Социальная технология проектирования. 1 страница

Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части:

а) определение исследовательского прогноза;

б) определение нормативного прогноза;

в) верификация и корректировка прогнозов в соответствии
с целями и задачами, ресурсами и сроками.

Исследовательский прогноз характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

7. Нормативный прогноз — это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.

На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование — один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный аз будущих объектов.

8. Конструкт — это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, — конструкт социальной системы.

9. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выкается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

25

Социальное проектирование

Неопределенность и многофакторность в «возможных мирах» социального проектирования

Даже самый точный прогноз возможных вариантов соци­ального будущего не дает абсолютно точной и полной карти­ны. И в принципе дать не может прежде всего по той причи­не, что невозможно однозначно сформулировать суммарный эффект взаимодействия разных векторов различных соци­альных сил и социальных процессов. Возникает так называе­мый эффект «черного ящик i», когда имеется комплекс при­чин с множеством непредсказуемых результатов и следствий. Даже самая точная методика проектирования не дает полно­го объяснения феномена «черного ящика»: причины тех или иных социальных процессов могут быть не тол! ко скрыты, но и не осмыслены субъектом социального проектирования или осмыслены таким образом, что не дает возможности законо­мерным образом вывести из них все возможные следствия. Применительно к феномену многофакторного действия и сум­марному эффекту взаимодействия прогнозируемые следствия дают новый феномен «черного ящика», который вкупе с предыдущим формирует феномен так называемого «парникового эффекта» — умножения погрешностей за счет сложения степеней неопределенности. И поскольку сложение степеней неопределенности характеризует один уровень непредсказуемости следствий из данных причин, то умножение степеней неопределенности поднимает на порядок выше непрогнозируемость результата. Это означает, что «черный ящик» скрытых или неосмысленных должным образом причин начинает генери­ровать их в автоматическом режиме за счет умножения сте­пеней неопределенности. Возникают многофакторные эффекты взаимодействия и противодействия социальных мотивов, их слияние и борьба, синтез, дифференциация, количественное накопление и возникновение качественно новых. Это то, что «повышает температуру парникового эффекта» в системе «черных ящиков» результатов социального проектирования.

Социометрия социального прогноза

Многофакторность социальных процессов делает важным принципом проектирования и прогнозирования то, что соци-

Часть 1. Социальное проектирование...

альный прогноз, основывающийся на социометрии (количественном усреднении показателей и формировании представлений о некоторых общих векторах направленности социальных процессов), есть в лучшем случае их поверхностное описание и измерение. Социальный процесс, если и поддается измерений^количество участников, количественные показатели ресурсов, статистика и т. п.) и описанию, то это вряд ли может претендовать на объяснение, прогнозирование и тем более управление этим процессом

Объяснить сущность социального процесса, в том числе и диагностировать его динамику, т. е. сделать вариативные предсказания о фазах его развития, это прежде всего провести аналитическую работу по исследованию всех его составляющих, по анализу того, что причиняет те или иные социальные действия или социальные метаморфозы и синтезировать по- лученные результаты в динамических моделях социальных процессов. Являясь вариативными, модели развития социальных процессов должны содержать в себе системы тестов-идентификаторов, по соответствии с которыми с той или иной степенью определенности можно судить о той или иной ветви развития социального процесса.

Вариативная дополнительность в социальных процессах

В социальных процессах, участниками которых являются оллективные субъекты, развитие осуществляется не путем реализации одной из альтернатив (либо А, либо В), а путем вариативной дополнительности. Образно говоря, социальный процесс развивается не по одной из двух или более ветвей, а по всем ветвям сразу. Но одна ветвь актуализируется как реальный процесс, остальные же остаются возможными путями его развития. Этот процесс напоминает растущее дерево социальных событий, которое растет не только всеми ветвями сразу, но, можно сказать, и своей корневой системой токе. Корневой системой дерева социальных событий являются предыдущие социальные события, историческая переменная социального процесса. И в зависимости от того, по какому пути развития пошел социальный процесс, меняются практическое и теоретическое осмысление и оценка предше-



26

27

Социальное проектирование

ствующих социальных событий. Значит, эти исторически пред­шествующие события так же изменяются и растут вместе со всем деревом социальных событий. И не учитывать этого при проектировании какого-либо социального процесса нельзя, как, впрочем, невозможно и учесть полностью.

