Четвертый этап — распространение
Введение
Технология играла важную роль в развитии всех цивилизаций на нашей планете, но, несмотря на это, объектом теоретического анализа она стала относительно недавно. На рубеже XIX — XX веков одна из сторон технологии — технический объект начал изучаться философской мыслью в Германии, Испании, России. Признание технологии как одной из важнейших культурных детерминант нашего времени, нарастающая скорость технологических изменений включили в орбиту дискуссий и другие составляющие этого понятия — процесс, ценностные аспекты, знания.
В течение последних двух — трех десятилетий сущность технологии как философская проблема обсуждается довольно широко. На бытовом уровне многоаспект-ность понятия еще не стала всеобщим достоянием. Большинство людей в англоязычном мире понимают технологию как объект: компьютеры, машины, оборудование. В России технологию воспринимают как процесс, и первый вопрос, который возникает при упоминании о технологии,— «технология чего?».
Этот разрыв между теоретическим осмыслением феномена и общепринятым уровнем его восприятия является одним из источников непонимания целей и основ технологического образования. Политические установки, культурные особенности, педагогические теории также влияют на формирование стереотипов в трактовке технологического образования.
В данной книге изложены подходы к технологическому образованию, разработанные в рамках программы «Технологическое и предпринимательское образование в России». Авторы надеются, что книга станет еще одним шагом в развитии данного предмета и будет полезна как для школьных учителей, так и для преподавателей вузов.
Поскольку в настоящий момент существует многообразие подходов в понимании феномена технологии и в определении технологии как образовательной области, то целесообразно определить основные термины.
Технология— это многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных составляющих: объект, знание, процесс и волю (мотивация, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда).
Дизайн— это целенаправленная деятельность, ориентированная на совершенствование технологии.
Технология— образовательная область,в основе которой лежит преобразовательная деятельность человека в материальном мире (основанная на процессе дизайна), нацеленная на создание обучающей среды для развития у учащихся способностей в области дизайна и изготовления посредством работы с различными материалами, информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей. Обучение ориентировано на индивидуальность каждого ребенка.
Часть I
Программа
«Технологическое и предпринимательское
образование в России»
Важнейшим направлением Закона «Об образовании» Российской Федерации стала гуманизация и гуманитаризация образования, переход от «педоцентризма» к «детоцентризму» (Е. В. Ткаченко, 1996). Педагогическая наука и практика встали перед задачей разработки новых подходов к обучению, направленных на развитие творческого, активного ребенка, подготовленного к обучению в течение жизни. Образовательная область «Технология», которая была введена в учебные планы школ в 1993 году, также встала перед этой проблемой.
В настоящее время в мире не существует однозначного подхода к трактовке того, что такое технологическое образование. Для разработки основ технологического образования в России необходимо внимательно изучить весь многообразный опыт, имеющийся в мире на сегодняшний момент, и с учетом всех особенностей смоделировать систему, которая подходила бы для нынешнего этапа развития общества и в тоже время была ориентирована на перспективу; включала в себя как российскую энциклопедическую традицию с сильной теоретической ориентацией, так и методы обучения, направленные на развитие ребенка. Одна из таких попыток осуществляется в рамках международной программы «Технологическое и предпринимательское образование в России».
Программа началась в 1990-х годах в Санкт-Петербурге и явилась продолжением диссертационного исследования М. Б. Павловой, сравнившей дизайн-подход к предмету «Технология» и традиционную концепцию трудового обучения.
Важным этапом в развитии программы стал 1996 год, когда в нее включилось несколько регионов России. Была проведена серия семинаров совместно с британскими специалистами Джеймсом Питтом и Роз Джаксон о теории, содержании и методах дизайн-подхода к технологии. Вызвав большой интерес, эти семинары заложили основу развития региональных проектов. В рамках данной программы В. Д. Симоненко был организован семинар в Брянске для деканов факультетов «Технология и предпринимательство», что способствовало дальнейшему расширению регионов-участников и распространению данного подхода.
В результате министерство общего и профессионального образования России поддержало программу, создание экспериментальных регионов, отслеживание и оценку их результатов, разработку учебных материалов по итогам работы и подготовку проекта стандартов, соответствующих предлагаемому подходу.
В течение 1996 и 1997 годов учителя Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калининграда и других регионов освоили основы теории и методики обучения учащихся дизайну изделий. Результаты были поразительные. Несколько высказываний по поводу программы:
Семинары Маргариты Павловой и Джеймса Питта позволили понять философию нового предмета «Технология». Вместе мы разработали учебный план и возможные проекты. В течение последней четверти я проводила их апробацию с учащимися. Я видела энтузиазм детей, их желание реализовать проекты и довести работу до конца. Учащиеся предложили множество идей и даже обучили меня делать некоторые вещи. В целом их поведение очень отличалось от поведения на традиционном уроке. Я уже немолода, но очень довольна, что познакомилась, наконец-то, с подходом, который пыталась найти в течение всей жизни. Я чувствовала, что существуют методы обучения, которые делают учащихся счастливыми. Теперь я знаю, каковы они. Я очень довольна, полна энтузиазма и готова много работать, чтобы продвигать идеи технологического образования в наших школах.
