Подгруппа по степени управления учением
Самостоятельная учебная работа — такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Она способствует формированию познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование, добывание новой информации в течение всей жизни.
Сюда относится самостоятельная работаучащихся с учебником, книгой, документом, компьютером. Функция этой работы состоит в обучении школьников умению извлекать и отбирать факты, делать собственные обобщения, выводы, давать объяснения, применять и излагать приобретенные знания. Методы самостоятельной работы с разнообразными источниками информации могут быть использованы при изучении любого предмета как непосредственно на уроке, так и в домашних условиях или в досуговои деятельности школьников, в тесной взаимосвязи с другими методами.
Преимущества данного метода:
— благодаря деятельности самих учащихся в полной мере
учитывается их стремление к действию;
— собственная деятельность позволяет учащимся сознатель
но принимать участие в достижении цели урока, что по
ложительно влияет на качество знаний и навыков;
— самостоятельная работа является для учащихся часто
очень интересной;
— процесс обучения становится живым и увлекательным;
— учитель может индивидуально подойти к отдельным уча
щимся;
—учитель получает возможность решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Дети учатся самостоятельно черпать из книг новые знания, тренируют свою память, развивают способность свободно говорить и письменно формулировать свои мысли, вести точные наблюдения и умение работать руками, учатся думать и действовать последовательно, упражняются в овладении различными навыками и приобретают при этом прочный запас знаний и умений;
— помогает ученикам овладеть умением подняться от усво
ения простого правила до продуманных оценок и идей.
Можно также сказать, что самостоятельная работа учащихся с учетом соответствующих факторов, от которых зависит ее применение, может с большим успехом использоваться во всех классах школы.
Рекомендации по организации самостоятельной работы:
• Ученик должен быть заинтересован в ее выполнении, что
поддерживается ясностью задачи и осознанием важности ее
решения.
• Учитель должен заранее подготовить необходимые для
самостоятельной работы материалы.
• Сложность задания должна предполагать возможность
выполнения ее всеми учащимися.
• Целесообразно давать дифференцированные работы, исходя
из успешности и подготовленности отдельных групп учащихся.
• Работа должна быть проверена, ошибки исправлены, а
результаты оценены.
На некоторых уроках может применяться индивидуальная работа с отдельными учащимися с учетом их интересов и возможностей.
Обучающий результат самостоятельной работы выражается в накоплении ребенком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект этого метода обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлеченных в работу формированием умений и навыков самостоятельного труда. Одновременно происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность. Посиль-
ное включение детей в самостоятельную работу полезно в любом возрасте, особенно в подростковом и юношеском. В диагностическом аспекте этот метод особенно информативен, поскольку с наибольшей полнотой и ясностью проявляет истинную картину усвоения детьми знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.