Режим дня воспитанников школ-интернатов

Круглосуточное пребывание детей и подростков в учебно-воспитательном учреждении позволяет рационально организовать режим дня: выдержать установленную продолжительность учеб­ных занятий, правильно организовать трудовую и творческую дея­тельность, обеспечить четырехразовое питание, достаточную дли­тельность сна и активного отдыха на открытом воздухе, широко поставить физическое воспитание, повседневно прививать детям навыки личной и общественной гигиены.
Распорядок дня как в период учебных занятий, так и в кани­кулы строится для воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста с учетом их возрастных анатомо-физиологических особенностей.
Все воспитанники встают в 7 ч, выполняют гимнастику, при­нимают водные процедуры, убирают кровати, затем завтракают. В некоторых интернатах из-за отсутствия условий утренний туа­лет и завтрак невозможно проводить для всех воспитанников в одно время. Тогда целесообразно младших детей поднимать не в 7 ч утра, а в 7 ч 30 мин. В этих случаях гимнастика, утрен­ний туалет и завтрак будет проводиться в две смены и соответ­ственно позже будут начинаться учебные занятия.
В учебные занятия воспитанников I—IV классов следует вве­сти ежедневную (кроме дней, когда расписанием предусмотрен урок физической культуры) часовую динамическую паузу или спортивный час, как это предусмотрено в режиме школы продлен­ного дня. Эти занятия должны включать физические упражнения и подвижные игры, знакомые учащимся по предыдущим урокам физической культуры.
Воспитанники II—IV классов после третьего урока получают второй завтрак. Время после окончания уроков в классе и до обеда, а также после обеда и до начала самостоятельных учеб­ных занятий воспитанникам следует проводить на воздухе.
После вторых уроков в начальных классах и третьих уроков в старших классах можно организовать перерыв, после которого возобновить учебные занятия (пение, рисование, черчение, приго­товление уроков, работа в мастерских). Ежедневно не более 30 мин во вторых классах, 1 ч в III—VIII классах и 1,5—2 ч в старших классах в режиме дня воспитанников нужно предусмот­реть время для общественно полезного и бытового труда. Режим дня детей 6 лет —воспитанников первых классов строится так же, как в школах продленного дня.
Для занятий в различных кружках, спортивных секциях и свободных занятий воспитанникам II—VI классов необходимо пре­дусмотреть 1,5—2 ч, а VII—IX классов — 2—2,5 ч.
Свободное время воспитанники проводят сообразно своим ин­тересам и наклонностям: читают художественную литературу, ри­суют, играют на музыкальных инструментах и т. д.
Прием пищи устанавливается четырехразовый: утренний завт­рак, второй завтрак на большой перемене во время занятий, обед и ужин. По возможности организуется полдник в перерыве между самостоятельными учебными занятиями.
Для каждого возраста воспитанников соблюдаются установлен­ные нормативы ночного сна.
Дневной сон в 1 — 1,5 ч предусматривается обязательно для воспитанников первых классов и по заключению врача для от­дельных воспитанников II—IX классов.
В выходные и каникулярные дни воспитанники, остающиеся в школе-интернате, соблюдая в основном режим дня, больше вре­мени уделяют спортивным играм и развлечениям на открытом воздухе, посещают музеи, выставки и т. д.
В период летних каникул в режиме дня воспитанников всех возрастов увеличивается время на выполнение общественно по­лезной работы, а в режиме старших воспитанников — производи­тельного труда на производстве или в сельском хозяйстве, пре­дусматривается 1—1,5 ч для проведения оздоровительных меро­приятий.

