АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом
ВВЕДЕНИЕ
Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:
(7) Автоматизация звука С в игровых упражнениях
(2)Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях (З^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях
(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях
(б) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях
(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях (7^Автоматизация звукаЛв игровых упражнениях
Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях Автоматизация звука Р в игровых упражнениях
(ю) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях
В данном альбоме представлена система упраж-нений по автоматизации звука Ж. Материал, предло-женный автором, превращает однообразную и моно-тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз-вивается мелкая моторика, творческое воображение.
Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова-нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло-гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.
Автоматизация звука Ж проводится по традицион-ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Ж изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.
Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним
из них является использование в работе мелких объ-ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе-мый звук*. Этот приём также помогает активизиро-вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за-нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж-дает его к общению, способствует быстрому контакту
с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про-ведении следующих игр:
1. Лабиринт.Ребенок, чётко произнося изучаемый
звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.
2. Лабиринт с проговариванием.Ребёнок при дви-жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, ежата — вниз, пижама — вниз, лужа — направо...».
3. Лабиринт с пропуском хода.Игра проводится вдва этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен-ной звёздочкой, — через одну.
4. Лабиринт наоборот.Сначала ребёнок прогова-ривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла-биринта и двигается в обратном направлении, на-зывая слова.
Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5—8). Если при прохождении лабири'та игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.
В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас-сказах и стихотворных текстах.
Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре-зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора-дуют.
* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: жук, ёжик, художник.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 2 , 3 , 5 , 11, 12 предполагают удер-жание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 1, 4 , б—10 выполняются 10—15 раз.
1. НАКАЖЕМ | 2. ЛОПАТОЧКА |
НЕПОСЛУШНЫЙ | |
ЯЗЫЧОК | |
Положить широкий язык на нижнюю губу. | Рот открыть. Положить широкий |
Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя- | расслабленный язык на нижнюю губу. |
пя... Остановиться и удерживать широкий язык | Занести «лопатку» в рот, стараясь не |
в спокойном положении. | напрягать язык. |
3. ЧАШЕЧКА | 4. ЛОШАДКА |
Открыть рот. Широкий расслабленный язык | Присасывать язык к нёбу, растягивая |
поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю | подъязычную связку. Щёлкать языком |
часть языка, загнув кверху боковые края. | медленно и сильно. Нижняя челюсть |
должна быть неподвижна! |
ГРИБОК 6. ГАРМОШКА
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. | Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. | |
Не опуская языка вниз, открывать и | ||
Присосать широкий язык всей плоскостью к | закрывать рот, растягивая подъязычную | |
нёбу и открыть рот. | связку. Губы должны быть в улыбке! | |
КОНФЕТА
ВКУСНОЕ
ВАРЕНЬЕ
Губы сомкнуть. Напряжённым языком | Рот приоткрыть. Широким языком |
упираться то в одну щеку, то в | облизывать верхнюю губу, делая движения |
другую. | сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! |
КАЧЕЛИ
ПОЧИСТИМ
ЗУБКИ
Сначала выполнять с
закрытым ртом, затем
— с открытым.
Открыть рот, как при произнесении звука А. | «Почистить» кончиком языка верхние |
Языком тянуться попеременно то к носу, то к | зубы с внутренней стороны (слева — |
подбородку. | направо, сверху вниз). Нижняя челюсть |
неподвижна! |
11. ПОГРЕЕМ 12. БУБЛИК ЛАДОШКИ
Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. | Рот приоткрыть. Губы округлить и немного |
Произность на выдохе звук X (х-х-х), как бы | вытянуть вперёд. Упражнение делается без |
согревая ладошки. | напряжения, одними губами. Нижняя челюсть |
неподвижна! |
Упражнение «Пчёлка жужжит».Помоги пчёлке собрать с цветов вкусный нектар и отнестиего в улей. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята.)
Упражнение «Песенки».Жук решил научить всех зверей в лесу правильно произносить еголюбимый звук Ж. Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Жуком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ж в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
ЖА - ЖА - ЖА ЖО - ЖО - ЖО ЖИ - ЖИ - ЖИ ЖУ - ЖУ - ЖУ ЖЕ - ЖЕ - ЖЕ
I I ЖА - ЖА - ЖО I ЖО - ЖИ - ЖО | ЖИ - ЖУ - ЖУ 1 ЖУ - ЖА - ЖА ЖЕ - ЖЕ - ЖИ
ЖО - ЖА - ЖО - ЖА ЖИ - ЖИ - ЖО - ЖО ЖУ - ЖА - ЖУ - ЖО ЖЕ - ЖИ - ЖА - ЖУ ЖА - ЖО - ЖИ - ЖЕ
АЖ - АЖ - АЖ ОЖ - ОЖ - ОЖ ИЖ - ИЖ - ИЖ ЭЖ - ЭЖ - ЭЖ УЖ- УЖ - УЖ
АЖ - ОЖ - АЖ УЖ - АЖ - УЖ ОЖ - ИЖ - ОЖ ИЖ - АЖ - ИЖ ОЖ - АЖ - ОЖ
АЖ - ОЖ - УЖ - ЫЖ ЫЖ - УЖ - ОЖ - АЖ ЕЖ - ИЖ - ЮЖ - ЯЖ АЖ - ЯЖ - ОЖ - ЕЖ ЫЖ - ИЖ - ЯЖ - АЖ I
Лабиринт 1
Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение/
Упражнение «Живое — неживое»*.Сначала назови слова, обозначающие живые пред-
меты, а затем — неживые предметы.
