Задания к теме 2.2. Наблюдение
1. Определите, о каком наблюдении идет речь в предложенных примерах:
Пример 1. В 60-е гг. ХХ в. Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатель обычно тихо сидел в зарослях, пока объекты, привыкнув к нему, не переставали обращать внимания на странного зрителя и не возвращались к нормальному образу действий. При этом в нескольких случаях были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют орудия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроумными ловцами…
Пример 2. Если посторонний наблюдающий просто характеризует подростка из кружка «Умелые руки» как «склонного к сотрудничеству», по «работающий» на соседнем станке психолог фиксирует, что этот подросток в течение одного занятия 5 раз одолжил другим членам кружка свой инструмент, 8 раз оказал помощь и 2 раза обратился за помощью сам. Кроме того, поведение наблюдаемого сопоставляется с количественно выраженными аналогичными характеристиками поведения окружающих его людей.
Пример 3. В известном исследовании Курта Левина испытуемые находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К. Левин назвал полевым.
(Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХ-РАХ-М», 2000. – С. 8-9).
2. Восстановите пары признаков, характерных для метода наблюдения:
1. Непрерывное | А. Стороннее |
2. Широкое | Б. Дискретное |
3. Включенное | В. Специальное |
Тема 2.3. Опрос (беседа, интервью, анкетирование)
Метод опроса используется в двух основных формах: 1) в виде устного опроса (беседа, интервью); 2) в виде письменного опроса (анкетирование).
Суть метода понятна из его названия. Во время опроса спрашивающий вступает в личный контакт с отвечающим. В результате он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или иной вопрос; может в случае надобности задавать различные дополнительные вопросы и получать дополни- тельные данные по некоторым неосвещенным вопросам.
Устные опросы дают конкретные результаты. С их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя. Однако на вопросы «щекотливого» характера опрашиваемые письменно отвечают гораздо откровеннее и ответы при этом дают более под- робные и основательные.
На устный ответ отвечавший затрачивает меньше времени и энергии, чем на письменный. Однако такой метод имеет и свои отрицательные стороны. Все отвечающие находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них могут получить через наводящие вопросы исследователя добавочную информацию; выражение лица или какой-либо жест исследователя также оказывают некоторое воздействие на отвечающего. Остановимся на специфике конкретных методов опроса.
Беседа – метод сбора фактов о социально-психологических и педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Беседакак исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные предварительно продуманные вопросы. Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать факты, касающиеся убеждений, стремлений, отношений к действительности и событиям, условий жизнедеятельности исследуемого объекта (ученика, класса, группы, коллектива). Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе.
Область применения беседы:
· изучение личности педагогов, обучающихся, родителей;
· получение дополнительных данных при применении других методов исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.);
· первоначальное знакомство с людьми, обстоятельствами дела, ситуацией.
Виды бесед:
· стандартизированная (точно сформулированные вопросы, одинаковые для всех опрашиваемых);
· нестандартизированная (вопросы ставятся в произвольной форме).
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий: открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания, доброжелательности отношений. Для беседы необходимо выбрать место, которое позволило бы собеседнику чувствовать себя свободнее и раскованнее, на равных с тем, кто проводит беседу.
Приемы ведения беседы:
· внимательное, заинтересованное слушание;
· предоставление возможности собеседнику высказаться до конца, не перебивая его;
· оказание помощи в форме наводящих, встречных вопросов для снятия барьеров и страхов, одобрения точности высказываемых мыслей;
· проверка искренности и достоверности ответов контрольными (альтернативными) вопросами;
· поощрение собеседника к проявлению взаимности, искренности, заинтересованности средствами собственного дружелюбного, эмпатийного поведения;
· активное слушание, быстрое реагирование на особенности ответов, речевого поведения собеседника, его эмоциональных реакций;
· использование невербальных средств управления общением (фонационные – тембр, темп речи, фразовые ударения, паузы, интонация; кинетические – речевые и двигательные жесты, физиогномические маски, мимика, пантомимика; проксемические – дистанция общения, организация пространства беседы);
· стимулирование активности собеседника, поддержание контакта с ним через вопросы, интересные собеседнику; вопросы эмоционального характера (случаи из жизни, успехи, удачи), избегание вопросов, вызывающих негативные переживания;
· признание собственных допущенных ошибок, неточностей, выражение благодарности собеседнику за внимательность.
