Для соискателей учёной степени

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

«УТВЕРЖДЕНО»   на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин « 23 » октября 2014 г., протокол № 2.   Зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, д.соц.н., профессор   ________ Н. А. Кармаев   «УТВЕРЖДАЮ»   Проректор по НИР ФГБОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», д.экон.н., профессор   ________ С. А. Цветков   «____»____________2014 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

Санкт-Петербург

Для допуска к сдаче экзамена по дисциплине «История и философия науки» необходимо выполнить следующие требования.

Для аспирантов очной формы обучения на факультете ПНПР:

– посетить не менее 75 % лекций и семинарских занятий или сдать микрозачёты по пропущенным занятиям;

– написать на положительную оценку не менее 4-х текущих контрольных работ по предложенным темам дисциплины;

– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена.

Для аспирантов заочной формы обучения на факультете ПНПР и соискателей, прикреплённых к кафедрам НГУ имени П. Ф. Лесгафта, необходимо:

– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена;

– иногородним аспирантам и соискателям необходимо предоставить реферат не менее чем за два месяца до дня проведения экзамена по дисциплине; в случае отсутствия замечаний он должен быть защищён не менее чем за месяц до экзамена.

Требования к составлению и оформлению реферата

Тема реферата в обязательном порядке должна быть согласована с научным руководителем аспиранта (соискателя) и преподавателем, ведущим дисциплину «История и философия науки». Кроме того, тема реферата в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в деканате факультета ПНПР. Титульный лист реферата должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом (см. приложение). Объём реферата – 30 страниц формата А4, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, параметры страницы стандартные. Реферат должен быть структурирован, т.е. должен быть разбит на главы и параграфы, содержать введение и заключение, список литературы. В списке литературы должно содержаться не менее 20 источников по теме реферата.

Тематика контрольных работ

Контрольная работа №1:

Вопрос № 1: специфика научного познания.

Вопрос № 2: логические основы научного исследования.

Контрольная работа №2:

Вопрос № 1: возникновение науки и основные этапы её исторического развития.

Вопрос № 2: особенности современного этапа развития науки.

Контрольная работа №3:

Структура научного знания (эмпирический и теоретический уровни науки, основания науки).

Контрольная работа №4:

Основные этапы развития философии науки.

Требования связаны с уровнем овладения представленного в дисциплине теоретического материала, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий философии науки, которые должны служить методологической основой, как при подготовке кандидатской диссертации, так и в дальнейшей научно-исследовательской работе.

ВОПРОСЫ[1]

к экзамену кандидатского минимума

по ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

РАЗДЕЛ I

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Особенности науки как формы познания.

2. Наука в культуре техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

3. Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

4. Этика науки.

5. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале ХХΙ века.

6. Проблема возникновения науки. Преднаука и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Роль Аристотеля в античной науке.

7. Особенности средневековой науки. Развитие науки в эпоху Возрождения.

8. Специфика классической науки в Новое время (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт).

9. Становление социальных и гуманитарных наук в Новое время.

10. Неклассическая наука на рубеже ХΙХ – ХХ веков.

11. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

12. Основные формально-логические законы и формы мышления. Логические приёмы образования научных понятий. Логические основы научной классификации и определения понятий.

13. Суждение как форма мышления. Классификация суждений. Виды простых и сложных суждений.

14. Дедуктивные умозаключения и их роль в научном познании.

15. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии и их роль в научном познании.

16. Логическое доказательства, его элементы и правила.

17. Проблема в цикле научного познания.

18. Роль гипотезы в научном познании.

19. Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение и эксперимент.

20. Теоретический уровень научного исследования.

21. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Стиль научного мышления.

22. Объяснение и предвидение как функции науки.

23. Понимание в социальных и гуманитарных науках.

24. Научная дискуссия и её особенности.

25. Позитивистская традиция в философии науки. О. Конт как основатель позитивизма. Второй позитивизм (Э. Мах).

26. Неопозитивистские концепции науки (М. Шлик).

27. Концепция критического рационализма К. Поппера и зарождение постпозитивизма.

28. Историческая философия науки Т. Куна.

29. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

30. Концепция философии науки П. Фейерабенда.

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ педагогики

для соискателей учёной степени

кандидата педагогических наук)

31. Предмет и задачи философии педагогики.

32. Аксиология педагогики.

33. Гносеология педагогики.

34. Методология педагогики.

35. Периодизация развития философии образования.

36. Социально-философское истоки и содержание категории «образование».

37. Категории «воспитание», «обучение» и «образование», их содержание и отражение в системе многоуровневого образования.

38. Понятие либерального и профессионального образования в истории педагогического процесса. Функции образования как социального института.

39. Философские идеи античной педагогики.

40. Исторические и социокультурные причины возникновения средневековых университетов.

41. Развитие образования в эпоху Возрождения. Итальянский гуманизм.

42. Идеи образования в эпоху Просвещения.

43. Теория образования В. фон Гумбольдта.

44. Идея универсальности образования в истории и философии педагогики.

45. «Миссия университета» Х. Ортеги-и-Гассета.

46. «Идея университета» К. Ясперса.

47. «Наука как призвание и профессия» М. Вебера.

48. Социология образования К. Маннгейма.

49. Истоки и содержание «кризиса образования» в XX веке.

50. Социально-философские основы современного развития образования в России.

51. Образовательная концепция высшего образования в сфере физической культуры и спорта.

52. Категория «образование» в педагогике спорта.

53. Гуманитарный и инструментальный подходы в истории физкультурного образования.

54. Становление и развитие концепции физкультурного образования в конце ХIХ – начале XX веков. Либеральная модель физкультурного образования П. Ф. Лесгафта.

55. Изменение концепции физкультурного образования в 30-70 годы XX века. Массовое физкультурное образование и подготовка специалистов в Советской России.

56. Развитие образования в сфере физической культуры в ХХI веке. Мировоззренческие основы физкультурного образования.

57. П. Бурдье «Система образования и система мышления».

58. К. Ясперс «Духовная ситуация времени».

59. Р. Риккерт «Науки о природе и науки о культуре».

60. М. Шелер «Формы знания и образование».

РАЗДЕЛ III

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации