Диссертация на соискание ученой степени

Кандидата архитектуры

Научный руководитель –

доктор философских наук, профессор Норенков С.В.

Нижний Новгород – 2005 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

Глава 1. СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ9

1.1. Социально-культурная обусловленность возникновения Центров искусств 9

1.2. Теоретические предпосылки формирования Центров искусств

и синтетические объединения первой половины XX века 28

1.3. Развитие синтезирующего подхода к становлению архитектуры

Центров искусств в начале XX века 51

Выводы по Главе 1 74

Глава 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.76

2.1. Концепции развития функциональной структуры Центра искусств 76

2.2. Конструктивно-технологические аспекты проектирования

Центра искусств 87

2.3. Концепции архитектурной формы Центра искусств 92

2.4. Градостроительные концепцииархитектурной среды Центра искусств 111

Выводы по Главе 2 135

Глава 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕТИЧЕСКОГО

ЦЕНТРА ИСКУССТВ138

3.1. Концептуальный аспект формирования Центра искусств 138

3.2. Пространственная универсальность как функциональная

основа архитектуры Центра искусств 145

3.3. Динамическая коммуникативность как общая закономерность

архитектуры Центра искусств 148

3.4. Образная символичность в архитектуре Центра искусств 155

3.5. Средовой подход к построению синтетической концепции

Центра искусств 159

Выводы по Главе 3 164

Заключение 167

Библиография 171

Приложения

Введение

Актуальность исследования.На современном этапе развития общества очевидна потребность в архитектурном пространстве для активизации художественного и духовно-образного мироосвоения в сфере Искусства, для формирования полноценной творческой личности и эстетически выразительной среды. Особое место занимают вопросы доступности искусства широкому потребителю, превращения культурного досуга в норму жизни, а человека – в творца.

Актуальным является дальнейшее развитие искусства на основе творческой коммуникации разных видов и жанров художественной культуры. «Повседневная жизнь» искусства в современном мире требует новых экспериментов, развития концептуального искусства, привлечения медиа-технологий, расширения возможности поиска новых путей, стилей и направлений в искусстве, что формирует новые синтетические виды творчества.

В настоящее время во всем мире Центры искусств – одни из основных типов многофункциональных сооружений. Расширение функций культурно-просветительских учреждений в России ведет к изменению их традиционных типов. При этом Рабочие клубы и Дворцы культуры 1920-х – 1930-х можно считать наиболее близкими прообразами современных Центров искусств. Таким образом, актуально возродить и развивать синтезирующие концепции советского авангарда как базы для формирования Центров искусств в нашей стране, обеспечив встроенность в общемировой архитектурный процесс. Разработке историко-теоретической, методологической и критической основы для этого посвящено данное диссертационное исследование.

Сегодня, когда культурная жизнь очень многообразна и находится в неустойчивом состоянии поиска, особенно актуально существование всего многообразия центров искусств, в том числе и комплексных. Наиболее востребованным представляется Центр искусств, создаваемый на основе синтетической концепции архитектурной среды, в которой на контекстуально-средовом и объектном уровнях синтезированы существующие и зарождающиеся виды творчества, разнохарактерные архитектурные пространства, символические элементы формообразования, природные и технологические факторы.

Цель исследования состоит в разработке синтетической модели архитектуры современного Центра искусств на основе идеи синтеза искусств.

Для этого необходимо решить следующие основные задачи:

- проанализировать формирование идеи синтеза искусств в аспекте эволюции системы искусства;

- выявить теоретические предпосылки и закономерности формирования архитектуры Центров искусств на основе развития идеи синтетичности;

- проанализировать и систематизировать ключевые концепции архитектуры Центров искусств;

- выявить базовые закономерности построения синтетической модели Центра искусств.

Предмет исследования – концептуальные закономерности формирования архитектуры современного Центра искусств.

Объект исследования – Центры искусств как высшее проявление архитектурного творчества.

Границы исследования:

- исторические границы исследования: XX – начало XXI веков, с включением в исторической главе анализа центров творчества различных цивилизационных эпох;

- географические границы исследования – территория Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Азии, Африки;

- типологические границы исследования вмещают изучение культурно-зрелищных комплексов и Центров искусств различного типа.

Методология исследования включает:

- метод историко-культурного анализа и синтеза;

- структурно-аналитичекий метод, восходящий к системному подходу;

- экспериментальный метод, опирающийся на специфику архитектурной деятельности;

- метод теоретического моделирования в аспекте средового подхода.

Теоретическая база исследования включает следующие группы научно-исследовательских работ:

- по теории архитектуры – труды Г.Г. Азгальдова, А.В. Бокова, А.К. Бурова, З. Гидиона, В.Л. Глазычева, А.Э. Гутнова, Э.В. Даниловой, И.А. Добрицыной, А.В. Ефимова, А.В. Иконникова, Т. Ито Т., Р. Коолхаса, И.Г. Лежавы, Ле Корбюзье, А.В. Рябушина, Н.А. Сапрыкиной, В.Л. Хайта, С.О. Хан-Магомедова, А.Н. Шукуровой;

- по истории архитектуры – труды Ю.Н. Бубнова, Е.И. Кириченко, О.В. Орельской, Н.Ф. Филатова, С.М. Шумилкина;

- по градостроительству – труды Е.А. Ахмедовой, В.Н. Белоусова, А.В. Бунина, В.А. Нефедова, И.М. Смоляра;

- по типологии многофункциональных, зрелищных и культурно-просветительских общественных зданий – Б.Г. Бархина, А.Л. Гельфонд, Г.Ф. Горшковой, В.И. Ревякина;

- по искусствоведению: И.А. Азизян, Й. Иттена, В.В. Кандинского, К.С. Малевича, В.Э. Хазановой;

- по философии и культурологии – труды Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Р.Л. Грегори, А.В. Дахина, Л.А. Зеленова, А.Я. Зися, А.Ф. Лосева, С.В. Норенкова, П.А. Флоренского, К. Фремптона, Ф.В.Й Шеллинга.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем впервые предложена синтетическая модель Центра искусств как концепция архитектурной среды, которая базируется на синтезе объективных и субъективных начал: духа места, духа времени и индивидуальной авторской трактовки.

Положения, выносимые на защиту:

- закономерной основой синтеза искусств является архитектура в своей наиболее совершенной форме – синтетический комплекс Центра искусств;

- концепция архитектуры современного Центра искусств выстраивается на основополагающем принципе синтетичности, который закономерно развивается на основе идеи синтеза искусств: функциональный синтез, конструктивно-технологический синтез, символический синтез, концептуальный синтез, средовой синтез;

- базовыми закономерностями формирования синтетической модели архитектуры Центра искусств являются: пространственная универсальность как функциональная основа; коммуникативность как общая средовая и деятельностная взаимообусловленность; символичность как особенность архитектурного образа;

- теоретическая модель архитектуры современного Центра искусств трактуется в аспекте синтетичности архитектурной среды.

Практическое значение диссертации заключается:

- в возможности перехода на основе предложенной модели с теоретического уровня синтеза архитектуры и искусства к практическому уровню реального проектирования Центров искусств;

- в возможности использования результатов исследования для составления программ-заданий на проектирования Центров искусств различного типа.

Наши рекомендации