Каким образом можно спроектировать и объяснить то, что реализуются сразу все (в том числе и принципиально нереализуемые) возможности развития социального процесса? Наверное, так же, как и объяснить то, что уже реализованное (в том числе исторически) и, казалось бы, безвозвратно ушедшее, внезапно оказывается влияющим не только на настоящее но и на будущее. В этом плане, вероятно, права поговорка о том, что стреляющему в прошлое из пистолета, будущее отвечает пушечным залпом.

Размышления, приведенные выше, должны показать, что социальное проектирование не представляет собой только механический просчет, количественный анализ и статисти- ческие выкладки. Это нечто большее, и осмысление процесса должно иметь в виду противоречивость этого вида практической и познавательной деятельности. Многофакторность социального развития, повышение степеней неопределенности и турбулентности процессов социальной динамики говорят о том, что даже самые простые социальные процессы невозможно описать конечным числом понятий, формул или чисел. То, что процессы с большим количеством разнокачественных производных невозможно систематически описать конечным числом информационных единиц, не является утверждением о том, что к этому не нужно стремиться. Речь идет не о непознаваемости динамики социальных процессов, а о том, что их познание относительно, релятивно.

Информационное взаимодействие социальных субъектов и новый тип социальной реальности

Информационное взаимодействие социальных субъектов создает новый тип социальной реальности и требует новых методов и новых познавательных парадигм. В этой области оказываются применимыми фундаментальные научные результаты, например, принципы кибернетики Винера, теория

Часть 1. Социальное проектирование...

информации Шеннона и др. Социальное проектирование вступает здесь в новую область знания — в социальную когнито-логию, объединив прикладную социологию и фундаментальную социальную философию, что позволяет ввести как операциональное понятие — понятие информационного ресурса. Это понятие является одним из основных при релятивной оценке метаморфоз динамики социального процесса, его оптимизации, рационализации, гармонизации, праксеологизации и других параметров, что дает новое наполнение понятию социального управления, или социального менеджмента.

Методология возможных миров в социальном проектировании

В основе систематики конкретных методов социальной ког-нитологии и социального проектирования лежит фундаментальная социально-философская методология. И главное понятие, как бы это ни показалось странным, восходит к Иммануилу Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел понятие, которое еще не оценено должным образом социальными науками. Это понятие множества возможных миров. По Канту, возможный мир — это мир, который может быть или мог быть. По отношению к миру существующему, актуальному, он такая же реальность, но реальность не реализованная. Однако кто может доказать, что эта реальность не будет реализована, если сложатся соответствующие условия? Выше мы уже говорили о дереве социальных событий. Реализованная реальность — это актуальный мир, нереализованные реальности — возможные миры социального процесса. Как уже отмечалось выше, все ветви этого дерева растут одновременно. К примеру, реализуя реформирование нашего общества, мы, все вместе взятые, находимся на одной ветви, которая, актуализируясь, символизирует собою наши сегодняшние реалии. Но это не означает, что рядом не произрастают другие ветви (возможные миры) общественного развития. И где гарантия, что на каком-то этапе общество «не перескочит» на одну из возможных ветвей, которую, если проектировать только один мир социальных событий, мы не смогли даже осмыслить.



28

29

Социальное проектирование

Социальный процесс как дерево социальных событий про­израстает сразу всеми ветвями. Задача социального проекти­рования не только сделать просчет какой-то одной ветви, но сформулировать и обосновать модели всех альтернативных ветвей, выбрать точки-идентификаторы, по которым можно отслеживать, по какому пути движется данный процесс, дать характеристики диагностики данного процесса, выработать средства оценки получаемых результатов, осмыслить этап-ность точек сочленения, расхождения, ветвления. Показать, наконец, какими операциональными способами возможна свое­образная «акупунктура» социальной диагностики. Все это в принципе осуществимо, если множество социальных версий трактовать не как отдельные альтернативы динамики соци­ального процесса, а как множество возможных социальных миров. Социальное проектирование этого уровня связано с вы­работкой специального концептуального аппарата — аппара­та реконструкции операционального вмешательства, социаль­ного предпочтения, социального решения, социального выбо­ра, моделирования социодрам и социальных сценариев, выработки социальных технологии проектирования.

1.2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Социальное проектирование — одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действи­тельности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осу­ществления.

Социальное проектирование является теорией, но теорией особого рода: она включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, принципы и закономерности, моде­ли и методы, но и методики практической реализации соци­альных проектов. Можно сказать, что это — практическая теория социальных изменений, или теоретическая практика социальных преобразований.

Часть 1. Социальное проектирование...