Валентина Александровна Шмидова, Санкт-Петербург, школа № 223.
Очень важно, что деканы из многих регионов России смогли принять участие в этом семинаре. Это наиболее эффективный способ распространения информации по всей стране. Необходимо организовать серию подобных встреч с целью разработать учебные программы для студентов разных категорий. Британский опыт интересен и полезен для нас.
Виктор Дмитриевич Симоненко,
председатель Методического объединения
деканов факультетов «Технология и предпринимательство».
Эта программа занимает важное место в наших планах. Я рад, что она возникла как российская инициатива на местном уровне. Уже сейчас видны результаты. Я думаю, что этот проект будет одним из серии проектов между Россией и Великобританией в области развития учебного плана и педагогических технологий.
Сергей Евгеньевич Шишов,
заместитель начальника
Управления образовательных стандартов и программ,
министерство общего и профессионального образования РФ.
Я очень рада, что имела возможность участвовать в семинаре в Санкт-Петербурге. Атмосфера в классе и обсуждавшиеся идеи были так близки моему пониманию того, какие изменения должны быть сделаны в плане преподавания образовательной области «Технология», что я решила, что наш регион должен быть среди первых, где этот подход будут использовать. Книги Маргариты Борисовны Павловой помогли мне распространить знания среди учителей области. Год работы в этом направлении прояснил для меня многое,
и уже сейчас видны результаты. Наряду с этим возникло много вопросов и проблем. Нам необходимы дальнейшие семинары, методические пособия, дальнейшее обсуждение.
Галина Петровна Борковская,
зав. кафедрой Технологии,
Псковский институт развития образования.
Этапы выполнения программы «Технологическое и предпринимательское образование в России»
Первый этап — проекты в экспериментальных регионах.
В основе программы лежат проекты в четырех регионах — Санкт-Петербург, Новгород, Нижний Новгород и Калининград. В каждом из этих регионов действует комитет управления программой с представителями из местных комитетов образования, институтов усовершенствования учителей, педагогических университетов и школ. В 1995/1996 учебном году было проведено пять семинаров в Санкт-Петербурге, по три семинара в Нижнем Новгороде и Калининграде, один установочный семинар в Новгороде. После процесса обучения основным принципам и подходам учителя начинали самостоятельно разрабатывать и применять активные методы обучения, отслеживать результат. В 1997/1998 учебном году семинары в экспериментальных регионах продолжаются.
Второй этап —разработка учебных материалов.
По результатам работы в регионах, на основе теоретического осмысления эксперимента, а также анализа мирового опыта разрабатываются следующие материалы:
• учебное пособие для учителей;
• методические материалы для использования в классе;
• обучающий курс для переподготовки учителей на слайдах (для реализации «каскадного» метода: учителя, обученные М. Б. Павловой и Джеймсом Питтом, обучают учителей своего района и города);
• проект стандартов для образовательной области «Технология» (для использования на федеральном уровне).
Министерство общего и профессионального образования проявило заинтересованность в этих публикациях.
Третий этап — подготовка преподавателей.
Этот этап будет проводиться совместно с Брянским педагогическим университетом и Методическим объединением деканов факультетов «Технология и предпринимательство» на базе опыта, полученного в
экспериментальных регионах. Предлагается разработка дистанционных учебных курсов через Интернет и поддержка «каскадного» метода обучения.
Четвертый этап — распространение.
В июне 1997 года тридцать преподавателей из России посетили Великобританию с девятидневным визитом. В этот период участники семинара посетили двадцать школ и четыре университета, Центр альтернативных технологий в Уэльсе; приняли участие в итоговом семинаре, в котором встретились представители четырех экспериментальных регионов, а также преподаватели из Петрозаводска, Пскова, Брянска. Такой вид работы способствовал интенсивному обмену информацией между регионами, а также подготовке учебных материалов. В рамках программы намечены дальнейшие визиты и обмены.
В Нижнем Новгороде программой открыт Методическо-информационный Всероссийский центр для учителей. Он включает в себя библиотеку, примеры работ российских учителей и учащихся, учебные материалы из разных стран. В Центре работает консультант, который отвечает за распространение опыта, втом числе за помощь учителям в написании статей и методических рекомендаций. Начата работа по регистрации Ассоциации учителей технологии, которая будет заниматься публикацией методических материалов, организацией семинаров и курсов, пропагандой дизайн-подхода к технологическому образованию в местных и общероссийских средствах массовой информации. Также в планы дальнейшего развития программы входит сотрудничество с другими проектами и организациями, имеющими сходные цели.