Условия организации трудовой деятельности учащихся.

Организация трудовой творческой деятельности учащихся включает в себя определение ее направленности, отбор содержания, мотивацию и создание необходимых условий, при которых личность формируется наиболее оптимально. Педагогические условия составляют ту внешнюю среду, те обстоятельства, которые способствуют воспитанию личности в труде. Одно из условий – воспитание на трудовых традициях белорусского народа, самой школы, активно участвующей в жизни страны, города, села. Такое воспитание включает в себя постоянные связи школы с производством, активное участие самих школьников в деятельности различных предприятий.

Другое условие – социальная мотивация труда учащихся. Это требование обеспечивает развитие мотивационной сферы, нравственного отношения к труду, психологической готовности к нему.

Важное условие – опора на знания основ наук в организации труда учащихся. Определен основной путь — воспитывать потребность в труде на базе применения теории на практике. Труд становится первой потребностью, когда он включает в себя жизненный опыт личности, ее дарования и способности, позволяет использовать знания, умения и навыки.

Еще одно условие – регулярность труда.

25.Социальная мотивация труда учащихся. Это требование обеспечивает развитие мотивационной сферы, нравственного отношения к труду, психологической готовности к нему. При этом мотив имеет не только социальное звучание, но и выражает личную заинтересованность. Труд станет притягателен для школьника, если будет видна полезность того, что он делает и, кроме того, соблюдена культура труда.

Социальная мотивация не исключает сочетания материальной и моральной заинтересованности, что является важной предпосылкой воспитательного влияния труда школьников. Одновременно целесообразны меры морального стимулирования: награды, благодарности, письма родителям об успехах, призы за победу на конкурсах и др.

Мотивы труда формируются также на основе показа его социальной значимости. В промышленности – это посещение учащимися выставок достижений народного хозяйства, смотров-выставок новых товаров, посещение Дома моделей и др. Школьникам должна быть понятна и полезность сельскохозяйственной продукции. Интересен в этом отношении опыт многих школ. Например, в школах Минска, Бреста, Слуцка и др. создаются музеи хлеба, школьники на хлебопекарнях учатся выпекать самые различные изделия, заменяют па рабочих местах взрослых, организуют агитбригады по бережному отношению к хлебу.

В сущности, при творческом отношении к делу любое направление трудового воспитания может формировать общие для всех, необходимые для каждого качества: хозяйственность, деловитость, бережливость, трудовую инициативу, ответственность. Постепенно вводятся в школьную жизнь правила: освободи маму от домашних хлопот; делай сам, не нагружай взрослых твоими делами, учись самообслуживанию; уважаешь себя – уважай других; береги все, что создано их руками, и т. д.

Так создается система мотивов труда: его польза обществу, его необходимость для людей и себя лично, важность труда для воспитания воли и характера, для семейного бюджета, для приобретения необходимых материальных благ, культурного отдыха, разумного досуга и т. д.

27.Регулярность труда. В школах Республики Беларусь она поддерживается в различных направлениях. Существует свыше 1000 постоянных трудовых объединений старшеклассников, которые работают круглогодично, в том числе появились постоянные трудовые объединения в сфере торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания населения. Более 500 ученических производственных бригад в республике стали структурными подразделениями колхозов и совхозов и работают круглый год. Постоянный и разнообразный производительный труд обеспечивает воспитание потребности в труде, накопление необходимого трудового опыта. Это педагогическое требование одновременно предполагает наличие важного условия: учета индивидуальных особенностей, дарований и способностей детей при включении их в труд. В таком случае обеспечивается гармоническое развитие психики и организма, формируется нравственное отношение к труду.

26.Опора на знания основ наук в организации труда учащихся. Определен основной путь — воспитывать потребность в труде на базе применения теории на практике. Труд становится первой потребностью, когда он включает в себя жизненный опыт личности, ее дарования и способности, позволяет использовать знания, умения и навыки. Одновременно такой труд должен быть регулярным и технологическим по содержанию, интересным и привлекательным, с одной стороны, и привычным, органически входящим во всю жизнь школьника процессом самореализации его «я».

Труд обладает максимальной педагогической эффективностью, если связан с жизнью конкретного региона, города, села; служит интересам хозяйственного и культурного строительства.