§5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа

В санаторно-лесных школах и санаторных школах-интернатах принципы построения распорядка дня такие же, как и для прак­тически здоровых детей. Однако режим дня лечебно-воспитатель­ных и специальных учреждений (школ для слепых, глухонемых и т. д.) в своем построении отражает специфику этих учреж­дений.
В санаторно-лесных школах предусматривается пребывание детей не менее 5—6 ч на открытом воздухе, вводится обязатель­но дневной сон. Общая продолжительность учебных занятий со­кращается до 3—4 ч в день, длительность уроков доводится до 30 мин, перерывы между уроками удлиняются до 15—20 мин и обязательно проводятся на открытом воздухе. Устанавливается строгий режим питания.
В некоторых санаторно-лесных школах оборудованы веранды с местными лучистыми источниками тепла над партами. Учебные занятия при температуре до —10°С проводятся на таких веран­дах. Увеличение таким образом времени общего пребывания детей на воздухе в холодный период года до 8—9 ч в день оказы­вает благоприятное влияние на здоровье.
У детей, занимающихся на открытом воздухе, при прочих равных условиях жизни за одинаковый период пребывания в санаторно-лесной школе отмечается больший оздоровительный эф­фект, чем у детей, учебные занятия которых проводятся в по­мещении.
Укреплению здоровья детей в лечебно-воспитательных учреж­дениях способствует также проводимая под контролем медицин­ских работников система физического воспитания: организация физических упражнений, подвижных игр и закаливание.

Режим дня учащихся ПТУ

Продолжительность учебного дня учащихся профессионально-технических училищ 6 ч. Соотношение теоретических и практиче­ских занятий, так же как и режим дня, регламентируется спе­циальными положениями.
В каждом училище учебные занятия, производственное обуче­ние организуются применительно к местным условиям. Расписа­ние теоретических и практических занятий учащихся (в цехах предприятий, в учебных мастерских) строится с учетом конкрет­ных условий и возможностей. Обязательно предусматриваются перерывы для отдыха и приема пищи. Продолжительность каждо­го теоретического урока установлена в 50 мин, а перерывы меж­ду уроками — в 10 мин. Обеденный перерыв 40—60 мин.
Физиологически наиболее правильным является чередование теоретических и производственных занятий в течение дня, а не проведение в отдельные дни недели только теоретических или, наоборот, производственных занятий. При организации ежеднев­ных теоретических и производственных занятий первые должны предшествовать вторым.
Если производственное обучение проводится в отдельные дни, то начинаться оно должно не ранее 7 ч 30 мин (первая смена) и заканчиваться не позднее 19 ч 30 мин (для последней смены). Перерывы устраиваются каждый час работы (на первом году обучения) или 2—3 раза на протяжении всей работы (на втором году обучения). Частота и длительность перерывов определяются характером физической нагрузки, возможностью частого измене­ния положения тела, равномерностью нагрузки на различные груп­пы мышц тела, инструментарием, используемым для обработки деталей, силой раздражителей, воспринимаемых слуховым и зри­тельным анализаторами, и т. д.
Существенными для установления режима производственного обучения учащихся того или иного профессионально-технического училища являются санитарные условия, в которых проходит это обучение. Обязательно учитываются такие сильнодействующие раздражители, как шум (длительность, постоянство, интенсив­ность), вибрация, а также загрязнение воздуха производственного помещения пылью, повышенная температура воздуха, действие лучистой энергии и т. д. Поэтому при разработке режима произ­водственного обучения учащихся каждого конкретного профессио­нально-технического училища следует руководствоваться законо­дательными положениями, требованиями по охране труда.
Занятость подростков во время профессиональной подготовки должна составлять 70—75% общей длительности всего рабочего дня. Нежелательно снижение плотности рабочего времени до 60% или повышение до 80% рабочего времени.
Досуг и быт учащихся в неучебное время определяются при­менительно к установленному распорядку теоретического и про­изводственного обучения. Ежедневно учащемуся предоставляется возможность провести не менее 2 ч на воздухе в сочетании с за­нятиями спортом — это большой оздоровительный фактор в режи­ме дня учащихся. Доля педагогически организованного свободно­го времени учащихся существенно увеличивается вовлечением их в спортсекции, кружки и клубы по интересам в училище или в культпросветучреждениях и ДСО. Широко привлекают уча­щихся к работе в творческих объединениях по интересам, к уча­стию в организации соревнований, вечеров, концертов, выставок и т. п.
Режим профессионально-технического училища, независимо от специфики теоретического и производственного обучения, обяза­тельно предусматривает четырехразовое питание учащихся и не менее чем 8,5 ч сна для подростков 15—16 лет и 8 ч для 17— 18-летних учащихся.
Всякого рода ночные работы для учащихся запрещены зако­нодательством.
Правильная организация режима дня учащихся ПТУ имеет огромное значение в профилактике травматизма и заболеваемо­сти. Обязательны в режиме дня утренняя гимнастика и закали­вающие процедуры.

Наши рекомендации