К вопросу о значимости графического дизайна
Романова Д.А., Лунь Г.Ш.,
ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
г.Комсомольск-на-Амуре, Россия
Duplication - a characteristic feature of the design. Art and design. Graphic design.
Чем отличается дизайнер от художника? Художник, как и дизайнер, тоже конструирует художественно. Полезно будет сначала ответить на вопрос, является ли дизайн искусством. Для этого необходимо обратиться к истории. Если художники были всегда, то дизайн, по сути, это изобретение прошлого столетия. Вызван он был к жизни возникновением массового производства. Более того, можно смело сказать, что дизайн без массового производства (т.е. без тиражирования) просто невозможен. Характерной чертой дизайна всегда было либо ориентация результата на последующее тиражирование, либо (в случае ландшафтного дизайна и дизайна интерьеров) на сборку результата из готовых тиражируемых комплектующих.
Искусство подразумевает намеренный отход от тиражирования, дизайн же этим тиражированием живет. Потребитель покупает произведение искусства как уникальный артефакт, дизайн же он покупает в расчете на совершенно конкретную практическую пользу. Для описания качества произведения искусства пригодно только два параметра, а именно нравится - не нравится и покупается - не покупается (безусловно, и эти два параметры несовершенны, но они хоть как-то работают). Качество произведения дизайна может оцениваться по значительно большему количеству параметров, например, реклама может продавать, а может и не продавать.
Таким образом, легко придти к мысли, что дизайн не есть искусство. В действительности это чересчур суровый приговор. Исходя из определения искусства как процесса, который не может быть алгоритмизирован, логично признать, что процесс создания дизайна тоже не может быть алгоритмизирован. А значит, дизайн - есть урезанное искусство. Раньше такое искусство называли коммерческим, теперь - прикладным. Значительно более популярна точка зрения, в которой дизайн - «искусство оформления, неважно чего и не важно, ради чего. Достаточно спорным в этой точке зрения является то, что дизайн низводится до уровня палехской росписи коробочек (это тоже дизайн, но только какой-то очень уж грустный).
И тут мы подходим к своеобразной этической (а равно и маркетинговой) проблеме. Покупатель дизайна порою хочет практического улучшения. Дизайнер же пытается продать ему вместо этого улучшения плоды собственной самореализации. Покупатель самореализации не хочет, в ответ на что дизайнер кричит, что заказчик ничего не понимающее в искусстве. Налицо явное противоречие, результатом которого является то, что большинство таких дизайнеров на работе делают совсем не то, что дома.
Можно, конечно, жить и так. Но в таком случае получается, что такой дизайнер вовсе не дизайнер, а художник-неудачник, который не может сам себя прокормить своим основным занятием и подрабатывающий дизайном. С моей точки зрения, судьба эта довольно незавидна, я, во всяком случае, себе такой судьбы не хочу.
С другой стороны, графический дизайн предназначен именно для того, чтобы было красиво. И только. Проблема в том, что редко какой проект есть графический дизайн в чистом виде - постоянно нужно одновременно решать задачи коммуникационного дизайна, или, что в России более распространено, дизайна рекламного (который от графического дизайна далек, будучи изначально ориентирован на работу с идеями и смыслами, которые лучше передаются вербально). И профессиональная проблема заключается в том, что человек, посвятивший всего себя графическому направлению дизайна, теряет возможность воспринимать остальные направления (по причине чересчур узкой специализации). И автоматически превращается в художника, а художнику в дизайне, как мы уже выяснили, очень не хорошо.
История графического дизайна, в целом, неотделима от истории человеческой цивилизации. Даже самые древние и примитивные рисунки человека можно отнести к сфере первоначального развития графического дизайна. Тем не менее, более предметно можно говорить о истории графического дизайна лишь в том случае, если взять за первоначальный этап — само начало развития графического дизайна как отдельной сферы деятельности, относящейся к числу художественных и профессиональных дисциплин.
Таким образом, графический дизайн – это не просто красивая картинка, это соединение творческой мысли и математического расчета. Графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).