дом семейного типа г. Осинники (видео-лекция)    
Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации .   Особенности работы социального педагога с дезадаптированными детьми и подростками      
Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях   Содержание, формы и методы социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях     Профессиональное самоопределение дезадаптированных подростков как направление деятельности социального педагога. Методики диагностики обучающихся как средство их всестороннего психолого-педагогического изучения      
           

Содержание дисциплины (названия разделов и тем указываются в соответствии с п. 5.2. В таблице представляются последовательно содержание лекций, семинарских и лабораторных занятий)

№ п/п Тема и её содержание (кол-во час.)
1. Социальная педагогика как отрасль современного научного знания Ознакомление студентов с общими требованиями педагога при изучении дисциплины, с методикой балльно-рейтинговой оценки знаний, с содержанием самостоятельной работы, количеством кредитов для допуска к экзамену и др. 1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания и стадии социальной педагогики. 2. Объект, предмет и сущность социальной педагогики. 3. Назначение социальной педагогики как науки и развитие в современных условиях. 4. Актуальные проблемы социальной педагогики на современном этапе. 5. Активизация социальной политики в интересах семьи и детства в Российской Федерации. Введение института социальной педагогики и социальной работы.
2. Методологическая основа социальной педагогики Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании Остаточный срез знаний по предыдущей дисциплине «Теория обучения» (тестовые задания 5 вариантов по 30 вопросов).
Реализация принципов социального воспитания   Принципы воспитания как основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания. ­ принцип гуманистической направленности воспитания ­ принцип природосообразности воспитания ­ принцип вариативности социального воспитания ­ принцип центрации социального воспитания на развитии личности ­ принцип диалогичности социального воспитания ­ принцип незавершимости воспитания ­ принцип дополнительности в социальной педагогике
1. Человек в процессе социализации Субъекты (агенты) социальной педагогики. Факторы, агенты, средства, механизмы и уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов деятельности: социетальный, социально-средовой и индивидуальный. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная; прикладная; гуманистическая. 2. Разделы социальной педагогики: философия социального воспитания, социология социального воспитания, социально-педагогическая виктимология, теория социального воспитания, психология социального воспитания и др. Остаточный срез знаний по предыдущей дисциплине «Теория обучения» (тестовые задания 5 вариантов по 30 вопросов).
1. Человек как объект, субъект, жертва социализации? Человек как объект социализации. Человек как субъект социализации. Человек как жертва социализации. 2. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Самоизменение человека в процессе социализации.
1. Феномен понятия «воспитание» Содержательная характеристика воспитания (умственное, трудовое, физическое, правовое, нравственное, эстетическое, полоролевое, экономи­ческое и др.). Воспитание как социальный институт. Семейное, рели­гиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспи­тание - составные части социального института. Функции воспитания. 2. Системы воспитания, оказывающие влияние на социализацию человека Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. 3. Основные источники влияния макрофакторов на социализацию: страна, этнос, общество, государство 4. Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека: регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения, город, малый город, поселок, муниципальная система социального воспитания 5. Воспитание в контексте микрофакторов социализации Семья и семейное воспитание. Соседство. Воспитательные организации и социальное воспитание Функции воспитательных организаций в процессе социализации Контркультурные организации и диссоциальное воспитание Микросоциум.
Социализированность как самоизменение человека на протяжении его жизни. Феномен понятия «воспитанность». «Мобильный характер» социализированности. Воспитанность как критерий личности.
Виды и типы жертв неблагоприятных условия социализации Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условия социализации Коррекционное воспитание, адаптация. Социально-педагогическая виктимология.
Социальное воспитание как целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации Цели и задачи социального воспитания. Образование - средство трансляции культуры. Обучение - широкое взаимодействие между обу­чающими и обучающимися. Социальное обучение  целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности. Стимулирование самообразования. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной органи­зации.
Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации Взаимодействие как организация совместных действий индивидов, групп и организа­ций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу. Обучение межличностному взаимодействию. Организация группового взаимодействия. Организация межгруппового взаимодействия. Организация массового взаимодействия.
Содержание, формы и методы социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях Субкультура как совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи­нальных и реальных групп людей и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). 2. Перспективы развития социальной педагогики как науки и общественной практики. Итоговый срез знаний по дисциплине «Социальная педагогика» (тестовые задания 2 вариантов по 20 вопросов).
  Всего

Содержание дисциплины (названия разделов и тем указываются в соответствии с п. 5.2. В таблице представляются последовательно содержание лекций, семинарских и лабораторных занятий)

Наши рекомендации