Упражнение «В гостях у гномов».Я назову большой предмет, а ты назови маленький.Образец: жакет — жакетик. Какое слово нельзя изменить?
* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом.
Перечень картинок лабиринта: жаба, жакет, <7>, живот, жираф, жёлуди, жук, журнал, журавль.
Лабиринт 2
Упражнение «Эхо»*.Послушай слова.(Взрослый называет любые 2—5картинок.)Запомни их и
повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ж.
Упражнение «Угадай».Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Созревает... (ежевика).
Упражнение «Придумай сам».Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно большеответов. Образец: Ежата какие? — Ежата маленькие, шустрые, пугливые, весёлые, игривые, колючие...
Перечень картинок лабиринта: ежата, пижама, лужа, ужи, ножи, лыжи, моржи, пружина, ежевика.
Лабиринт3
Упражнение «Половинки»*.Я загадаю слово и назову его половинку (начало). А ты добавь
недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: фла... —жок, флажок. Упражнение «Доскажи словечко»*.Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,
выбрав подходящее слово-картинку. Образец: Папа надел красивый жёлтый ... (пиджак). Упражнение «Фотограф»*.С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй»
(запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.
Перечень картинок лабиринта: лужок, флажок, рожок, утюжок, пирожок, пиджак, пожар, баклажан, снежинка.
Упражнение «Волшебная палочка»*.Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки,измени их названия по образцу. Образец: ружьё — ружья. Какие слова не изменились?
Упражнение «Составь предложение»*.Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложение. Образец: Картины пишет художник.
Упражнение «Хлопушки»*.Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяяколичество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
Перечень картинок лабиринта: дождик, ножницы, художник, сапожник, <?>, лыжник, булыжник, бумажник, ружьё.
Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги ёжику. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ж.
Упражнение «Подбери картинку».Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Произнеси оба слова вместе. Образец: живой... (жук).
Слова для справок: жук, ужи, жаба; абажур, пижама, мороженое, лыжи.
Упражнение «Закончи предложения по картинке».Послушай (прочитай) и закончи предложения.
Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Ж.
У Жан-ны ос-тры-е
Же-ня у-в и-дел
Жо-ра ест вкус-ный
У ло-ша-ди
Упражнение «Новые слова». Помоги Жар-Птице превратить одни слова в другие. Замени в словах первый звук на звук Ж. Образец: лук —... (жук). Какие слова у тебя получились?
ЛУК — ... САЛО — ... | БАБА _______ ... | |
ЛУЧОК ... МИР — ... | ВИЛКА | ... |
пить _________... | БИЛЕТ . | ... |
БУРЧИТ — ... | БЕТОН — | ... |
КИТЕЛЬ . | ... | |
ДАТЬ _______ ... | ||
Упражнение «Посчитай».Посмотри, как много лесных жителей встретилось на лужайке!Посчитай их. Образец: одна жаба, две жабы... Кого больше? Кого — меньше? Посчитай их в обратном порядке. Образец: четыре жабы, три жабы...
Упражнение «Составь предложение».Составь предложения о Жене и Жанне по схемам сопорой на картинки. Образец: Женя... журнал. — Женя читает журнал.
Упражнение «Подружи слова».Медвежонок перепутал все слова в предложениях. Помоги емунавести порядок: «подружи» слова и произнеси предложения правильно. Образец: У, ёж, ежата. — У ежа ежата.
У, ёж, ежата.
Жаба, болото, в, жить. Жеребёнок, лужайка, по, бежать. Женя, покупать, одежда. Жук, жужжать, жасмин, около. Пожарные, пожар, тушить. Жираф, Африка, в, жить. Серёжа, увидеть, дорожка, на, уж.
Упражнение «Исправь предложение».Весёлый жаворонок решил посмешить тебя и придумалзабавные предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.
Ёжик поймал Женю. Лужок выбежал на детей. Сапожки починили сапожника. Под желудями лежали дубы. Лыжня идёт по лыжнику. Флажок держит Жанну. Жора ест джем с пирожком. От одежды промок дождь. Пятый этаж живёт на Жене.
Упражнение «Соседи».Рассмотри картинку. Сколько этажей в этом доме? Проведи пострелкам пальчиком и расскажи, кто на каком этаже живёт. Чётко произноси звук Ж. Образец: Жираф живёт на первом этаже.
Упражнение «Рифмы».Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повторифразу полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Образец: Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у... — Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Сочини новые фразы-рифмы с этими или другими слогами и словами. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Образец: Жи-жи-жи, жи-жи-жи — в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа —ес ть иголки у ....
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — рыбу мы дадим________
Жок-жок-жок, жок-жок-жок — развевается ....Жок-жок-жок,
жок-жок-жок ■— очень вкусный .... Жди-жди-жди, жди-жди-жди — осенью идут ....