Общие понятие о методах и приемах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

Методы обучения –способы взаимодействия учителя и ученика с целью достижения образовательной задачи.

Классификация – объединение или разделение группы объектов по какому-либо признаку или основанию.

Единой классификации на сегодняшний день не существует, т.к. разные авторы используют для объединения методов разные признаки.

Наиболее ранней классификацией является классификация по источнику получения знаний.

Авторы: Покровский, Развилин.

А) Словесные методы

Источники: устное/печатное слово.

9. Рассказ

10. Беседа

11. Диспут

12. Объяснение

Б)Наглядные методы

Источники: наблюдаемый объект / явление, наглядное пособие

7. Иллюстрация

8. Демонстрация

9. Наблюдение

В) Практические методы:

Источник: действие

7. Упражнение

8. Лабораторная работа

9. Практическая работа

Классификация по характеру познавательной деятельности:

Авторы:Лернер, Скаткин

1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстрационный)

2. Репродуктивные

3. Проблемного изложения материала

4. Эврестический (частично-поисковый)

5. Исследовательский

Классификация на основе целостного подхода к процессу обучения:

Автор: Бабанский

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

А) словесные

Б)наглядные

В) практические

Г)логические

Д)гностические

2. методы стимулирования и мотивации

3. методы контроля и самоконтроля

Классификация на основе дидактической цели:

Авторы: Данилов, Есипов

1. Методы приобретения новых знаний

2. Методы формирования умений и навыков

3. Методы применения знаний

4. Методы проверки закрепления ЗУН

23. Характеристика методов организации деятельности и опыта поведения: упражнение. Приучение, поручение, требование.

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ре­бенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обу­чить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуоз­ное исполнение.

Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.
Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступ­ности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повто­рений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и Достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уро­вень развития качеств, формируемых с их помощью.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недо­вольство. На жестком приучении основываются все казармен­ные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Ус­ловия правильного применения приучения следующие.

Исполь­зовать игры целесообразно в тех случаях,1) цели дея­тельности недостаточно привлекательны для воспитанников;

2) процесс достижения цели скучный, однообразный и сопря­жен с неприятными ощущениями.

Поручения.С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для

подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить не обходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Причем не нужно в деталях как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

28.Понятие системы образования: образовательные программы, образовательные учреждения, органы управления.

Наши рекомендации