Билет№17 вопрос 1 Цели и задачи трудового воспитания. Основные виды трудовой деятельности учащихся. Педагогические условия эффективности детского труда.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы. Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия. Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду. Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд. В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности. Важно сформировать готовность к длительному напряженному труду при разумном сочетании труда и отдыха, к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта, воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды. Результатом трудового воспитания выступает трудолюбие. Критерии сформированной культуры труда:• готовность к самостоятельной трудовой жизни;• творческий подход к работе;• умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности;• качественное и ответственное выполнение работы;• навыки по технике безопасности труда. Чтобы воспитание в труде было полноценным, он должен отвечать ряду педагогических условий: чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание; трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу; радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд, не требующий ни физического, ни умственного, ни волевого напряжения, не оказывает положительного воспитательного эффекта; контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах. Если ребенок после выполнения трудового задания переживает радость успеха, гордится тем, что он сделал, он мужает, растет как гражданин, начинает чувствовать себя счастливым человеком; труд должен сменяться отдыхом. Утомление снимается также чередованием видов труда; каждое трудовое задание, должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда. А.С. Макаренко категорически возражал против такой работы, которая создает только ее видимость или занимает у детей время. процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.Перед началом работы ребята получают четкий инструктаж, где и как они будут работать, в чем состоит содержание их деятельности. Необходимой составной частью методики организации и проведения детского труда является подведение итогов, учет выполненной работы. При этом к оценке труда, его учету широко привлекаются сами школьники.