Социальная защита воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении. Образовательные программы и учебные планы школы - интерната соответствуют обычным школам, а формы работы - детским домам. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. (Галагузова)
В домах ребенка живут и воспитываются дети с рождения до трех лет, затем подлежат
усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты.
Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой и др.
Социальные педагоги осуществляют комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в детском доме и школе - интернат. Рассмотрим их.
ü Определение социального статуса ребенка.
ü В документах социально-педагогической службы сосредоточены сведения о каждом ребенке с
момента его поступления в детский дом. Постоянная работа ведется с личными делами находящихся в детском доме детей: это личные дела выпускников, опекаемых, усыновленных детей, с которыми и после выхода из детского дома не теряется связь.
ü Получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);
ü Материальные вопросы (получение пенсий, пособий), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), контроль за выплатой алиментов родителями, розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников.
ü Устройство детей в семью.
Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)». Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение.
Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Проводится психологическая подготовка к встречам с будущими родителями, опекунами (попечителями), оказывается помощь, даются рекомендации по общению и воспитанию ребенка.
ü Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах.
Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах.
ü Занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о
профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.