АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

(7) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

(2)Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях (З^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях (7^Автоматизация звукаЛв игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(ю) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж-нений по автоматизации звука Ж. Материал, предло-женный автором, превращает однообразную и моно-тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз-вивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова-нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло-гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ж проводится по традицион-ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Ж изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним

из них является использование в работе мелких объ-ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе-мый звук*. Этот приём также помогает активизиро-вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за-нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж-дает его к общению, способствует быстрому контакту

с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про-ведении следующих игр:

1. Лабиринт.Ребенок, чётко произнося изучаемый

звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

2. Лабиринт с проговариванием.Ребёнок при дви-жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, ежата — вниз, пижама — вниз, лужа — направо...».

3. Лабиринт с пропуском хода.Игра проводится вдва этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен-ной звёздочкой, — через одну.

4. Лабиринт наоборот.Сначала ребёнок прогова-ривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла-биринта и двигается в обратном направлении, на-зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5—8). Если при прохождении лабири'та игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас-сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре-зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора-дуют.

* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: жук, ёжик, художник.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 2 , 3 , 5 , 11, 12 предполагают удер-жание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 1, 4 , б—10 выполняются 10—15 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

1. НАКАЖЕМ 2. ЛОПАТОЧКА
НЕПОСЛУШНЫЙ  
ЯЗЫЧОК  
Положить широкий язык на нижнюю губу. Рот открыть. Положить широкий
Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя- расслабленный язык на нижнюю губу.
пя... Остановиться и удерживать широкий язык Занести «лопатку» в рот, стараясь не
в спокойном положении. напрягать язык.
3. ЧАШЕЧКА 4. ЛОШАДКА
Открыть рот. Широкий расслабленный язык Присасывать язык к нёбу, растягивая
поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю подъязычную связку. Щёлкать языком
часть языка, загнув кверху боковые края. медленно и сильно. Нижняя челюсть
  должна быть неподвижна!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

ГРИБОК 6. ГАРМОШКА

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу.  
Не опуская языка вниз, открывать и  
Присосать широкий язык всей плоскостью к закрывать рот, растягивая подъязычную  
нёбу и открыть рот. связку. Губы должны быть в улыбке!  
     

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

КОНФЕТА

ВКУСНОЕ

ВАРЕНЬЕ


Губы сомкнуть. Напряжённым языком Рот приоткрыть. Широким языком
упираться то в одну щеку, то в облизывать верхнюю губу, делая движения
другую. сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

КАЧЕЛИ

ПОЧИСТИМ

ЗУБКИ

Сначала выполнять с

закрытым ртом, затем

— с открытым.


Открыть рот, как при произнесении звука А. «Почистить» кончиком языка верхние
Языком тянуться попеременно то к носу, то к зубы с внутренней стороны (слева —
подбородку. направо, сверху вниз). Нижняя челюсть
  неподвижна!

11. ПОГРЕЕМ 12. БУБЛИК ЛАДОШКИ

Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. Рот приоткрыть. Губы округлить и немного
Произность на выдохе звук X (х-х-х), как бы вытянуть вперёд. Упражнение делается без
согревая ладошки. напряжения, одними губами. Нижняя челюсть
  неподвижна!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Пчёлка жужжит».Помоги пчёлке собрать с цветов вкусный нектар и отнестиего в улей. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята.)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Песенки».Жук решил научить всех зверей в лесу правильно произносить еголюбимый звук Ж. Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Жуком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ж в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

ЖА - ЖА - ЖА ЖО - ЖО - ЖО ЖИ - ЖИ - ЖИ ЖУ - ЖУ - ЖУ ЖЕ - ЖЕ - ЖЕ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

I I ЖА - ЖА - ЖО I ЖО - ЖИ - ЖО | ЖИ - ЖУ - ЖУ 1 ЖУ - ЖА - ЖА ЖЕ - ЖЕ - ЖИ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

ЖО - ЖА - ЖО - ЖА ЖИ - ЖИ - ЖО - ЖО ЖУ - ЖА - ЖУ - ЖО ЖЕ - ЖИ - ЖА - ЖУ ЖА - ЖО - ЖИ - ЖЕ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АЖ - АЖ - АЖ ОЖ - ОЖ - ОЖ ИЖ - ИЖ - ИЖ ЭЖ - ЭЖ - ЭЖ УЖ- УЖ - УЖ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АЖ - ОЖ - АЖ УЖ - АЖ - УЖ ОЖ - ИЖ - ОЖ ИЖ - АЖ - ИЖ ОЖ - АЖ - ОЖ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АЖ - ОЖ - УЖ - ЫЖ ЫЖ - УЖ - ОЖ - АЖ ЕЖ - ИЖ - ЮЖ - ЯЖ АЖ - ЯЖ - ОЖ - ЕЖ ЫЖ - ИЖ - ЯЖ - АЖ I

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение/

Упражнение «Живое — неживое»*.Сначала назови слова, обозначающие живые пред-

меты, а затем — неживые предметы.

