Условия развития трудового воспитания учащихся

Современное общество вступило в стадию интенсивного совершенствования общественных отношений, производства, науки, культуры, образования. Роль человека в данном обществе существенно изменяется: возрастает значимость индивидуального творчества, влияние личности на социальный прогресс; все более расширяется сфера применения сил и способностей; сотрудничество, взаимодействие людей становятся условием их нормального существования; демократизация и гласность требуют новой жизненной позиции.

Социально-экономические и научно-технические изменения в обществе создают новую социальную ситуацию, требующую как никогда всестороннего развития человека, которое является, с одной стороны, следствием, с другой – условием прогрессивного социального развития.

Вместе с тем меняются мир и человек. В отличие от предшествующих научно-технических и социальных революций интенсивно происходит одновременное изменение людей во всех аспектах их социальной жизни: производственной, нравственной, эстетической и др. При этом меняется все: люди, общественные отношения, характер взаимодействия социальных систем, связи между национальными культурами, наукой и производством, наукой и обучением и др. Возрастает роль субъективного (человеческого) фактора в истории, развитии общественного производства. Человеческое «я» претерпевает существенные изменения: рождаются новое сознание и самосознание людей, иная социальная позиция. Другим становится соотношение потребностей и способностей человека, его отношение к людям, к труду и к себе.

Каждый учитель должен знать, что для того, чтобы уметь ориентироваться в социальных требованиях к своей работе, использовать максимально педагогический потенциал, необходимо привлекать к решению воспитательных задач широкие слои населения, общественность, производство, создавая благоприятные условия для гармонического развития личности. В интересах такого развития необходимы ее активная социально ценная жизненная позиция, осознание значимости своего труда для людей, ответственность перед ними за его результаты, непрерывное самосовершенствование.

Требования предъявляются к трудовому воспитанию учащихся в школе в свете ускорения социально-экономического развития нашего общества.

1. Активно способствовать всестороннему гармоническому развитию личности. Для этого необходимо обеспечить полноценную, глубокую умственную подготовку к труду на базе всех общеобразовательных и технологических дисциплин в школе.

Полноценным может быть только такое трудовое воспитание, которое опирается на умственное развитие и обеспечивает его. Дело в том, что характерной чертой социального прогресса является культурное развитие, в основе которого заложена идея непрерывного и всеобщего образования. Границы человеческого познания расширяются. Разум человека постигает разнообразный мир нашей планеты и фантастически сложный мир Вселенной, проникает в тайны жизни, в ядро атома, раскрывает сущность общественных отношений и психической деятельности людей, их возможности, особенности, отношение к себе и другим. В результате невиданными темпами накапливается информация, умение пользоваться которой стало неотъемлемой частью общей культуры и условием роста производительности труда всех специалистов.

С позиции формирования личности все ее качества предполагают единство сознания и поведения. Трудовое воспитание учащихся является основой их социального поведения. Обучение же обеспечивает развитие сознания и самосознания школьников. Вот почему соединение умственного труда с физическим и есть основной путь воспитания учащихся. Трудовое воспитание имеет нравственную основу и эстетическое оформление, предполагает умственное и физическое напряжение. Поэтому решение задач трудового воспитания так или иначе предполагает и совершенствует всестороннее развитие личности.

2. Готовить подрастающее поколение к разнообразной трудовой деятельности, хотя, несомненно, с определенной специализацией.

Сегодня нет профессии, где бы не требовалась организация дела, всюду гармонически связывается умственное и физическое напряжение. Уже сегодня инженеру и ученому необходимо практически участвовать в создании современной техники и технологии, а рабочему обладать инженерным мышлением и уметь реализовать на практике научные разработки. Тем более это будет важно в будущем, когда социальным идеалом станет гармоническое сочетание в жизни каждого человека умственного и физического труда.

Развитие индивидуальной трудовой деятельности осуществляется с учетом того, что гармоническая связь самых различных видов труда обеспечивает коллективное творчество, результатом которого становятся изготовление нестандартной, оригинальной продукции, высокая культура обслуживания населения.

Связь умственного и физического труда стимулирует творческое развитие сил и способностей каждого человека в обществе, каким бы видом деятельности он ни занимался. Обществу не обойтись без людей, выращивающих хлеб, изготовляющих машины, строящих дома и заводы, выпускающих разнообразную промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

3. Придать трудовой подготовке школьников творческий характер.

Потенциал человеческих способностей огромен, но эти возможности в наибольшей мере проявляются и развиваются в творчестве. Творческий труд требует умственного развития, определенных дарований и способностей и эвристической культуры. В сущности, творчество и есть способность человека вырываться за рамки привычного, стандартного. В школе должны быть созданы условия для познания основ рационализаторской и изобретательской деятельности, развития фантазии и воображения.

22. Совершенствовать трудовое воспитание с учетом требований научно-технического развития.

Социальный прогресс, в сущности, определяет все компоненты готовности к труду, вытекающие из современного характера производства и его требований к личности. Постоянное и последовательное формирование компонентов готовности к труду осуществляется в соответствии с социальными требованиями и условиями (табл. 1) [15, с.13]. Всякая трудовая активность человека есть результат определенной общей воспитанности, уровня его психологического развития в целом, интегративных качеств личности.

На самом деле достижения современной науки, техники и технологии предполагают соединение умственного и физического труда, а поэтому обусловливают необходимость общенаучной и технологической подготовки школьников, воспитания у них устойчивого интереса к науке и технике. Такая черта общественного производства, как внедрение достижений научно-технического прогресса в практику, предъявляет к человеку требование: непрерывно совершенствовать свой труд на основе этих достижений.

Школа призвана учить применять теорию на практике, воспитывать творческое отношение к труду на основе новых явлений в технике, технологии, передовом опыте. В таблице 1 показано, что такие связи есть между всеми социальными факторами развития производства, требованиями общества к человеку и задачами трудового воспитания, в процессе которого сформируются определенные компоненты готовности к труду в современных условиях.

Расширяющаяся сфера использования в производстве сил и способностей человека требует от него высокой общей культуры, умения поддерживать устойчивую работоспособность, чередовать труд и отдых, проявлять выдержку и настойчивость, терпение и мгновенную реакцию. Управление техникой предполагает умение управлять собой. В этом заключается связь волевого и трудового воспитания.

Превращение науки в непосредственную производительную силу, постоянное обновление техники и технологии на основе достижений науки требуют глубокой технологической подготовки, воспитания и развития подрастающего поколения как тружеников современного общества, технически образованных, экономически грамотных, способных к творческой деятельности.

Люди становятся богаче, отдавая обществу все, что могут; развивая производство, совершенствуются сами. Вот почему трудовое воспитание может выполнять свои функции эффективно только в том случае, если будет специфическими средствами и методами формировать целостную личность, опираясь на возможности общества, школы, учитывая помощь и требования производства. Труд на благо общества – та же школа всестороннего развития. Отсюда необходимость связи школы с жизнью, обучения с постоянным творческим трудом в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Наши рекомендации