Сложность и трудоемкость работ определяют меру самостоятельности участия детей в труде. Целесообразно разнообразие объектов труда, организационных форм, способов обработки материала, видов продукции с тем, чтобы школьник в комплексе использовал имеющиеся знания, умения и навыки, осознавая свою сопричастность к общему труду и имея возможность совершенствования во всех отношениях. Комплексная мотивация отношения к труду и людям возможна в том случае, если будет обеспечено эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение деятельностью, а следовательно, и направленность ее на воспитание добросовестного отношения к труду (старательность, прилежание и др.), ответственности каждого перед коллективом и ответственности коллектива за результаты деятельности каждого. Помимо этих качеств, развиваются исполнительность, инициативность, доброжелательность, требовательность. Трудовое становление личности происходит быстрее, если у школьника устанавливается должный авторитет среди сверстников на основе успеха в деятельности, если он приобретает желательный для него статус в коллективе. Эмоциональная и интеллектуальная удовлетворенность каждого одновременно способствует сплочению коллектива, что усиливает его воспитательное влияние на формирование целостной личности, повышает ее исполнительность, инициативность, ответственность.

30.Трудовое становление личности. Процесс положительного развития сил и способностей, обусловливающих эффективность деятельности человека, составляет трудовое становление личности. Оно включает в себя:

- повышение общей работоспособности на основе усиления физического развития, укрепления здоровья и приобретения трудового опыта;

- воспитание личностных качеств, которые определяют отношение к труду и его результативность;

- формирование трудовых, а затем и профессиональных умений и навыков, их комплексное использование в различных видах деятельности;

- развитие дарований и способностей, определяющих призвание, выбор профессии, жизненное самоопределение личности.

Все элементы трудового становления личности, взаимодействуя между собой, порождают определенные закономерности и особенности формирования готовности к труду. Трудовое становление личности объективно, поскольку в значительной мере предопределено такими, не зависящими от человека факторами, как наследственность, закономерности развития психофизиологии с учетом пола и возраста. Но оно субъективно, поскольку активно в этом процессе принимает участие сам воспитуемый.

В педагогике существует принцип детерминизма, который утверждает, что все внешние влияния (в том числе и педагогические) в такой мере могут изменить ребенка, в какой действуют на его внутренний мир, на то, что в нем уже воспитано, уже сформировано, что функционирует, побуждает к саморазвитию. Эти внутренние движущие силы становления личности школьника и принято называть субъективными факторами.

31.Факторы трудового становления школьника. К факторам трудового становления школьника относятся наследственность, полноценное здоровье (результат возрастного развития организма и здорового образа жизни), духовное богатство человека, воплощенное в его воспитанности. Еще один фактор трудового становления личности – возрастные возможности трудовой активности детей (специфика трудовых движений и действий мальчиков и девочек, особенности гигиенического труда детей и подростков, профилактика утомляемости, методика снятия трудовых напряжений, чередования, регулирования трудовых усилий). Учет этого фактора дает возможность определить, какие виды труда в каждый возрастной период надо использовать, в каком объеме, в какой последовательности и как связать трудовое становление с общим развитием личности школьника.

Другим фактором трудового становления личности являются природные возможности человека, если они получают благоприятные условия для развития. К числу таких природных предпосылок относятся задатки, особенности полового созревания, развития организма, состояние здоровья. Условиями выступают здоровый образ жизни ребенка в семье и школе, режим дня, питание, насыщенность полезными и разнообразными видами деятельности, чередование труда и отдыха, учение культуре умственного и физического труда.

Третий фактор трудового становления личности – собственный трудовой опыт школьника. Чем он больше знает и умеет делать качественно, тем интенсивнее идет процесс его трудового становления. Это связано с тем, что трудовой опыт предполагает активное применение знаний основ наук, теории па практике, позволяет школьнику найти сферу применения школьных знаний, быстрее и глубже усвоить нравственность человека-труженика.

В трудовом становлении личности важным фактором выступают потребности и связанные с ними ценностные ориентации школьников. Непосредственно выделяется потребность в движениях, которая обусловлена характером обмена веществ в организме, системой жизнеобеспечения, наличием сенсомоторики и т. д.

Трудовое становление личности обусловлено не только определенными факторами, но и социальными условиями, т. е. связями личности и общества, самим процессом социализации подрастающего поколения, материальным обеспечением трудового процесса и др.

32.Развитие ЗУН учащихся на основе сформированности качеств личности.Наиболее действенным фактором трудового становления личности является его общее развитие, прежде всего сформированные качества личности, знания, умения и навыки. В труде человек включается в разные виды отношений с миром, поэтому ему нужно иметь те качества личности, без которых он не может быть полноценным гражданином, членом трудового коллектива. В результате многолетних исследований установлено, что трудовое становление личности определяется именно ведущими или, как их иначе называют, интегративными качествами личности. Когда говорят о формировании целостной личности, то это и означает единую направленность всех воспитательных влияний на формирование интегративных качеств будущих граждан современного общества. С позиции теории потребностей интегративные качества личности формируются на основе деятельности по удовлетворению ведущих потребностей. У человека есть потребность в общении, удовлетворяя которую он развивает в себе коллективизм, в альтруизме, на основе которого формируется гуманность, в деятельности, где развивается трудолюбие, в объективной самооценке, что побуждает к честности. Таким образом, все существующие концепции личности, так или иначе выходят на систему интегративных качеств. При анализе структуры личности было обнаружено, что элементы готовности к труду формируются быстрее на базе ведущих качеств личности. Так возникает основная закономерность в трудового становлении личности: нельзя воспитывать готовность к труду в отрыве от развития ведущих качеств личности. Формирование элементов готовности к труду на базе ведущих качеств личности

№ П/П ВЕДУЩИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЭЛЕМЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ
Эрудированность Технологическая грамотность
Сообразительность Творческое отношение к труду
Ответственность Трудолюбие
Социалистический коллективизм Умение трудиться в коллективе
Честность, принципиальность Добросовестное отношение к труду
Целеустремленность Потребность в труде
Настойчивость, выносливость, решительность Умение преодолевать трудности в работе
Объективная самооценка, самокри-тичность, требовательность к себе Умение заниматься трудовым самовоспитанием
Любознательность Способность к выбору профессии
Физическая развитость Работоспособность
Организованность Культура труда

29.Готовность учащихся к трудовой деятельности.

Единство развития коллектива и личности обусловливает еще одну закономерность: готовность к труду нельзя воспитать без трудовой и общественной активности воспитательного коллектива, его связи с обществом. Поэтому методика трудового воспитания включает в себя сплочение детского коллектива, расширение его связей с другими коллективами. При этом, организуя трудовое воспитание, важно учитывать динамику развития готовности учащихся труду с учетом их возраста.

Динамика развития готовности учащихся к труду

Компоненты готовности к труду Проявление готовности к труду
Дошкольный возраст I—IV классы V—VII классы VIII—X классы X—XI классы
Потребность в труде Желание трудиться для других Устойчивый интерес к трудовой деятельности Привычка к регулярному труду Потребность в трудовом образе жизни Стремление трудиться на производстве
Трудолюбие Заинтересованность в успешных результатах своего труда Аккуратность, старательность в физическом труде Уважение к людям и результатам их труда Эстетическое отношение к труду Потребность выполнять работу качественно
Добросовестное отношение к труду Осуждение нерадивых, ленивых, неряшливых и т. п. Открытое осуждение безответственного отношения к труду Требовательное отношение к своему труду Борьба с недобросовестностью и безответственностью в коллективном труде Отвращение к нетрудовому образу жизни: борьба с иждивенчеством
Культура труда Овладение основными движениями Навыки работы с простейшими орудиями труда Привычка к порядку на учебном месте Умение планировать и контролировать свою работу Элементы научной организации в труде и учении
Умение трудиться в коллективе Умение согласовывать свои действия с товарищами и взрослыми Умение действовать сообща в решении трудовых задач Изучение возможностей своих товарищей и их учет в труде Умение находить свое место в трудовом коллективе Умение совместно решать производственные задачи
Творческое отношение к труду Элементы фантазии в игре, рисовании, лепке и др. Умение трудиться, равняясь на лучших Смекалка в труде, моделирование, конструирование Внесение усовершенствований в процессе труда Знакомство с элементами рационализации и изобретательства
Трудовая опытность Овладение навыками самообслуживания Овладение умениями и навыками труда в быту Четкое выполнение трудовых обязанностей в школе и дома Умение организовывать свой труд и труд товарищей Способность использовать в новых видах труда имеющийся трудовой опыт
Способность к выбору профессии Изучение возможностей выполнять различную работу Оценка результатов своего труда и труда товарищей по единым критериям Определение своих достоинств и недостатков по результатам труда Знание своих сил и способностей Профессиональное самоопределение с учетом своих дарований, возможностей и опыта
Умение заниматься трудовым самовоспитанием Подражание деятельности взрослых в труде Самоупражнения и самотренировки при выработке трудовых умений Трудовое и спортивное самовоспитание Самовоспитание качеств личности, необходимых для будущей профессии Профессиональное самовоспитание
Хозяйственность Бережливость Расчетливость в использовании материалов Экономность в ведении дел Плановость в организации труда Деловитость
Технологическая грамотность Знание свойств дерева, земли и других предметов, которыми пользуются дети Знание простейших орудий труда и умение их применять на практике Формирование практического склада ума Умение научно осмысливать трудовой процесс Ориентировка в современной технике и технологии
Умение преодолевать трудности в работе Приложение трудового усилия Преодоление утомляемости за счет волевого усилия Настойчивость в овладении трудовыми умениями и навыками Умение находить рациональные пути преодоления трудностей в работе Умение преодолевать трудности в новом коллективе и новом виде труда
Работоспособность Навыки гигиены и выполнения режима дня Чередование труда и отдыха Преодоление усталости Выработка выносливости Гигиена труда и техника безопасности

И еще одна закономерность: борьба за производительность труда способствует поднятию готовности к труду па новый качественный уровень; в этом случае умение трудиться сообща ведет к коллективному поиску лучшей организации производства; творческое отношение к труду перерастает в исследовательский подход к делу; трудовая опытность побуждает к наставничеству; способность к выбору профессии завершается овладением смежных специальностей.

И так все компоненты готовности к труду уже в выпускных классах, а затем и на производстве постепенно поднимаются на качественно новый уровень. Но они являются фундаментом личности человека, каких бы высот в профессии он ни достиг. Готовность к труду изменяется вместе с процессом воспитания и самовоспитания личности. Определяется важное методологическое положение: трудовое воспитание становится эффективным в рамках воспитания всесторонне развитой личности. Опыт передовых школ и учителей показывает, что там, где на высоком уровне решаются задачи формирования целостной гармонически развитой личности, эффективнее осуществляется и ее подготовка к труду. Развитие сообразительности, к примеру в учебной работе, готовит школьников к творческому труду не в меньшей мере, чем специальные формы и методы трудового воспитания.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Сформированные компоненты готовности к труду сами становятся факторами дальнейшего трудового становления школьников. На основе компонентов готовности к труду воспитываются все более сложные трудовые качества школьника. Так, на базе потребности в труде воспитывается общественный долг человека; трудолюбие превращается в увлеченность делом, профессией; добросовестное отношение к труду становится ответственностью за свою работу; культура труда подводит к необходимости учиться у других, следовать примеру новаторов производства; умение трудиться в коллективе ведет к коллективному рационализаторству и изобретательству и т. д.

2. Готовность к труду оценивается одновременно и в связи с изучением общей воспитанности личности. С этой целью можно применять разработанные и апробированные карты воспитанности личности, которые одновременно отражают и возрастное развитие ведущих качеств, и возрастные критерии готовности к труду. По показателям общей воспитанности можно судить о сформированности большинства компонентов готовности к труду, а знание уровня трудовой воспитанности дает возможность судить о воспитанности в целом.

Каждый последующий элемент готовности к труду вытекает из предыдущего и не может быть сформирован без него; в свою очередь он служит основанием для последующей работы по формированию целостного качества личности. Это обусловливает необходимость проверки уровня воспитанности по каждому компоненту, направлению развития, их сравнения, сопоставления с идентичными по содержанию показателями трудовой воспитанности школьников.