Подготовка беседы:
· определение цели беседы (без этого беседа станет бесплодным разговором, а не методом исследования);
· формулирование целевых вопросов, их ранжирование в порядке значимости;
· формулирование вопросов, поддерживающих беседу;
· подготовка средств фиксации хода беседы (магнитофон, бланк записи, кодировка ответов, условные обозначения);
· создание условий для благоприятного проведения беседы (выбор времени, места, обстановки).
Вопросы беседы:
· прямые «личные» – с однозначно понимаемым смыслом. (Вас устраивают условия учебы?);
· косвенные, «безличные» – со скрытой для собеседника целью. (Устраивают ли студентов нашего колледжа предлагаемые условия обучения? Если среди выпускников колледжа будет проводиться конкурс педагогического мастерства, Вы примете в нем участие?);
· проективные вопросы – предлагают не личную, конкретную, а воображаемую ситуацию и воображаемых людей (Как Вы считаете, как должен поступать педагог, если его инициатива не поддержана администрацией?);
· определительные вопросы – направлены на получение общей информации (Как Вы готовитесь к урокам? Какие методы активизации познавательной деятельности учащихся Вы используете?);
· вопросы внушающего действия – несут внушающую нагрузку в беседе. (Не кажется ли Вам, что урок как форма обучения совершенно устарел? Вас больше привлекают игровые или дискуссионные методы обучения?).
Беседа предполагает непосредственный контакт с испытуемым, что позволяет при необходимости быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых собеседником суждений.
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляется после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные с помощью других методов. Беседа может планироваться, с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.
Практические рекомендации:
♦ Истинные цели беседы должны быть известны только исследователю, педагогу.
♦ План беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации.
♦ Вопросы должны соответствовать особенностям и интересам конкретного собеседника.
♦ Не стоит допускать присутствия и вмешательства в беседу других людей.
♦ Любой вопрос имеет определенное суггестивное воздействие, но внушающие вопросы обладают очень высоким его уровнем. Желательно максимально ограждать собеседников от таких вопросов.
Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса.
Интервью (от англ. – встреча, беседа) – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на заранее сформулированные вопросы.
В отличие от беседы двух или более равноправных в принципе собеседников интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента).
Виды интервью:
1. По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и документальное интервью, связанное с установлением фактов.
2. По форме общения интервью подразделяются на свободные (на начальной стадии исследования); стандартизированные, имеющие четко разработанную схему, одинаковую для всех респондентов; полустандартизированные, для которых характерны 2 вида вопросов: одни – обязательные для всех, другие (уточняющие) могут исключаться из интервью в зависимости от ответов на основные вопросы.
Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно сплани- ровать и составить вопросник, где должно быть оставлено место и для записи (протоколирования) ответа. При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:
· интервью не должно носить случайный характер, оно должно быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные – позднее;
· вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятыми для всех отвечающих;
· вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.
При интервью следует придерживаться следующих правил:
· во время интервью исследователь должен находиться с отвечающим наедине, без посторонних слушателей;
· каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизмененном виде;
· следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвеча- ющий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;
· интервью должно быть кратковременным (с обучающимися, как прави- ло, не более 15–20 минут, со взрослыми – не более 30 минут);
· интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т. д.);
· интервьюирующий может в случае надобности (если данный ответ не- ясен) задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы, напри-ример: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»);
· если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос непонятен!»;
· ответы записываются в вопросник только во время опроса;
· при использовании метода интервью следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (успеваемость, пол, возраст и пр.) или содержать лишь мнение (об учебных предметах, литературных произведениях и т. д.). Ответы анализируются и интерпретируются соот- ветственно их характеру.
Итак, процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов. Интервью – один из универсальных методов исследования, но в то же время, один из наиболее субъективных методов современного научного познания.
Анкетирование (от франц. – список вопросов) – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели, что и в интервью, но на основе письменных ответов респондентов. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное.
Область применения анкетирования:
· выявление групп респондентов, имеющих одинаковое или отличное от других мнение;
· количественная оценка респондентов, имеющих то или иное мнение;
· количественно-качественная оценка педагогических явлений.
