Для соискателей учёной степени
ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург»
«УТВЕРЖДЕНО» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин « 23 » октября 2014 г., протокол № 2. Зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, д.соц.н., профессор ________ Н. А. Кармаев | «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по НИР ФГБОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», д.экон.н., профессор ________ С. А. Цветков «____»____________2014 г. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА
Санкт-Петербург
Для допуска к сдаче экзамена по дисциплине «История и философия науки» необходимо выполнить следующие требования.
Для аспирантов очной формы обучения на факультете ПНПР:
– посетить не менее 75 % лекций и семинарских занятий или сдать микрозачёты по пропущенным занятиям;
– написать на положительную оценку не менее 4-х текущих контрольных работ по предложенным темам дисциплины;
– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена.
Для аспирантов заочной формы обучения на факультете ПНПР и соискателей, прикреплённых к кафедрам НГУ имени П. Ф. Лесгафта, необходимо:
– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена;
– иногородним аспирантам и соискателям необходимо предоставить реферат не менее чем за два месяца до дня проведения экзамена по дисциплине; в случае отсутствия замечаний он должен быть защищён не менее чем за месяц до экзамена.
Требования к составлению и оформлению реферата
Тема реферата в обязательном порядке должна быть согласована с научным руководителем аспиранта (соискателя) и преподавателем, ведущим дисциплину «История и философия науки». Кроме того, тема реферата в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в деканате факультета ПНПР. Титульный лист реферата должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом (см. приложение). Объём реферата – 30 страниц формата А4, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, параметры страницы стандартные. Реферат должен быть структурирован, т.е. должен быть разбит на главы и параграфы, содержать введение и заключение, список литературы. В списке литературы должно содержаться не менее 20 источников по теме реферата.
Тематика контрольных работ
Контрольная работа №1:
Вопрос № 1: специфика научного познания.
Вопрос № 2: логические основы научного исследования.
Контрольная работа №2:
Вопрос № 1: возникновение науки и основные этапы её исторического развития.
Вопрос № 2: особенности современного этапа развития науки.
Контрольная работа №3:
Структура научного знания (эмпирический и теоретический уровни науки, основания науки).
Контрольная работа №4:
Основные этапы развития философии науки.
Требования связаны с уровнем овладения представленного в дисциплине теоретического материала, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий философии науки, которые должны служить методологической основой, как при подготовке кандидатской диссертации, так и в дальнейшей научно-исследовательской работе.
ВОПРОСЫ[1]
к экзамену кандидатского минимума
по ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Особенности науки как формы познания.
2. Наука в культуре техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
3. Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
4. Этика науки.
5. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале ХХΙ века.
6. Проблема возникновения науки. Преднаука и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Роль Аристотеля в античной науке.
7. Особенности средневековой науки. Развитие науки в эпоху Возрождения.
8. Специфика классической науки в Новое время (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт).
9. Становление социальных и гуманитарных наук в Новое время.
10. Неклассическая наука на рубеже ХΙХ – ХХ веков.
11. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
12. Основные формально-логические законы и формы мышления. Логические приёмы образования научных понятий. Логические основы научной классификации и определения понятий.
13. Суждение как форма мышления. Классификация суждений. Виды простых и сложных суждений.
14. Дедуктивные умозаключения и их роль в научном познании.
15. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии и их роль в научном познании.
16. Логическое доказательства, его элементы и правила.
17. Проблема в цикле научного познания.
18. Роль гипотезы в научном познании.
19. Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение и эксперимент.
20. Теоретический уровень научного исследования.
21. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Стиль научного мышления.
22. Объяснение и предвидение как функции науки.
23. Понимание в социальных и гуманитарных науках.
24. Научная дискуссия и её особенности.
25. Позитивистская традиция в философии науки. О. Конт как основатель позитивизма. Второй позитивизм (Э. Мах).
26. Неопозитивистские концепции науки (М. Шлик).
27. Концепция критического рационализма К. Поппера и зарождение постпозитивизма.
28. Историческая философия науки Т. Куна.
29. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
30. Концепция философии науки П. Фейерабенда.
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ педагогики
для соискателей учёной степени
кандидата педагогических наук)
31. Предмет и задачи философии педагогики.
32. Аксиология педагогики.
33. Гносеология педагогики.
34. Методология педагогики.
35. Периодизация развития философии образования.
36. Социально-философское истоки и содержание категории «образование».
37. Категории «воспитание», «обучение» и «образование», их содержание и отражение в системе многоуровневого образования.
38. Понятие либерального и профессионального образования в истории педагогического процесса. Функции образования как социального института.
39. Философские идеи античной педагогики.
40. Исторические и социокультурные причины возникновения средневековых университетов.
41. Развитие образования в эпоху Возрождения. Итальянский гуманизм.
42. Идеи образования в эпоху Просвещения.
43. Теория образования В. фон Гумбольдта.
44. Идея универсальности образования в истории и философии педагогики.
45. «Миссия университета» Х. Ортеги-и-Гассета.
46. «Идея университета» К. Ясперса.
47. «Наука как призвание и профессия» М. Вебера.
48. Социология образования К. Маннгейма.
49. Истоки и содержание «кризиса образования» в XX веке.
50. Социально-философские основы современного развития образования в России.
51. Образовательная концепция высшего образования в сфере физической культуры и спорта.
52. Категория «образование» в педагогике спорта.
53. Гуманитарный и инструментальный подходы в истории физкультурного образования.
54. Становление и развитие концепции физкультурного образования в конце ХIХ – начале XX веков. Либеральная модель физкультурного образования П. Ф. Лесгафта.
55. Изменение концепции физкультурного образования в 30-70 годы XX века. Массовое физкультурное образование и подготовка специалистов в Советской России.
56. Развитие образования в сфере физической культуры в ХХI веке. Мировоззренческие основы физкультурного образования.
57. П. Бурдье «Система образования и система мышления».
58. К. Ясперс «Духовная ситуация времени».
59. Р. Риккерт «Науки о природе и науки о культуре».
60. М. Шелер «Формы знания и образование».
РАЗДЕЛ III
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПСИХОЛОГИИ