Протокольная запись урока русской литературы
1. Дата наблюдения, школа, класс.
2. Фамилия, имя, отчество учителя.
3. Готовность к уроку: оформление доски, состояние рабочих мест учащихся и т. д.
4. Тема урока.
5. Цели урока (выясняются у учителя перед уроком или после него).
6. Тип урока.
ПРОТОКОЛЬНАЯ ЗАПИСЬ УРОКА С АНАЛИТИЧЕСКИМ КОММЕНТАРИЕМ[2]
Ход урока | Аналитический комментарий |
I. Организационная подготовка учащихся к уроку. II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителя. IIІ. Проверка домашнего задания. 1. Выполнение письменной тестовой работы. 2. Индивидуальный опрос: рассказ биографии поэта. ІV. Изучение нового материала. 1. Сообщение учителя с элементами беседы. 2. Выразительное чтение стихотворения учителем. 3. Беседа по первым впечатлениям (с элементами сообщения учителя). 4. Повторное чтение стихотворения. 5. Аналитическая беседа (подробный анализ стихотворения). 5. Выразительное чтение стихотворения учениками. 6. Устное словесное рисование отдельных эпизодов стихотворения. 7. Анализ иллюстраций к стихотворению. V. Подведение итогов урока. 1. Фронтальный опрос. 2. Сообщение учителя. 3. Оценивание учебной деятельности учащихся. VІ. Информация о домашнем задании. Сообщение учителя. | При анализе урока можно обращать внимание на следующее: I. Организация рабочего места учителя. Установление контакта с учащимися. Организованность учащихся. II. Соответствие темы урока учебной программе. Способы мотивации учебной деятельности школьников. ІІІ. Когда проводится (в начале урока, разбивается на несколько этапов и др.)? Формы проверки: устно (фронтальная беседа, выступление учеников, выразительное чтение и т. д.), письменно (тест, проблемный вопрос и т. д.). Эффективность проверки. Соотношение индивидуальных, групповых и фронтальных форм проверки. Мотивировка оценок. IV. Как осуществлялась актуализация опорных знаний? Какими методами и приемами воспользовался учитель при объяснении нового материала? Какие приемы привлекались для осмысления материала и его запоминания? Насколько логично учебные ситуации подводят к решению основной проблемы урока? Как осуществлялись "переходы" от одной учебной ситуации к другой? Проводились ли сопоставления с жизнью, с другими произведениями искусства, в том числе с литературными произведениями, с данными других научных дисциплин? Каков объем и характер изучения теоретико-литературных понятий? Уделялось ли внимание развитию речевой культуры учеников? Задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы. V.Каковы способы подведения итогов урока? Какой уровень теоретических знаний и практических умений учащихся достигнут на уроке? Формы учёта и оценки работы школьников на уроке, объективность оценки. VI.Характер, объём домашнего задания, соответствие целям урока, инструктаж, запись на доске, дифференциация и т. д. |
Выводы. Вызвал ли урок интерес у детей? Поведение учащихся на уроке, их увлеченность, эмоциональная и интеллектуальная активность. Мастерство учителя в общении с классом, культура общения.
Правильно ли были спланированы этапы урока? Насколько активно использовался текст изучаемого произведения на уроке? Как сочеталось его эмоциональное восприятие с логическим освоением?
Эффективность использования методов и приемов с учетом индивидуальных особенностей класса и отдельных учащихся. Соотношение заданий репродуктивного и творческого характера.
Какой был темп урока? Какие технологии использовались на уроке? Насколько эффективно было их использование?
Достигнуты ли цели урока?
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
(Оформляется в соответствии с требованиями к развернутому конспекту урока русского языка.)