3. Компоненты готовности к труду связаны с соответствующими ведущими качествами личности. Творческое отношение к труду тоже зависит от сообразительности, но лучше формируется в старших классах, когда развивается логическое и исследовательское (проблемное) мышление. Следовательно, для определения направленности и содержания трудового воспитания важно предварительно выяснить, какие интегративные качества формируются в данный возрастной период школьника и являются определяющими, в какой мере их можно использовать для воздействия на конкретные компоненты готовности к труду.

При этом следует учитывать, что взаимовлияние качеств личности и компонентов готовности к труду может быть не прямым, а опосредованным или даже косвенным. Когда ослабляется воздействие интегративных качеств, тогда должна усиливаться специальная работа по развитию компонентов готовности к труду в процессе трудового воспитания. При этом используется воздействие уже сформированных компонентов готовности к труду на те из них, которые пока еще проявляются слабо. Но и здесь обнаруживается определенная обратная зависимость: чем ярче и глубже проявляются компоненты готовности к труду, тем эффективнее воспитываются качества личности, с ними связанные.

33.Воспитательный процесс в школе. Процесс, от латинского «продвижение», означает последовательную смену состояний, стадий развития, при котором для достижения цели используются определенные средства и методы [49]. Воспитательный процесс в этом понимании – последовательность педагогических мер, в результате которых происходит формирование личности в соответствии с поставленной педагогической целью. Причем отдельные меры не приносят ощутимой педагогической эффективности. Нужна система воспитывающих, организованных, направленных педагогических влияний, которые в совокупности гарантируют конечный результат – воспитание личности в определенном плане.

Отсюда идея целостности воспитательного процесса, которая была заложена А.С. Макаренко. Им были определены основные комплексы педагогической деятельности, которые в совокупности создавали целостный воспитательный процесс: целеполагание и планирование, единство содержания, форм и методов воспитания с индивидуальной работой и самовоспитанием и др.

Наука рассматривает воспитательный процесс в школе как часть социального воздействия всего общества на личность, указывает на необходимость связывать процесс воспитания с современным образом жизни, а содержание процесса воспитания – с социальным прогрессом (Б.П. Битинас, Л.Ю. Гордин, И.С. Марьенко).

С позиции современной педагогики воспитательный процесс включает в себя следующие этапы: диагностику воспитанности школьников, планирование воспитательной работы в связи с результатами воспитания и прогнозированием дальнейшего развития личности, организацию деятельности каждого ученика и коллектива, коррекцию воспитания с учетом намеченных педагогических задач, индивидуальную работу с учащимися (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев).

Любой процесс состоит из стадий. Переход от одной стадии воспитательного процесса к другой осуществляется благодаря изменению целей воспитания, его содержания, взаимосвязи форм и методов, эффективности воздействия на воспитанников, характера педагогического руководства, преемственности на всех этапах (Ю. П. Сокольников).

Воспитательный процесс совершенствуется в соответствии с опытом и возможностями педагогов и уровнем развития возможностей и восприимчивости к воспитанию самих школьников (Б.П. Битинас, В.С. Ильин). На этом основана и педагогика сотрудничества. Взаимодействие воспитателей и воспитанников предполагает их контактность, взаимопонимание, и взаимопомощь, разные виды их активности.По мере того как педагог привлекает к воспитанию все большее число социальных факторов и уменьшает долю своего непосредственного участия в воспитании детей, возрастает их собственная педагогическая активность. Развитие воспитательного процесса, таким образом, определяется совершенствованием педагогических отношений на основе доверия, формирования самостоятельности и ответственности за свою воспитанность у самих детей.

34.Управление воспитательным процессом через организацию, стимуляцию и коррекцию воспитательных воздействий. Воспитательный процесс управляется педагогами через организацию, стимуляцию и коррекцию воспитательных воздействий. Педагогические воздействия предполагают систему педагогических ситуаций, сменяющих друг друга. Каждая такая ситуация включает в себя цель, адекватное ей содержание и способы воздействия на воспитуемых (Б.П. Битинас). Отсюда и понимание воспитательного процесса как непрерывно изменяющейся цепи педагогических ситуаций, в которых также непрерывно изменяются характер деятельности воспитателей и воспитанников, состояние их внутреннего мира, а значит, и их воспитанность.

