Подходы к управлению учением

Для однозначного понимания термина «подход» обратимся к работе М.М.Поташника, который проанализировал трактование этого понятия в научной литературе.

Подход рассматривается, во-первых, как с позиций исследуемого объекта (в нашем случае — управление учением), так и с точки зрения принципа, руководящего общей стратегией деятельности; во-вторых, как угол зрения, совокупность принципов, определяющих цель и содержание работы; в-третьих, как познавательное средство, метод, инструмент по­знания и способ преобразования действительности.

Такая многогранность характеристики данного понятия позволяет, на наш взгляд, выявить те подходы, которые способствуют оптимальному решению проблем управления учением.

Обратимся к характеристике основных подходов, которые обеспечи­вают управление учением школьников с ориентацией на гуманистиче­ские традиции. В настоящее время в науке все активнее делается ак­цент на процессный подход, для которого характерна серия непре­рывных взаимосвязанных действий, управленческих функций; такой под­ход соответствующе ориентирует и преподавателя.

Ситуационный подход рассматривает систему как открытую не­определенность, где требуется увязать приемы и теорию с конкретной ситуацией. Данный подход концентрируется на пригодности различ­ных методов управления, которые обусловливаются ситуацией. В педа­гогической деятельности существует такое обилие различных ситуаций, что эффективность метода управления должна определяться соответ­ствием данной ситуации.

Недостаток системного подхода состоит в том, что такой подход не выделяет основных компонентов, влияющих на качество управления. Он компенсируется ситуационным подходом, который, являясь логическим продолжением системного, позволяет выбрать наиболее эффективные приемы управления в конкретной ситуации. Он может выполнить по­лезную роль «скорой помощи» в «пожарной ситуации», позволяет быстро использовать благоприятные возможности для решения тех или иных задач, регулировать острые, быстротечные события, когда нет времени для долгих размышлений. Упоминаемый подход имеет и свои огра­ничения: результаты его находятся в зависимости от случайных внеш­них обстоятельств; действуя только на основе учета особенности дан­ной ситуации можно уклониться от прогностической деятельности, ко­торая требует знания и воздействия на внутренние характеристики лич­ности учащегося. Названные особенности ситуационного подхода к уп­равлению учением должны быть известны преподавателю для оптималь­ного выбора необходимых средств взаимодействия с учащимися.

Системно-кибернетический подход к управлению рассматривает­ся как целенаправленная информационно-управленческая деятельность с обязательным учетом фактора времени, уровней организации. Си­стемно-кибернетический подход к управлению учением ориентирует пре­подавателя на создание условий для максимального усвоения учебной информации за минимальное время. Для того чтобы была обеспечена необратимость развития личности каждого учащегося в учебной дея­тельности, необходимо определение количественного и качественного (смыслового) объема сведений, который может воспринять каждый уче­ник в определенный промежуток времени. Необходимо определение объе­ма учебного материала, который может дать педагог за это же время.

Дополняющим и углубляющим системно-кибернетический подход яв­ляется подход синергетический. Синергетика (от греч. synergetikos — совместный) как междисциплинарное направление научных исследова­ний возникло в 1970-е годы. Синергетика исследует весь комплекс яв­лений, специфичных для переходов сложных систем от неупорядочен­ного состояния к упорядоченному и обратно. Синергетика изучает сис­темы открытого типа - системы самоорганизующиеся, саморазвиваю­щиеся на основе постоянного и активного взаимодействия их с внеш­ней средой. Основу традиционного взгляда на мир составляют пред­ставления о мире, жестко связанном причинно-следственными связя­ми. Синергетика же учит видеть мир нетрадиционно, нелинейно.

Последователи синергетического подхода считают очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, надо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляе­мого развития. Синергетика, по мнению ее исследователей, демонстри­рует нам, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация.

Управляемая система выдает обратную информацию (обратную связь). Эта связь может быть отрицательной и положительной. Отрица­тельная обратная связь дает стабилизирующий эффект, так как застав­ляет систему вернуться к состоянию равновесия. Положительная об­ратная связь приводит к раскачке, к уходу системы из равновесия к неустойчивости. Системы в состоянии неустойчивости способны спонтанно организовать себя и развиваться. Авторы делают вывод, что управле­ние должно основываться на соединении вмешательства человека с сутью внутренних тенденций развивающихся систем. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности любой образовательной системы.

Данные характеристики убеждают нас в том, что использование си­нергетического подхода к управлению учением не только возможно, но и необходимо. Управление должно ориентироваться на те внутренние тенденции самоизменения, которые присущи учению. Разного рода по­мехи, случайности не должны обескураживать преподавателя, управля­ющего учением школьника. Более того, следует вводить в процесс «ка­тастрофы», чтобы вывести систему из равновесия и придать ей импульс к саморазвитию. Задачей преподавателя на первом этапе является обу­чение школьника самоуправлению учением до тех пор, пока ему не бу­дет присуща саморегуляция. В дальнейшем управление учением долж­но состоять в подталкивании, помощи, стимулировании самоуправления учением самим учащимся. Таким образом, синергетический подход по­зволяет учесть многие характеристики компонентов системы «учение» и строить управление на основе имеющихся и спрогнозированных уров­ней мотивации, обученности и обучаемости учащегося.

Коммуникационно-диалогический подход состоит в установле­нии взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равно­правных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых конечных результатов.

Управление на основе рефлексии предполагает преобразование иерархической зависимости, субординированной (подчиненной) пози­ции учащегося по отношению к позиции преподавателя в личностно-равноправные позиции.

Представленное описание различных подходов к управлению пере­численными не исчерпывается. Данные подходы считаются наиболее важными при осуществлении управления учением школьников, так как они теоретически обосновывают смысл управления учением. К тому же уяснение смысла управления учением преподавателями будет стиму­лировать их на анализ каждой управленческо-педагогической ситуации и поиск адекватных подходов к их разрешению.

Следует добавить, что помимо научных подходов на практике исполь­зуются и другие — ненаучные: интуитивный подход (управление на ос­нове чувства), эмпирический подход (путь проб и ошибок), подход с по­зиций здравого смысла (управление на основе опыта и формальной логики). Ненаучные подходы к управлению хорошо совмещаются с на­учными. Современная наука уходит от монизма, от веры в то, что с по­мощью какого-либо единственного метода можно «сотворить такую еди­ную модель, которая может все понять и объяснить происходящее в мире педагогики».

Владение совокупностью теоретических подходов предоставляет преподавателю, во-первых, право выбора подхода, отвечающего особен­ностям учащегося и его собственным, во-вторых, позволяет учителЮ| быстро сориентироваться в «калейдоскопе» педагогических ситуаций и принять оптимальное решение, в-третьих, разработать свой способ орга­низации взаимодействия с учащимся.

Наши рекомендации