Упражнение «В гостях у гномов».Я назову большой предмет, а ты назови маленький.Образец: жакет — жакетик. Какое слово нельзя изменить?

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом.

Перечень картинок лабиринта: жаба, жакет, <7>, живот, жираф, жёлуди, жук, журнал, журавль.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*.Послушай слова.(Взрослый называет любые 2—5картинок.)Запомни их и

повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ж.

Упражнение «Угадай».Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Созревает... (ежевика).

Упражнение «Придумай сам».Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно большеответов. Образец: Ежата какие? — Ежата маленькие, шустрые, пугливые, весёлые, игривые, колючие...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

Перечень картинок лабиринта: ежата, пижама, лужа, ужи, ножи, лыжи, моржи, пружина, ежевика.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Лабиринт3

Упражнение «Половинки»*.Я загадаю слово и назову его половинку (начало). А ты добавь

недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: фла... —жок, флажок. Упражнение «Доскажи словечко»*.Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,

выбрав подходящее слово-картинку. Образец: Папа надел красивый жёлтый ... (пиджак). Упражнение «Фотограф»*.С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй»

(запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

Перечень картинок лабиринта: лужок, флажок, рожок, утюжок, пирожок, пиджак, пожар, баклажан, снежинка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Волшебная палочка»*.Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки,измени их названия по образцу. Образец: ружьё — ружья. Какие слова не изменились?

Упражнение «Составь предложение»*.Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложение. Образец: Картины пишет художник.

Упражнение «Хлопушки»*.Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяяколичество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

Перечень картинок лабиринта: дождик, ножницы, художник, сапожник, <?>, лыжник, булыжник, бумажник, ружьё.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги ёжику. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ж.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Подбери картинку».Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.

Произнеси оба слова вместе. Образец: живой... (жук).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

Слова для справок: жук, ужи, жаба; абажур, пижама, мороженое, лыжи.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Закончи предложения по картинке».Послушай (прочитай) и закончи предложения.

Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Ж.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

У Жан-ны ос-тры-е

Же-ня у-в и-дел

Жо-ра ест вкус-ный

У ло-ша-ди

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

Упражнение «Новые слова». Помоги Жар-Птице превратить одни слова в другие. Замени в словах первый звук на звук Ж. Образец: лук —... (жук). Какие слова у тебя получились?

ЛУК — ... САЛО — ... БАБА _______ ...
ЛУЧОК ... МИР — ... ВИЛКА ...
пить _________... БИЛЕТ . ...
БУРЧИТ — ... БЕТОН — ...
  КИТЕЛЬ . ...
  ДАТЬ _______ ...
     

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Посчитай».Посмотри, как много лесных жителей встретилось на лужайке!Посчитай их. Образец: одна жаба, две жабы... Кого больше? Кого — меньше? Посчитай их в обратном порядке. Образец: четыре жабы, три жабы...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Составь предложение».Составь предложения о Жене и Жанне по схемам сопорой на картинки. Образец: Женя... журнал. — Женя читает журнал.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Подружи слова».Медвежонок перепутал все слова в предложениях. Помоги емунавести порядок: «подружи» слова и произнеси предложения правильно. Образец: У, ёж, ежата. — У ежа ежата.

У, ёж, ежата.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

Жаба, болото, в, жить. Жеребёнок, лужайка, по, бежать. Женя, покупать, одежда. Жук, жужжать, жасмин, около. Пожарные, пожар, тушить. Жираф, Африка, в, жить. Серёжа, увидеть, дорожка, на, уж.

Упражнение «Исправь предложение».Весёлый жаворонок решил посмешить тебя и придумалзабавные предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

Ёжик поймал Женю. Лужок выбежал на детей. Сапожки починили сапожника. Под желудями лежали дубы. Лыжня идёт по лыжнику. Флажок держит Жанну. Жора ест джем с пирожком. От одежды промок дождь. Пятый этаж живёт на Жене.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Соседи».Рассмотри картинку. Сколько этажей в этом доме? Проведи пострелкам пальчиком и расскажи, кто на каком этаже живёт. Чётко произноси звук Ж. Образец: Жираф живёт на первом этаже.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом - student2.ru Упражнение «Рифмы».Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повторифразу полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Образец: Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у... — Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у ежа.

Сочини новые фразы-рифмы с этими или другими слогами и словами. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Образец: Жи-жи-жи, жи-жи-жи — в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа —ес ть иголки у ....

Жу-жу-жу, жу-жу-жу — рыбу мы дадим________

Жок-жок-жок, жок-жок-жок — развевается ....Жок-жок-жок,

жок-жок-жок ■— очень вкусный .... Жди-жди-жди, жди-жди-жди — осенью идут ....

Наши рекомендации