35.Движущая сила воспитательного процесса – противоречия между воспитателем и воспитанником. Движущая сила воспитательного процесса – противоречия между двумя его составными частями: деятельностью воспитателя и воспитанника (или коллектива воспитанников). Учитель стремится научить, ученик – усвоить предлагаемую информацию. Но между ними разные позиции, установки, система деятельности. Не всегда цели учителя становятся целями и мотивами учения.Не случайно большинствонеуспевающих, не желающих учиться, не понимают, зачем они учат тот или иной программный материал. Это несоответствие наблюдается между научными знаниями учителя и житейскими многих его учеников, между отношением к процессу обучения и характером познавательной деятельности учителя и ученика идр. Воспитательный процесс тогда формирует личность, когда он основан на сотрудничестве, взаимопонимании и заинтересованности в успехе воспитателей и воспитанников.С учетом указанных характеристик воспитательного процесса и специфики трудового воспитания подготовка учащихся к труду может быть разделена на следующие этапы, последовательнопереходящие друг в друга.Изучение общей воспитанности школьника и его готовности к труду,в ходе которого устанавливается: вид направленности личности, опыт поведения идеятельности, сформированность интегративных качеств, умений и навыков, ведущее направление психического развития воспитанника, особенности общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

36.Педагогические закономерности в трудовом воспитании учащихся.Трудовое воспитание школьников, ориентированное на обеспечение трудового становления личности, имеет определенные закономерности. Здесь как бы связываются закономерности внутреннего мира личности и закономерности самого воспитательного процесса.

Под закономерностями воспитания принято понимать устойчивые связи, отношения, возникающие между педагогическими влияниями, воздействиями, педагогическими условиями, с одной стороны, и теми изменениями, которые происходят в духовном мире воспитуемых, с другой.

Поскольку трудовое воспитание – процесс социально обусловленный, оно эффективно в такой мере, в какой реализует воспитательные возможности общественной системы, трудовых коллективов, семьи, самих учеников. Отсюда и ведущая закономерность – трудовое воспитание осуществляется в процессе приобщения воспитанника к жизни общества и усвоения им культуры, трудовых традиций, опыта трудовой деятельности предшествующих поколений [29].

Еще одна закономерность уже доказана в предшествующих разделах: трудовое становление личности осуществляется оптимально, если трудовое воспитание связывается со всеми другими направлениями учебно-воспитательного процесса в школе, если все его участники выполняют свои непосредственные педагогические функции во взаимосвязи с организацией и мотивацией общественно полезного, производительного труда воспитанников.

Но те или иные воспитательные задачи реализуются не только с помощью одного труда. Ту же общественную направленность формирует учебный процесс, работа молодёжных организаций и др. Отсюда следующая закономерность: трудовое воспитание решает свои задачи и реализует свои функции во взаимосвязи с другими направлениями и средствами воспитания. Единство цели обеспечивает взаимосвязь основных частей воспитания, но предполагает и относительную их самостоятельность, наличие конкретных функций у каждой из них.

Трудовое воспитание наиболее полно реализуется на основе связи обучения с общественно полезным трудом. Эта закономерность часто выступает как методологическое положение во всей системе воспитания, как педагогический принцип, обеспечивающий внутреннее развитие личности. Но одновременно это и закономерность трудового воспитания, поскольку сами по себе ни труд, ни обучение не могут дать полноценную трудовую подготовку подрастающему поколению.

Следующая педагогическая закономерность: трудовое воспитание становится эффективным, когда все виды трудовой деятельности школьников обеспечивают на практике преемственность трудовых умений и навыков и укрепляют здоровье. В результате этого трудовая подготовка выступает уже как личная необходимость.

Каждая закономерность обусловливает какую-либо существенную сторону трудового воспитания. Социальная сущность и общественная природа трудового воспитания определяет его цель и задачи, программу трудовой и профессиональной подготовки, содержание трудового обучения и воспитания, их связь с общенаучным и технологическим образованием.

Закономерная зависимость содержания всех видов трудовой деятельности от производственного труда предопределяет их координацию, обеспечивает преемственность трудового становления личности, трудовых умений и навыков, их постоянное углубление и совершенствование.

Взаимодействие указанных закономерностей обеспечивает не только эффективность трудового воспитания, самовоспитания учащихся, но и определяет ведущие направления работы школы по подготовке их к труду, постоянному профессиональному и гражданскому самосовершенствованию.

Наши рекомендации