Основные предпосылки социального проектирования

Всякое социальное действие, а социальное проектирование есть модель социального действия и практическая реализация этого действия, должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым и социально значимым. Необходимо выделять следующие предпосылки социального проектирования:

1.Общественная потребность в целенаправленном изменении и развитии тех или иных социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений.

2. Социальная необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направленности в область удовлетворения социальных потребностей.

3. Потребность в реализации социального творчества.

4. Социальная необходимость в планомерном, предсказуемом, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов.

5. Потребность в создании динамичных социальных систем, которые характеризуются сбалансированностью отношений внутри самой системы и гармонизацией отношении с другими системами.

6. Ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, ее эффективности, рациональности.

7. Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов.

8. Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, уровня социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности.

Наряду с данными предпосылками, которые можно назвать факторами социальной детерминации социального проектирования, нужно выделять и такие предпосылки, которые выступают внутренними детерминантами данного процесса. В числе этих детерминант предпосылки, которые можно вычленить в самом процессе социального проектирования, как форме теоретической и практически созидательной деятельности. К ним можно отнести следующие:

1. Многофакторность, вариативность социальных процессов и, как следствие зтого, противоречивость, неупорядочен-



30

31

Социальное проектирование

ность подходов к разработке конкретных социальных процессов.

2. Принципиальная невозможность в рамках сколь бы то ни было развитой теории полностью реконструировать сложный социальный процесс и систематически прогнозировать во всех конкретных проявлениях его развитие.

3. Развитие и усложнение социальных отношений и развитие самой теории и практики социального проектирования,
ее места и значения в общественной жизни.

4. Возрастание потребности создания единой теории социального проектирования, обобщающей эмпирический опыт и теоретические разработки в этой области.

5. Развитие комплекса социальных и гуманитарных наук, являющихся основой теории социального проектирования.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как" важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений исходя из имеющихся интеллектуальных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Такая задача существенно изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях. Можно выделить еще одно отличие, которое заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь оп-

Часть 1. Социальное проектирование...

ределенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Социальное конструирование

Выделяя особую значимость, это го процесса, порою употребляется термин «социальное конструирование». Конструктивная деятельность — это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами.

Социальная инженерия

Социальное проектирование существенно отличается от используемого термина «социальная инженерия», которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта исходя из закономерностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.

Таким образом, социальное проектирование выступает как специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов, отношений и явлений, с целенаправленным формированием социальных институтов и направленным развитием социальных систем.

Методология социального проектирования

Перечисленные выше предпосылки социального проектирования во многом характеризуют методологическую ситуацию в этой области. Она характеризуется тем, что вызрела необходимость создания единой общей теории социального проектирования, которая основывается на конкретных методах социальных, гуманитарных и точных наук. Это и характеризует методологию социального проектирования как учение о сис-



32

33

Социальное проектирование

теме конкретных методов, применяемых в изучении социальных процессов, в моделировании, конструировании, планировании, прогнозировании, т. е. в социальном проектировании.

Проектирование должно быть стихийным перебором вариантов и схем будущего целенаправленного социального преобразования. При всем многообразии форм и видов социального действия существуют специальные общие требования, которые необходимы для анализа предпосылок социального проекта, подготовки, разработки и реализации проекта. Эти требования прежде всего должны ориентировать на достижение общего конечного результата таким образом, чтобы в частных и конкретных позициях и тактических сценариях и оперативных планах не были упущены стратегические, главные, сущностные задачи.

Социальное проектирование должно учитывать и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. Это так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, что вызвало несоответствие в решении поставленных задач: то ли это обусловлено объективными обстоятельствами, то ли просчетами в ходе эксперимента.

Для методологии социального проектирования большое значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, социальные процессы и явления. Соответственно этому объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям.

В качестве одной из таких возможных классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию определенных функций общественного организма — в области экономики, социально-политической и духовной жизни общества. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для обслуживания не только отдель-

Часть 1. Социальное проектирование...

ных, частных, конкретных аспектов общественных отношений, а имеет своей основной целью комплексное представление о системе социальных взаимоотношений. Только при комплексном, системном, едином подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Это является основанием того, что социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом. Это можно рассматривать как общий методологический принцип социального проектирования.

Предмет и объект социального проектирования

Любая теория, в том числе и теория социального проектирования, является системой знаний и включает в себя характеристику объекта и предмета проектирования.

Объект социального проектирования может рассматриваться как сложное и противоречивое целое и характеризуется следующим образом:

во-первых, это простое социальное образование, рассматриваемое со стороны своих свойств и качеств, атрибутов и функций;

во-вторых, это сложное социальное образование или система относительно простых социальных объектов, их совокупность в виде множества элементов, которые могут рас-сматриваться как однородные или разнородные, координированные или субординированные, объединенные в органическую целостность или необъединенные в такую целостность, отве-чающие требованиям динамики или статики;

в-третьих, это сеть (система) сложных социальных образований..

Подобная характеристика объекта применительно к социальному проектированию ориентирует на выбор тех или иных методов: описательных, регистрирующих, квалифицирующих,



34

35

экземплярных, интегрирующих, количественных, качественных, аналитических, синтетических и т. п.

Объект социального проектирования может быть идеальным и реальным. Реальный объект, как правило, дан в его эмпирических характеристиках, в данных опыта и наблюдения, в свойствах и признаках. Реальный объект — объект социально-преобразовательного действия и познания. Однако его нельзя отождествлять с практическим объектом по той причине, что объект такого рода также является объектом познания — эмпирического познания. Выражением познания этого уровня являются описания объекта, регистрация его свойств и качеств, характеристика и квалификация этих

свойств и качеств.

Понятие идеального объекта не совпадает полностью с понятием реального объекта. Он отличается от эмпирической данности и является логической, математической, статистической или структурной моделью. Такая модель формируется как результат обобщения, генерализации, соответствующей выборки данных, отвлечения от случайных признаков реального объекта. Как модель, идеальный объект обладает определенной целостностью, системностью, замкнутостью. Идеальный объект — это понятийный объект, и он существует как объект познания внутри научной теории, в данном случае — в теории социального прогнозирования.

Предмет социального проектирования не тождествен его объекту. Это обусловлено тем, что он формируется посредством выявления закономерностей функционирования социального объекта, его специфических общих и экземплярных свойств. Если объект социального прогнозирования в его реальных качествах формируется в своих свойствах и отношениях в самих социальных процессах, то предмет социального проектирования формируется в системе научного знания об объекте. В соответствии с этим, по мере развития теоретического знания, в частности, по мере развития самой теории социального прогнозирования изменяется и развивается и сам предмет социального проектирования. Он наполняется эмпирическими данными реального объекта социального проектирования, структурируется в соответствии с представлением

36

Часть 1. Социальное проектирование...

об идеальном объекте, концептуализируеся в понятийном аппарате теории социального проектирования.

Структура объекта социального проектирования и основные категории теории

Для осмысления сути социального проектирования необходимо выделение структуры объекта этого вида практической и теоретической деятельности. Она же выявляет основные категории социального проектирования. Уровнями струк­турирования объекта социального проектирования являются следующие уровни:

1.Уровень социальной системы — различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций.

2. Уровень социальной организации — уровень элемента социальной системы.

3. Уровень общей социальной жизнедеятельности — формы взаимодействия больших групп людей между собой и форм их взаимодействия с организациями.

4. Уровень межорганизационной жизнедеятельности —формы взаимодействия элементов социальной системы.

5. Уровень индивидной социальной жизнедеятельности —межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности.

Социальное проектирование на этих уровнях корреспон-дирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там, где доминируют объект-ные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там где доминируют предметные параметры — превалируют аспекты собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае критерием различения служат характеристики объекта и предмета социального проектирования.

Систематические параметры социального проектирования

Характеристика предмета социального проектирования связана с выделением ряда параметров, которые в своем единстве образуют следующую систему:

37

Социальное проектирование

— Факты или элементы эмпирического материала.

— Проблемные ситуации и проблемы, обусловленные нестыковкой фактов и способов их объяснения на различных уровнях репрезентации.

— Социальные (практические) и теоретические потребности объяснения фактов в проблемных ситуациях.

— Целевые ситуации и цели устранения данных узлов.

— Предметно-парадигмальные принципы реализации целей.

— Теоретические условия реализации предметно-парадигмальных принципов.

— Средства выражения фактов -— язык теории социального проектирования, в который включается понятийный аппарат социальной философии, демографии, этнологии, язык теоретической и прикладной социологии, математической статистики, математического моделирования и другие языки.

— Онтологические модели — описательные конструкции систем фактов.

— Логические схемы — мысленные модели социального

проектирования.

— Математические модели — числовые выражения логических схем.

— Способы систематизации средств выражения фактов, онтологических моделей, логических схем и математических моделей в теории социального проектирования.

Наши рекомендации