II. Закрепление опорных знаний. На доске – два рисунка: Тома (друга твердых согласных) и Тима (друга мягких согласных)
● Игра «Твердый – мягкий».
На доске – два рисунка: Тома (друга твердых согласных) и Тима (друга мягких согласных). Класс разделен на две команды.
Учитель называет слова. Если слышится мягкий звук [б’], то встают друзья Тима, если твердый [б] – встают друзья Тома.
(Слова: белка, банан, бензин, болт, банка, бинт, барабан, бинокль, бочка, бабочка и т. д.)
● Игра «Доскажите словечко».
Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка).
А водитель спозаранку
Крутит круглую … (баранку).
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино).
1. На доске – предметные картинки с изображением пилы, топора, азбуки, пенала, бутылки, банки.
Дети должны соотнести картинки и слова, напечатав их под рисунками.
– Назовите слова, в которых встретилась буква Б б. (Банка, азбука, бутылка.)
– Определите, твердый или мягкий звук [б] в этих словах?
Физкультминутка
2. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
а) Рассматриваются и анализируются слоги-слияния па, ба.
Ба – слог-слияние твердого звонкого согласного звука [б] с гласным [а].
Па – слог-слияние твердого глухого согласного звука [п] с гласным [а].
Рассматриваются и анализируются слоги-слияния пи, би.
В слогах би и пи одинаковые гласные звуки и буквы, а согласные разные: в первом слоге – мягкий согласный звонкий, а во втором – мягкий согласный глухой.
б) Дети читают и сопоставляют слоги-слияния, с. 102. Дают характеристику слогам-слияниям.
в) Читают предложения под таблицей слогов.
– Подчеркните слова, в которых встречается буква б одной чертой, а с буквой п – двумя.
3. Разгадывание ребусов, с. 102.
– На рисунке столб, запятая справа показывает, что последнюю букву в слове надо исключить.
Ученик на магнитной доске выкладывает слово столб, убирает последнюю букву, получается слово стол.
– На рисунке белка, буква е зачеркнута, вместо нее надо поставить букву у.
Ученик выкладывает слово белка, букву е заменяет буквой у, получается слово булка.
4. Проговаривание скороговорки, с. 102.
Сначала дети за учителем хором проговаривают скороговорку, затем индивидуально (можно в виде конкурса).
Физкультминутка
▲ Чтение текста «Бобры», с. 103.
Вопросы:
– Где живут бобры?
– Кто они?
– Какие зубы у бобров?
– Что строят бобры? Из чего?
5. Составление слов из слогов. Печатание полученных слов на доске.
(Белка, клетка, булка, баранка.)
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Что нового узнали?
Урок 51. чтение слов с буквой Б
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [б], [б’], букве Б б; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока