Общие понятие о методах и приемах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.
Методы обучения –способы взаимодействия учителя и ученика с целью достижения образовательной задачи.
Классификация – объединение или разделение группы объектов по какому-либо признаку или основанию.
Единой классификации на сегодняшний день не существует, т.к. разные авторы используют для объединения методов разные признаки.
Наиболее ранней классификацией является классификация по источнику получения знаний.
Авторы: Покровский, Развилин.
А) Словесные методы
Источники: устное/печатное слово.
9. Рассказ
10. Беседа
11. Диспут
12. Объяснение
Б)Наглядные методы
Источники: наблюдаемый объект / явление, наглядное пособие
7. Иллюстрация
8. Демонстрация
9. Наблюдение
В) Практические методы:
Источник: действие
7. Упражнение
8. Лабораторная работа
9. Практическая работа
Классификация по характеру познавательной деятельности:
Авторы:Лернер, Скаткин
1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстрационный)
2. Репродуктивные
3. Проблемного изложения материала
4. Эврестический (частично-поисковый)
5. Исследовательский
Классификация на основе целостного подхода к процессу обучения:
Автор: Бабанский
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
А) словесные
Б)наглядные
В) практические
Г)логические
Д)гностические
2. методы стимулирования и мотивации
3. методы контроля и самоконтроля
Классификация на основе дидактической цели:
Авторы: Данилов, Есипов
1. Методы приобретения новых знаний
2. Методы формирования умений и навыков
3. Методы применения знаний
4. Методы проверки закрепления ЗУН
23. Характеристика методов организации деятельности и опыта поведения: упражнение. Приучение, поручение, требование.
Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение.
Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.
Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и Достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью.
Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.
Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие.
Использовать игры целесообразно в тех случаях,1) цели деятельности недостаточно привлекательны для воспитанников;
2) процесс достижения цели скучный, однообразный и сопряжен с неприятными ощущениями.
Поручения.С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для
подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить не обходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Причем не нужно в деталях как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.
28.Понятие системы образования: образовательные программы, образовательные учреждения, органы управления.