Требования к анкетированию:
● целенаправленность, адекватность исследовательской задаче;
· обоснованность целей использования анкеты, то есть обеспечение получения искомой информации;
· устойчивость критериев и надежность шкал оценок, адекватно отражающих изучаемую ситуацию;
· корректность формулировок вопросов, тактичность в отношении опрашиваемых;
· конкретность, четкость и ясность формулировок вопросов и вариантов ответов;
· стилистическая и орфографическая грамотность;
· соответствие возрасту, психологическим особенностям, уровню развития и общей культуры респондентов;
· однозначность толкования терминов, понятий;
· сбалансированность отрицательных и положительных суждений при формулировке оценочных вопросов;
· отсутствие социальной предопределенности, установок исследователя, внушающего воздействия;
· оптимальность количества вопросов;
· последовательность и постепенность расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к более сложным в середине и простым (разгрузочным) в конце;
· обеспечение возможности уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение через предусмотрение вариантов ответов: «трудно ска-
зать», «затрудняюсь ответить», «бывает по-разному», «когда как»[8].
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка анкет.
Анкета – объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление качественных и количественных характеристик объекта исследования.
Виды анкет:
· анонимные (без указания фамилии респондента) и именные (с указанием фамилии респондента);
· открытые (содержат открытые вопросы), закрытые (содержат только закрытые вопросы) и смешанные (содержат открытые и закрытые вопросы).
Правила составления анкет:
1. Определить предмет, объект и структуру исследования, выделить критерии того, что будет изучаться через анкетирование.
2. Согласовать содержание анкеты со структурой и параметрами изучаемого процесса или явления.
3. Продумать, когда, кто и при каких условиях проведет анкетный опрос.
4. Заранее приготовить для учащихся в письменном виде на листках или на доске анкету.
В анкете могут быть использованы разные виды вопросов:
По содержанию различают вопросы:
1) о фактах сознания (выявляют мнения, пожелания, суждения, планы);
2) о фактах поведения (выявляют поступки, результаты деятельности и поведения);
3) о личности респондента («паспортичка», дающая характеристику личности респондента).
По содержанию вопросы бывают прямые, косвенные и шкалированные. Прямые требуют однозначного ответа, который позволит выяснить отношение респондента к чему-либо (Нужны ли учителю общепедагогические знания в повседневной работе?)
Но такие вопросы не позволяют выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек обычно дает «правильный», по его мнению, ответ, которого, как он думает, от него ждут.
Истинное отношение с большей достоверностью можно выявить с помощью косвенных вопросов, в содержание которых включается воображаемая ситуация (Если бы Вы были директором школы, какие методы стимулирования педагогического творчества Вы использовали бы в своей работе?). Во многих случаях ответ на прямой вопрос не находит подтверждения в ответе на косвенный вопрос.
При ответе на шкалированные вопросы выбирается один из вариантов ответов, представленных в виде шкалы, например: Оцените степень эффективности различных инновационных методов обучения.
№ п/п | Метод обучения | Очень эффективен | Достаточно эффективен | Мало эффективен |
Кейс-метод | ||||
Метод проектов | ||||
Деловая игра | ||||
Модульно-рейтинговое обучение |
По форме различают вопросы:
1) закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов):
а) альтернативные – с возможностью выбора только одного варианта ответа (Испытываете ли Вы затруднения при реализации инновационных методов обучения?);
б) неальтернативные, предполагающие выбор одного или нескольких вариантов ответов (Какой литературой вы пользуетесь при подготовке к семинарам: а) учебником, б) монографией, в) статьями из журналов и газет, г) методическими пособиями, д) документами, касающимися образования?);
2) открытые, когда респондент должен сам сформулировать и вписать ответ (Перечислите основные преимущества и недостатки инновационных методов обучения);
3) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью свободно сформулировать и вписать ответ). Полуоткрытые вопросы используются тогда, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.
По функции различают вопросы:
1) основные, направленные на сбор информации о содержании исследуемого явления (Считаете ли Вы необходимым внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс нашего колледжа?);
2) неосновные, нацеленные на поиск адресата основных вопросов.
Неосновные вопросы (вопросы-фильтры) используются для получения данных, характеризующих не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторых из них (выявляют адресата основного вопроса).
Для проверки искренности и соответствия ответов действительности используются контрольные вопросы (Назовите инновационные методы обучения, которые Вы используете при изучении нового материала?).